Профессиональная компетентность педагога - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Профессиональная компетентность педагога

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование в настоящее время стало важнейшим, системообразующим ресурсом социокультурной модернизации общества, социально-экономического развития государства, важнейшим фактором  создания инновационной системы и развития человеческого капитала страны. Получение образования - важный этап в жизни каждого человека. Современная концепция образования подразумевает, что образование включает не только получение знаний и навыков, но и персональную самоидентификацию, личностное развитие. В виду того, что образовательную деятельность в нашей стране осуществляют педагоги, целесообразно говорить о важности педагогического профессионализма и компетентности.

В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. Целью образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования становится формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности. Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.

 В настоящее время проблема профессионализма находится в центре внимания многих наук. Профессионал в современной литературе определяется как субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Исследования доказывают, что профессионализм личности педагога включает в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое выполнение деятельности, а также систему личностных норм регуляции поведения и отношений (В.М. Дьячков, А.А. Деркач). [1]

Значимой составляющей педагога-профессионала является его компетентность. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Деятельность педагога относится к типу «человек - человек», и особая роль в её осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять в профессиональном пространстве.

Психологическая компетентность - это своеобразный психологический инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности. В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность педагога провозглашается как необходимое условие его профессионализма. [2]

            Психологическая компетентность, по мнению Н.В. Кузьминой, состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; аутопсихологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности. Такое определение, по мнению большинства исследователей, является достаточно полным и наиболее перспективным для дальнейшего изучения данного феномена.  Основной  критерий  сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию учащегося. [3]

Профессионализм педагога проявляется также в наличии индивидуального стиля деятельности, в умении заинтересовать учащихся своим предметом, в свободном владении различными методами обучения и воспитания, а также в способности к импровизации. [4]

Каждый педагог, на каком бы уровне образования ни осуществлялась его деятельность (средняя школа, ссуз, высшая школа), и независимо от его специализации, должен быть психологически компетентным. Здесь огромную роль играют самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.

 

Библиографический список:

  • 1. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68
  • 2. МарковаА.К. Психология труда учителя: Книга для учителя.М.: Просвещение, 1993.
  • 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
  • 4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Изд-во: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.
Просмотров работы: 4