В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. Целью образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования становится формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности. Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.
В настоящее время проблема профессионализма находится в центре внимания многих наук. Профессионал в современной литературе определяется как субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Исследования доказывают, что профессионализм личности педагога включает в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое выполнение деятельности, а также систему личностных норм регуляции поведения и отношений (В.М. Дьячков, А.А. Деркач). [1]
Значимой составляющей педагога-профессионала является его компетентность. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Деятельность педагога относится к типу «человек - человек», и особая роль в её осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять в профессиональном пространстве.
Психологическая компетентность - это своеобразный психологический инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности. В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность педагога провозглашается как необходимое условие его профессионализма. [2]
Психологическая компетентность, по мнению Н.В. Кузьминой, состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; аутопсихологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности. Такое определение, по мнению большинства исследователей, является достаточно полным и наиболее перспективным для дальнейшего изучения данного феномена. Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию учащегося. [3]
Профессионализм педагога проявляется также в наличии индивидуального стиля деятельности, в умении заинтересовать учащихся своим предметом, в свободном владении различными методами обучения и воспитания, а также в способности к импровизации. [4]
Каждый педагог, на каком бы уровне образования ни осуществлялась его деятельность (средняя школа, ссуз, высшая школа), и независимо от его специализации, должен быть психологически компетентным. Здесь огромную роль играют самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.
Библиографический список: