Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В условиях социально-экономической нестабильности, состояние здоровья, приобретает характер первостепенной задачи национальной политики. Уровнем здоровья определяется вся человеческая жизнь в широком диапазоне человеческого бытия, здоровье - рассматривается как важнейшее условие воспроизводства и качества рабочей силы и человеческого потенциала в целом [6].

Насчитывается более 100 определений и подходов к феномену здоровья. Всемирная организация здравоохранения в своей деятельности исходит из данного в 1968 г. определения: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье-это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание, формирование и работу физиологических структур организма, развитие и функционирование психической сферы, личностное становление и поступки человека [7]. 

На основании данных определений, мы можем выделить различные подходы к исследованию феномена здоровье:

Представители нормоцентрического подхода рассматривают здоровье как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида [5].

Феноменологический подход: проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого «способа бытия-В-мире»[2,5].

В холистическом подходе здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость, интеграцию жизненного опыта, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей [2,4,5].

В дискурсивном подходе любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику  конструирования [2,5]

В аксиологическом подходе здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, которая соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии [5].

В интегративном подходе любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия [2].

 На качество здоровья воздействуют множество причин, такие как: постоянное перенапряжение нервной системы, вследствие научно-технической революции; неправильный образ жизни; дезадаптация, вызванная нарушением приспосабливаемости людей к усложняющейся социальной жизни, предъявляющей личности, постоянно возрастающие требования, а также убыстряющимся темпом цивилизационных изменений, нарастающим потоком информации [1].

В ходе своего существования человек ведет весьма динамичный образ жизни. При этом жизнь его бросает в самые разные ситуации. Нередко человек сам, по своему желанию меняет среду жизнедеятельности. В каждом из таких случаев необходимостью становится адаптация [3].

Адаптация считается общенаучной проблемой, которая затрагивает интересы всего человечества. Само слово «адаптация» от латинского adapto-приспособление. Понятие адаптация возникло в биологии для обозначении приспособления строения и функций к изменяющимся условиям [3].

Состояние адаптации  может характеризоваться: продуктивным включением в ведущую деятельность; удовлетворением основных социогенных потребностей; соответствием личности ролевым ожиданием, которые предъявляет к ней группа; переживанием состояния самоутверждения и свободы выражения творческих способностей.

Особого внимания в этом контексте заслуживает студенческая молодежь, которая является наиболее активной частью общества.

Невозможность реализовать себя в сложившихся условиях порождает для многих студентов психотравмирующую ситуацию, что с неизбежностью приводит к нарушениям поведения, снижению позитивной активности, изменению эмоционального состояния. Все это приводит к обострению проблем связанных с адаптацией.

 Любое нарушение процесса адаптации может вести за собой нарушение здоровья личности, поэтому психофизиологическое исследование, отражающее особенности человека и его адаптивные возможности является необходимым и актуальным.

В связи с этим, целью настоящего обследование явилось исследование психофизиологических особенностей студентов 1 и 2 курсов Красноярского государственного университета им. Астафьева. Исследование проводилось в сентябре 2011г. - декабре 2011 г., в нем приняли участие 96 студентов, в возрасте от 17 до 20 лет.

Обследование включало психофизиологическое исследование для оценки и прогноза состояния студентов и  осуществлялось с применением устройства психофизиологического тестирования УПФТ- 1/30 «Психофизиолог», включающего разнообразные психофизиологические и психодиагностические методики. Психофизиологические методики направлены на изучение функциональных возможностей вегетативной и центральной нервной системы. Методика вариационной кардиоинтервалометрии была направлена на изучение функционального состояния вегетативной нервной системы по параметрам сердечной деятельности и общего функционального состояния организма.

В психодиагностические методики были включены: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) - изучение адаптационных возможностей, отражающих интегративные особенности психического и социального развития личности; шкалы тревожности Спилбергера - Ханина - оценка реактивной и личностной тревожности; анкета самооценки состояния - оценка субъективного самочувствия и наличия соматических жалоб. Психодиагностические опросники, реализованные в устройстве психофизиологического тестирования, позволяли оценить исследуемые качества на уровне как сознательных, так и бессознательных реакций. Эта возможность обеспечивалась алгоритмами анализа не только содержания ответов по тестам, но и временных задержек по всем шкалам тестов. Батарею методик изучения познавательных процессов составили: «Корректурная проба», «Интеллектуальная лабильность», «Оперативная память», «Память на образы».

По результатам использования многоуровневого личностного опросника мы получили интегральную личностную характеристику  выборки - «личностный адаптационный потенциал», объединяющий три составляющих: поведенческую регуляцию, коммуникативный потенциал, моральную нормативность, что дало нам возможность оценить резервы испытуемых с точки зрения социально-психологической адаптации.

Выделены две группы психологической адаптационной реакции. В нашем исследовании группы отличались друг от друга статистически значимо по уровням поведенческой регуляции и коммуникативного потенциала. Показатель «моральная нормативность» для каждой группы выявлен как достаточно высокий. Первая группа характеризовалась высоким и средним уровнями адаптационного потенциала. Молодые люди достаточно легко адаптировались к новым условиям деятельности, быстро «входили» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентировались в ситуации, быстро вырабатывали стратегию своего поведения и социализации, как правило, были неконфликтны, обладали высокой нервно-психической устойчивостью. Функциональное состояние и работоспособность лиц этой группы в период адаптации находились в пределах нормы, мотивация к деятельности была достаточно устойчивая. Для представителей этой группы характерны функциональное состояние, близкое к оптимальному, высокий уровень функциональных возможностей (34,2 %), высокий и достаточный уровень нервно-психической устойчивости (33,3 %), высокий коммуникативный потенциал (41,7 %).

У респондентов второй группы был выявлен низкий уровень личностного адаптационного потенциала, что может привести в дальнейшем к развитию социально-психологической дезадаптации. Лица этой категории обладали явными акцентуациями характера и некоторыми признаками психопатий. Психическое состояние можно было охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации у них протекал тяжело, весьма вероятны нервно-психические срывы, особенно в экстремальной обстановке. Студенты этой группы обладали высоким уровнем межличностной конфликтности, были склонны к делинквентному поведению, обладали неустойчивой мотивацией к деятельности. В исследуемой выборке у 46,8 % студентов выявлены признаки дезадаптативных нарушений, 36 % респондентов показана комплексная психологическая коррекция. 

Возможно, эти показатели обусловлены в первую очередь невысоким и низким уровнями нервно-психической устойчивости (66,7 %). Функциональное состояние студентов данной группы определено как предельно-допустимое (67 %) на основании анализа состояния сердечно-сосудистой системы, как индикатора состояния всего организма. У студентов с низким уровнем личностного адаптационного потенциала выявлено максимальное напряжение регуляторных систем и сниженный уровень резервных возможностей.

Коммуникативный потенциал второй группы невысокий: у 38 % студентов проявлялись агрессивность и конфликтность. Это может быть вызвано высокой личностной тревожностью (39,8 %) - состоянием, требующим предостерегающих или охранительных действий.

Среди личностных характеристик преобладают: склонность к психастеническим проявлениям (67,7%); склонность к гипертимным реакциям (46,6 %), т.е. студенты склонны переоценивать свои способности, слишком самоуверенны, стремятся показать себя, произвести впечатление на окружающих; отдельные признаки аутичности мышления (30,2 %), т. е. ориентация индивида лишь на собственные искаженные критерии оценки событий; склонность к импульсивным реакциям (21,8 %) , а также склонность к депрессивным состояниям (22%)

У 62,7 % испытуемых зарегистрировано сниженное функциональное состояние на начальных этапах адаптации. Однако 69,2% студентов определяли свое субъективное самочувствие как хорошее, что свидетельствует либо о неумении диагностировать свое самочувствие, либо о желании казаться лучше в глазах других.

Студенты переживают неудовлетворенность в выборе учебно-профессионального поля: у 68,3 % зафиксирована недостаточно устойчивая мотивация к деятельности.

При обследовании молодых людей лабильное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) было выявлено у 70 % студентов. Оно проявляется активацией симпатического отдела, напряжением регуляторных систем, низким уровнем функциональных возможностей и психофизиологических резервов.

Среднее функциональное состояние ВНС, характеризующееся нормокардией (при частоте сердечных сокращений выше средних значений) в сочетании с умеренной синусовой аритмией с преобладанием эрготропной активности на фоне усиленного влияния автономного контура регуляции, наблюдалось у 10 % респондентов

Хорошим и высоким функциональным состоянием ВНС обладали 20 % респондентов. Это состояние характеризовалось нормокардией (при частоте сердечных сокращений выше средних значений) в сочетании с оптимальным синусовым ритмом. Отмечено некоторое преобладание эрготропной активности на фоне сбалансированного влияния центрального и автономного контуров регуляции. Наблюдался высокий уровень функциональных возможностей и психофизиологических резервов.

Методика Спилбергера - Ханина позволила установить, что большинство респондентов характеризовались умеренной (48 %) и низкой (40 %) ситуативной тревожностью. В то же время отмечался рост показателей личностной тревожности, причем большинство тестируемых вошли в группу с высокой тревожностью (72 %), тогда как оптимальный уровень был характерен для 28 % студентов. В 69,2 % случаях данные характеристики соответствовали хорошей самооценке субъективного самочувствия.

По результатам проведенного исследования установлено, что некоторые психофизиологические особенности студентов играют значительную роль в развитии адаптационных возможностей и сопротивлении неблагоприятным факторам среды. Для студентов с высокой степенью личностной тревожности, со сниженным уровнем функционального состояния, с напряжением регуляторных систем характерны в большей степени негативные сдвиги в напряжении адаптационных механизмов. В то время как студенты с нормальным функциональным состоянием, с оптимальным уровнем личностной тревожности характеризуются нормальной адаптацией. На основании полученных результатов нами разрабатывается план коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие стрессоустойчивости, повышения уровня социализации, развития коммуникативных способностей, а также методов саморегуляции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Аветян, К.Р. Здоровье и качество жизни работников негосударственного учреждения здравоохранения открытого акционерного общества «РЖД» [Текст] : автореф. дис. ... канд. мед. наук. / К.Р. Аветян. - Хабаровск, 2009. - 42 с.

2. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] / О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов. - М., 2001.

3. Кирюшин, И.А. Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с сотоянием адаптации [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук. / И.А. Кирюшин. - Хабаровск, 2004. - 22 с.

4. Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С.Никифоров.- Спб., 2009.

5. Соколовская, Л.Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека [Текст] / Л. Б. Соколовская. -Красноярск, 2005. - 177 с.

6. Соколов, А.В. Интегральная оценка резервов здоровья в восстановительной медицине [Текст], А.В Соколов // Вестник восст. мед., 2002, № 1. - С. 16-18.

7. Шувалов, А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья [Текст], А. В. Шувалов // Вопросы психологии, 2011 ,№5. - С. 3-16

Просмотров работы: 67