Подготовка учащихся старших классов к действиям в чрезвычайной ситуации террористического характера - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Подготовка учащихся старших классов к действиям в чрезвычайной ситуации террористического характера

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Антитеррористическая деятельность - новое приоритетное направление в системе образования России, имеющее целью совершенствование мер безопасности личности, общества и государства.

Анализ состояния защищенности системы образования показывает, что, к сожалению, несмотря на неоднократные террористические проявления в ОУ, она носит фрагментарный и бессистемный характер. Это проявляется в слабой технической оснащенности ОУ, низком уровне подготовки обучаемых, преподавательского состава и работников ОУ.

Подготовка обучаемых к действиям в ситуациях, обусловленных террористическими актами, а также угрозами социально-криминального характера, и принятию мер по их предупреждению на современном этапе становится одним из приоритетных направлений в общей системе обеспечения БЖ.

Значительный вклад в изучение явлений терроризма внесли ряд российских ученых: Петров С.В., Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Семиренко А.Г.,АнтонянЮ.М., Арустамов Э.А.,Арцибасов И.Н., Егоров С.А.

Однако несмотря на наличие научных работ по данной тематике, а также вступивших в силу законопроектах, принятию Правительством РФ мер к защите населения от угроз террористического характера, самым незащищенным слоем по- прежнему остаются дети.

Наиболее целесообразно осуществлять подготовку школьников на уроках ОБЖ, и во внеурочной деятельности. Но в старших кассах отводится мало времени изучение данной тематики. Этими факторами обуславливается актуальность данной темы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе

Предмет исследования: подготовка учащихся старших классов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера

Цель исследования: разработать программу подготовки учащихся старших классов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера

Задачи исследования:

1.Изучить научную литературу по теме исследования

2.Выявить компоненты, формирующие готовность старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера

3.Определить методики  для изучения готовности старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера

4.Разработать программу подготовки учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО  ХАРАКТЕРА

1.1    Организационные основы безопасности общеобразовательного учреждения

История терроризма уходит в глубокую древность. Одно из его первых упоминаний связано с терактами, совершёнными в 66-73 годах до н.э. еврейской политической группировкой зелотов, боровшихся насильственными методами против римлян за автономию Фессалонии.

В истории можно найти множество примеров терактов в самых разных проявлениях: массовых и индивидуальных, анархических и государственных. Существовал терроризм, гнездящийся в национальных традициях (мафия на Сицилии, Курдские общины, Чеченские тейпы). Ряд террористических организаций носил революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Более того, терроризм облачался даже в романтические формы, суть которых заключалась в необходимости национального освобождения, борьбы за справедливость .В середине XIX века появились и теоретики терроризма. Так Карл Гей-цен, отвергая понятие морали, провозглашал правомерность террора против господствующего класса. Дошедший до наших дней терроризм приобретает все более жестокие формы.[24]

Сухарев А. В. отмечает в своих работах что носителями (субъектами) современного терроризма выступают политические организации, спонтанно возникающие экстремистские группировки, отдельные лица, отрицающие легальную оппозиционную деятельность, а также криминальные структуры и лица, борющиеся за раздел и передел сфер своего влияния. Однако в современных условиях терроризм в любых его формах приобретает политическое звучание, так как он:

- подрывает систему государственной власти;

- криминализирует общество;

- оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население.[28]

В настоящее время существует много трактовок понятия терроризм. Это явление изучают Петров С.В., Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Семиренко А.Г., Антонян Ю.М., Арустамов Э.А., Арцибасов И.Н., Егоров С.А.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, правовое регулирование борьбы с террористической деятельностью осуществляется на основе следующих международных договоров:

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г., дополнения утверждены резолюцией 51/120 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г.);

Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.);

Понятие "терроризм" произошло от латинского слова "tеггог" - страх, ужас. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы ис­пользуют страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью не причастных людей или материальных ценностей. Рассмотрим  два определения понятию терроризм:

1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.[31]

2.Терроризм - насилие, или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба , либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений; [35]

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им; Террористической акт, как правило, является завершающим этапом террористической операции.[35]

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.[36]

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия при условии освобождения удерживаемого лица.[31]

В Российской Федерации борьба с терроризмом осуществляется Федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством внутренних дел (МВД), Министерством обороны (МО), Службой внешней разведки (СВР), Федеральной службой охраны (ФСО), Федеральной пограничной службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти. Общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации её последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. (Статья 5.Фз)

Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. Определены основные принципы борьбы с терроризмом:

- законность;

- приоритет мер предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

- комплексное использование профилактических правовых, политических, социально экономических, пропагандистских мер;

- приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

- минимальные уступки террористам;

- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

- минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.[35]

Цели борьбы с терроризмом:

- защита личности, общества и государства от терроризма;

- предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий;

- выявление и устранение причин, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Основным субъектом руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство РФ.

Петров отмечает , что для снижения последствий возможных террористических актов с применением взрывоопасных предметов должностным лицам всех уровней необходимо проводить разъяснительную работу со школьниками, которая должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. [29] Она организуется представителями образовательных учреждений МЧС, МВД, ФСБ и Министерства обороны России. Должностные лица и население при этом должны быть проинформированы о:

- видах взрывоопасных предметов (ВОП), которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках;

- возможных причинах, приводящих к взрыву;

- возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов);

- допустимых расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП;

- порядке эвакуации населения из опасных зон, местах укрытия и о лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения;

- ответственности лиц за хищение, хранение, незаконное приобретение, изготовление и сбыт ВОП.

Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории общеобразовательного учреждения  (далее - объектов), их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций.

В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОУ рекомендуются следующие меры предупредительного характера:

- ужесточение элементов пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

- ежедневный обход территории ОУ и осмотр мест сосредоточения ценных или опасных веществ на предмет своевременного выявления ВУ или подозрительных лиц и предметов;

- периодическая комиссионная проверка складских помещений;

- более тщательный подбор и проверка кадров, индивидуальная работа с отдельными учащимися;

- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в ЧС;

- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации ОУ при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.[29,18,24,28]

Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи его и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций.

Рекомендуется также:

- изучить места возможного заложения ВУ, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей;

- знать в лицо работников коммунальных служб, обслуживающих ОУ;

- не оставлять без внимания появление посторонних лиц, не имеющих отношения к ОУ, их стремление обследовать объект, получить сведения о территории, режиме работы, сотрудниках и учащихся ОУ;

- обращать особое внимание на стоянку возле ОУ незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;

- своевременно устанавливать и ремонтировать системы оповещения и взаимной информации, кнопки тревожной сигнализации.

- подготавливать и выпускать инструкции и памятки по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности».[12]

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших школьников.

Анализ научной литературы, современных социологических и психолого- педагогических исследований, опыт практической работы со старшеклассниками свидетельствуют, что для этого возраста характерно формирование собственной системы нравственных ценностей.[2] Развитие кризисных явлений в сфере воспитания старших школьников проявляется в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряженности, что отрицательно сказывается на возможностях молодёжи противостоять различным непредвиденно возникшим ситуациям .[17]

Анализ педагогической литературы по проблеме показывает, что старшие школьники признаются наиболее сензитивной возрастной категорией в контексте формирования готовности к адекватным действиям в экстремальных условиях, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям. Старший школьный возраст является переломным в формировании готовности к экстремальным обстоятельствам.[4,16,5]

В.А.Сухомлинский в своих работах отмечал, что когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием  абстрактного мышления. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. Этот факт является особо значимым при подготовке школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.  Юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к осознанию своих возможностей.[27]

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.[1]

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.[4]

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.С возрастом увеличивается объём внимания, но оно становится более избирательным, в соответствии с интересами старшего школьника.В этих условиях проблема формирования специальных знаний,умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения  при растущей угрозе совершения террористических актов представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Необходимость решения данных задач обуславливает постановку проблемы о путях, средствах и методах формирования готовности старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.[17,15,2]

 

1.3Сущность понятия готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Первоначальный обзор литературы по готовности единых результатов не дал, что свидетельствует о том, что целостного определения понятия готовности нет, потому что наличествует несколько течений его раскрытия.В современной психологической науке скоплен довольно обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека в разных видах деятельности. Определено множество сложившихся понятий готовности, выведено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость ее проявлений. Готовностью занимались и разрабатывали идеи, связанные с ней, такие ученые как: М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломенский, А.Т. Короткевич, И.Б. Котова, А.И. Кочетов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, А.С. Нерсисян, А.Ц. Пуни, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, П.Р. Чамата. Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.

А.А.Ухтомский (1951) назвал готовность к деятельности «оперативным покоем», механизм которого опирается на подвижность «нервных приборов», обеспечивающих переход от «оперативного покоя» к срочному действию.

А. А. Лалаян относит к структурным элементам готовности высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые процессы и функции. Познавательные процессы рассматриваются им как отражающие важнейшие стороны содержания формы выполняемой деятельности, эмоциональные компоненты готовности как усиливающие или расслабляющие готовность человека, волевые компоненты как связанные с эффективным выполнением действий.

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности).[14]

Заблаговременная готовность (общая или длительная) представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.

Временное состояние готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность - это динамичное, целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизация всех сил на активные и целесообразные действия, то есть приведение их в активное состояние. Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включают следующие компоненты:

1. Мотивационные - потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны.

2. Познавательные - понимание обязанностей, задачи; умение оценить ее значимость, знание средств достижения цели, представление возможных изменений обстановки.

3. Эмоциональные - чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление.

4. Волевые - адекватная мобилизация сил (полное соответствие степени напряжения функциональных возможностей требованиям, предъявляемым конкретными условиями) сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, страха.[14,

«Термин (готовность) описывает тот факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированию определенных сочетаний стимулов и реакций». Анализируя термин можно разъяснить, то, что сочетание стимулов и реакций могут предвещать опасность.[3]

Готовность человека к успешным действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, наличия подробной информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполная информация. Заблаговременно предоставленная информация о способах действий в чрезвычайных ситуациях террористического характера способствует повышениюэффективности действий.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих действий: их воображаемое "проигрывание", предварительная обработка возможных вариантов действий при возникновении экстремальных ситуаций. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще мало используемый резерв повышения адекватной деятельности в экстремальных условиях.

Ф. Генов, отмечал что показателем готовности в  экстримальных ситуациях становится высокая стабильность деятельности в модельных условиях. Однако не стоит упускать из вида немодельные условия с множеством факторов, которые могут успешно или негативно  воздействовать на личность.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как психологический настрой на исполнение деятельности. Теория же строится на основании модифицирования поведения личности, при внутреннем настрое, который будет содействовать её активности, целенаправленности. Анализируя готовность с такого подхода можно выделить несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым и первичным как оно и есть будет познавательный процесс, который отражает основные края деятельности. Следующий компонент - эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим мы считаем, будет волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели.

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТКРА

2.1 Методы исследования уровня подготовленности старшеклассников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Научно-исследовательская работа по подготовке старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера будет проводиться в три этапа:

1 этап: констатирующий эксперимент

2 этап: формирующий эксперимент

3 этап: контрольный

На констатирующем этапе эксперимента планируется  провести методики, выявляющие основные факторы готовности старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера. К ним относятся:когнитивная подготовка,эмоциональная и волеваяустойчивость. Данные  методики будут выведены на бумагу и предоставятся всем ученикам в контрольной и экспериментальной группе.

1)Тест  А. Латчук  «оценка знаний учащихся».

Тест был составлен в 2004 для выявления уровня знаний учащихся по вопросам терроризма. Оценивая результаты проверки знаний учащихся, следует ориентироваться на  следующие нормативы:

 

Таблица №1

Проценты верных ответов

Оценка      

Уровень знаний

85-100 %

5 (отлично)

высокий уровень знаний

75-84 %    

4 (хорошо)

средний уровень знаний

60-74 %

3 (удовлетворительно)

низкий уровень знаний

до 60%      

2 (неудовлетворительно)

Низкий уровень знаний

Для проверки знаний были использованы следующие вопросы: (см. приложение № 1)[20]

2) Опросник «исследования психологической устойчивости к экстремальным  ситуациям» Ольшанниковой - Рабинович

Эта методика позволяет определить устойчивую склонность человека к переживанию трех банальных эмоций: страха, гнева и радости.

Инструкция:

Вам предлагается несколько вопросов об особенностях поведения и ваших чувств. Прочтите каждый вопрос и решите, верно ли это утверждение по отношению к вам или неверно.

Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на какой-либо вопрос, интересна Ваша первая реакция, а не результат Ваших долгих размышлений. Весь опросник должен занять несколько минут.

Будьте внимательны, не пропустите какой-либо вопрос. Здесь нет плохих и хороших ответов, любой Ваш ответ является правильным.

Ответы на вопросы должны соответствовать следующему принципу:

 

Таблица№2

безусловно, да

4

пожалуй, да       

3

пожалуй, нет     

1

безусловно, нет

0

 

Текст опросника: (см. приложение № 2).

 Ключ. 

 По результатам ответов начисляются баллы по следующему принципу:

Таблица №3

Ответы на вопросы

Для прямых вопросов

Для обратных вопросов

Безусловно ,да      4   

              4

                0

Пожалуй, да          3

              3

                1

Пожалуй, нет        1

              1

                3

Безусловно,нет    0

              0

                4

 Гнев: 5, 8, 13, 15, 19, 21, 22, 27, 20, 31 прямые вопросы; 23 - обратный вопрос.

Страх: 2, 3, 6, 10, 12, 17, 24, 33, 34 - прямые вопросы, 18, 28, 36 - обратные вопросы;

Радость: 1, 7, 11, 14, 16, 20, 25, 26, 30, 32, 35 - прямые вопросы, 4 - обратный вопрос.

 Для каждой эмоции подсчитывается сумма баллов.

Таблица№4

Эмоция

Высокие значения (баллы)  

Средние значения (баллы)

Низкие значения (баллы)

Гнев

25 и выше

От 12 до 24

11 и ниже

Страх

29 и выше

От 13 до 28

12 и ниже

Радость

28 и выше

От 12 до 27

11 и ниже

3) Тест «Самооценка силы воли»

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция:

 На приведенные 15 вопросов можно ответить:

«да» ,«не знаю» , «бывает», «случается» ,«нет».

Ключ

Баллы насчитываются следующим образом:

«да»-2 балла

«незнаю», « бывает», «случается» - 1 балла

«нет» -0 баллов

Подсчитывается сумма набранных баллов:

 0-12 - сила воли слабая;

13-21 - сила воли средняя;

22-30 -  сила воли большая.

При проведении теста были использованы следующие вопросы : (см. приложение № 3).

2.2 Программа подготовки учащихся старших классов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

На формирующем этапе эксперимента планируется внедрить в образовательный процесс экспериментальной группы  разработанную нами программу. Для ее осуществления будут применены следующие формы организации процесса обучения: урок -лекция, урок-семинар, дебаты, комбинированный урок ,  урок-игра, занятие-практикум.

Урок - единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.

Школьная лекция - продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся.[1]

Семинар - активная форма организации познавательного процесса, построенная на основе знаний, приобретаемых учащимися самостоятельно по заданию руководителя, и передаваемых путем непосредственного их взаимодействия с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.[1]

Практикум - форма организации учебного процесса; самостоятельное выполнение учащимися практических работ.[1]

Игра  - вид  деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса - доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие.

Дебаты - формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуя друг с другом, представляют противоположные точки зрения, с целью убедить третью сторону.[1]

Игра и дебаты относятся к методам группового взаимодействия. Применение данных методов способствует овладению умениями совместной деятельности; согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

В ходе проведения уроков так же планируется использовать методы:

- объяснительно - иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый.                          

Календарно - тематическое планирование.

Таблица №5

Тема урока

Форма урока

Количество часов

Терроризм- глобальная проблема современности

Лекция

1

Виды террористических актов

Семинар

2

Правила поведения в ситуациях с захватом заложников

Комбинированный

1

Правила поведения при взрыве

Комбинированный

1

Защита от терроризма - функция государства или гражданский долг?

Дебаты

1

Четкое исполнение команд - залог безопасности

Игра

1

Уголовная ответственность за действия террористического характера

Комбинированный

1

Организация эвакомероприятий при угрозе террористического акта

Лекция

1

Невербальные средства общения (см. приложение №4)

Игра

1

После проведения программы по подготовки старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера  будет проводиться контрольный этап научно-исследовательской работы. На этом этапе планируется провести повторное исследование показателей готовности в контрольной и экспериментальной группах. Обработка результатов будет проводиться методами математической статистики.

ВЫВОДЫ

Таким образом, входе  проведения работы были получены следующие результаты:

1.Изучена научная литература по теме исследования;

3.Выявлены компоненты, формирующие готовность старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера;

4.Определены методики  для изучения готовности старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера;

5.Разработана программа подготовки  учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1.Акимова, Л.А., Лутовина,Е.Е., Зуев, А.М. Преподавание ОБЖ в школе. Оренбург: ОГПУ, 2010.-248с.

2.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. от. 1. 317 с.

3.Баева, И.А. Психология безопасности: теоретические основы практической помощи человеку в экстремальной ситуации // Журнал практического психолога. 2008. № 4. С. 8 - 26.

4. Битехтина, Л.Д. Готовность к действиям в экстремальных ситуациях // Вопросы психологии. 2005. № 11. С. 41 - 47.

5. Ганюшкин, А.Д. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях.  М.: Просвещение, 2002.  126 с.

6. Васецкий , Н.А. Российское законодательство на современном этапе. Государственная  Дума в формировании правового пространства России  (1994-2003). М.: Издательство Государственной Думы РФ, 2003. 189 с.

7. Васильева, Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности (конвенционные механизмы противодействия) //Журнал российского права. 2005. № 10. С. 11-14.

8. Волкова, Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 7-11.

9. Гринько, С.Д. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за терроризм //Российская юстиция. 2006. № 6. С. 5-7.

10. Гуревич, П.С. Психология чрезвычайных ситуаций : учебное пособие. М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ  Дана.  2007.  494 с.

11. Дикаев, С. Терроризм: некоторые проблемы квалификации // Российская юстиция. 2003. №11. С.13-15.

12. Дик, Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н.Ф.Дик. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 352 с.

13. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя образовательного учреждения / Н.Ф.Дик. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 175 с.

14. Дьяченко, М.И., Кандыбович,А.А., Пономаренко, В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск: Университетское изд-во, 2005. 348 с.

15. Заварзин, С.В. Активация учебной деятельности подростков. Научно-практический вестник «Человек в социальном мире» Выпуск 2/С.В. Заварзин. 2005. С. 70-73.

16. Зинченко, И.В. Психология личности в кризисных ситуациях. Методические указания. Часть 1. Ростовский государственный университет. Ростов-н/Д., 2006. 32 с.

17. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. М. ВЛАДОС, 2004. 716 с.

18. Косован, О.А. Понятийно- терминологический аспект противодействия преступности // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 14-18.

19. Куликов, Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Нева, 2004. 218 с.

20. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. : учебно.- метод, пособие /В.Н. Латчук, С.К. Миронов. М.: Дрофа, 2006. 76 с.

21. Лебедев, В. И. Личность человека в экстремальных условиях. М.: Наука, 2001.  402 с.

22. Лебедев, В.И. Экстремальная психология: Учебник. М.: ЮНИТИ  Дана, 2001. 431 с.

23.Малков, В.Д. Криминология. Учебник. /под ред. И.Д. Малкова. М.:Юстицинформ. 2004. 324 с.

24. Метелев, С.Е. Некоторые особенности современного терроризма. /Гражданин и право. 2006. № 11. С. 4-6.

25. Общая психология / Под ред. В.Н. Дружинина. Спб: Питер, 2001. 628 с.

26. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя. /сост. Н.В. Андреев. М. : Айрис-пресс. 2006. 248 с.

27. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2005. 284 с.

28.Охрана жизнедеятельности образовательного учреждения. /сост. Л.А. Тропкина. Волгоград: Учитель. 2007. 175 с.

29. Петров, С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11-16.

30. Пчелинцев, С.В. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничение прав и свобод граждан. // Журнал российского права. 2006. №5. С. 13-16.

31. Рарог, А.И. Комментарий к уголовному кодексу РФ /под ред. А.И. Рарога. М.: «Проспект». 2004. 174 с.

32. Сайгитов, У.Т. Понятие терроризма как формы насильственной организованной преступности// Право в Вооруженных силах. 2004. № 10. С. 7-10.

33. Стешин, А.Ю. Правовое обеспечение противодействия финансирования террористической деятельности //Законодательство. 2004. № 11. С. 5-7.

34. Трунов, И.Л. Терроризмом и совершенствование правовых основ контртеррористических  действий //Адвокат. 2004. № 12, С. 12-15.

35. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями от 7 августа 2000 г.).

36. Цепель, В. Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России // Российская юстиция. 2001. № 2. С. 7-9.

 

Приложение 1

Тест  А. Латчук  «оценка знаний учащихся». 

Текст теста.

1.   Выбери правильный ответ на вопрос : началом террористических акций можно считать :

А)  совершение насильственных акций с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных и зажигательных устройств или угроза их применения, иными  словами, терроризм в традиционном понимании, или «бомбовый» терроризм в России берёт начало с середины 19 века, с покушения на императора Александра II террористом Каракозовым?

Б)  современные события различного рода взрывных или зажигательных устройств или их применения в конце 20 - начало 21 веков?

2. Средства совершения терактов подобным способом могут являться          взрывные устройства:

А)  с замедленным действием (установка на заданное время, с задержкой срабатывания);

Б)  с дистанционным подрывом по проводам;

В)  с дистанционным  управлением по радиоканалу; срабатывающие при изменении атмосферного давления (при подъёме на высоту с барометрическими датчиками ), скорости движения объекта и т.д.;

Г)  в движущемся транспорте,  срабатывающие  при соударение с объектом;

Д)  в транспорте, срабатывающие при запуске системы движения

Е)  мины  - «ловушки», срабатывающие при поднятии, переворачивании, натяжного, накольного действия и др;

Ж)  мины - «сюрпризы» в почтовых отправлениях, посылках, багаже , ручной клади, бытовых приборах, в урнах, туалетах и т.д.  

З)  зажигательные пиротехнические средства, порох, бинары, в т.ч. вещества, воспламеняющиеся при вскрытии, при соприкосновении кислородом воздуха;

И)  средства ближнего боя ( ручные гранаты, гранатомёты), ракеты, миномёты, стрелковое оружие, артиллерия, авиация.

3. Под взрывным устройством (ВУ) понимается:

А)  техническое устройство одноразового применения;

Б)  техническое устройство одноразового применения, обладающее способностью взрываться, специально предназначенное (изготовленное) для поражения людей или уничтожения, повреждения различного рода объектов и состоящее из заряда взрывчатого вещества (ВВ), объединенного со средством взрывания ;

В)  Взрывное устройство обладает совокупностью  следующих признаков:

- одноразовость действия, использование энергии взрыва;

- универсальность изготовления;

- конструктивное единство;

-предназначенность для поражения людей или уничтожения, повреждения различного рода объектов.

4. Взрывные устройства делятся на два основных класса:

А)  промышленного

Б)  самодельного изготовления

В)  промышленного и самодельного изготовления

5. ВУ промышленного изготовления (военного и  хозяйственного  назначения)- это:

А)  устройство, изготовленное промышленным способом

Б)  устройство, изготовленное промышленным способом в соответствии с     нормативно-технической документацией.

6.  Верны ли высказывания:

А) Основными видами ВУ промышленного изготовления для военных целей  являются боеприпасы и имитационные средства.

Б)  Первые предназначены для поражения цели или препятствования действиям противника и содержат разрывной, метательный, пиротехнический, вышибной заряд или их сочетания.

В)  Вторые предназначены для имитации действий  (взрыв, выстрел) различных боеприпасов в целях обучения личного состава войсковых соединений и создания имитации боевой обстановки.

Г)  В горнодобывающей, нефтяной, газовой промышленности, при производстве строительных работ, сейсмологической разведки и т.д. применяются ВУ хозяйственного назначения.

Д)  ВУ хозяйственного назначения представляют собой заряды ВВ, выпускаемые промышленностью в определённом объёме и массе, подрыв, которых осуществляется при наличии средств взрывания. В состав заряда, как правило, входят взрывчатое вещество и  выполненная  из бумаги или полиэтилена оболочка с маркировкой, указывающей на марку ВВ и его вес.

Е)  Самодельным взрывным устройством (СВУ) является такое устройство, в котором использован хотя бы один из элементов конструкции самодельного или  кустарного изготовления.

 Ж)  Изготавливается СВУ обычно в единичном экземпляре или небольшими партиями и по конструкции часто напоминают аналогичные промышленные образцы.

 Приложение 2

Опросник «исследования психологической устойчивости к экстремальным  ситуациям» Ольшанниковой - Рабинович.

  Текст опросника 

  1. Можете ли Вы сказать про себя, что Вы по своей натуре оптимист?

  2. Боитесь ли вы темноты в незнакомой обстановке?

   3. Страшно ли бывает Вам идти по тёмной пустынной улице?

   4. Склонны ли Вы предаваться невесёлым, мрачным мыслям?

   5. Считаете ли Вы, что Ваш жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения?

   6. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

   7. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?

   8. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете   успокоиться?

   9. Если бы над Вами зло подшутили, привело бы это Вас в состояние гнева?

  10. Свойственно ли Вам переживать чувство страха при сильной грозе?

  11. Легко ли Вас рассердить?

  12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильмах?

  13. Если Вы терпите поражение в спорте, овладевает ли Вами раздражение и злость?

  14. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод?

  15. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

  16. Любите ли Вы весёлое оживление и суету вокруг Вас?

  17. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить врача или сделать укол?

  18. При наличии возможности стали бы Вы заниматься каким либо опасным видом спорта?

  19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение?

  20. Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще всего бывает весёлым и бодрым?

  21. Овладевает ли Вами раздражение, если Вы очень торопитесь, а Вам внезапно помешали?

Приложение 3

Тест «Самооценка силы воли»

Текст опросника

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна,

независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее

и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда

нужно было сделать что-то вам неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

 

Приложение 4

Тема:  «Невербальное общение»

Цель урока обучить школьников способам невербального общения.

Задачи :1) Ознакомить  учащихся с понятием и способами невербального общения;

              2)Воспитать чувство партнера;

              3)Развить умение действовать в группе, а так же изъяснятся в невербальной форме.

Форма проведения: урок игра.

Методы : объяснение нового материала, игра .

Время проведения: 45 минут

Вводная часть:

Сегодня мы познакомимся c понятием «невербальное общение»,  научимся изъясняться без слов.

Объяснение нового материала:

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

- во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

 - во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Основная часть:

А теперь приступим к игре, которая называется «немой»

Условия игры.

Одному из пары дается текст с описанием какой-либо ситуации. Его задача - мимикой или жестами передать второму содержание текста. Задача второго - понять и рассказать, что он понял.

Проведение игры, помощь, комментарии.

Заключительная часть: подведение итогов.

Просмотров работы: 292