РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Для системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества.

            Творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.

            Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого студента. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

            Развивать творческое мышление - это значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, планирование, абстрагирование, обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Профессиональная подготовка будущего специалиста социальной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.

В своей работе мы ставили основной целью - изучение особенностей творческого потенциала будущих специалистов социальной сферы.

Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач [1].

Базовой составляющей творческого потенциала являются [1]:

1) специальные знания,

2) широта кругозора,

3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.

            Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: методика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994), тест локус контроля Дж. Роттера и метод семантического дифференциала с целью изучения отношения студентов к творчеству. В исследовании приняли участие студенты первого курса (10 человек) и студенты третьего курса (16 человек) специальности «Социальная работа» Челябинского государственного университета.

            После проведения исследования и обработки данных были получены следующие результаты:

  • 1) у студентов к третьему курсу уровень оригинальности приобретает средний уровень, высокий уровень оригинальности сохраняется у меньшего количества студентов. Уровень уникальности тоже очень сильно меняется: если на первом курсе преобладает средний уровень уникальности, то у третьего курса преобладает низкий уровень уникальности.
  • 2) на первом курсе почти равное количество экстерналов и интерналов, а на третьем курсе количество интерналов почти в 2 раза больше, чем экстерналов (для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений).

Показатели результатов методики семантического дифференциала позволяют предположить:

  • 1) понятие «Творчество» студенты первого и третьего курса оценили положительно (радостный, хороший, приятный, родной, жизнерадостный, активный и т.д.), но при этом же понятие «Творчество» получило (что и у 1 курса, что и у 3 курса) отрицательные оценки (злой, глупый);
  • 2) если сравнить по средней оценке, то 1 курс положительнее относится к творчеству, чем 3 курс, так на 1 курсе «Творчество» получило отрицательную оценку только у одного студента, когда на третьем курсе отрицательную оценку поставили 3 студента;
  • 3) если описать отношение студентов к творчеству, то 1 курс оценивает такими прилагательными как: легкий, радостный, приятный, активный, родной, жизнерадостный, простой, любимый и т.д., 3 курс оценили почти такими же прилагательными, но разошлись в следующих прилагательных: тяжелый (вместо - легкий), чужой (вместо - родной) и противный (вместо - приятный).

Таким образом, отношение к творчеству у студентов к третьему курсу меняется, оно становится менее радужным по сравнению с первым курсом. Можно предположить, что это связано с тем, что 1 курс еще менее органичен рамками строго научного исследования, чем 3 курс, т.е. творчество студентов 3 курса заданно рамками учебно-исследовательской деятельности, что выдвигает высокие требования к актуализации творческого потенциала.

Полученные исследования показали, что необходимо создавать психолого-педагогические условия для развития творческого мышления студентов в процессе обучения и формирования творческого потенциала.

Для развития творческого мышления используются инновационные методы. Инновационные методы в образовании - это педагогические методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у студентов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.

            Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.

            Таким образом, учебный процесс, построенный на основе инновационных технологий, способен обеспечить готовность выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, а развитие творческого мышления современного специалиста социальной сферы является необходимым условием, так как перед специалистом такого профиля деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход к решению проблемы.

Использованная литература:

  • 1. Дороднева, Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс [Текст] / Н.В. Дороднева. - М.: Издательство МГОУ, 2005.
Просмотров работы: 8