На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Для системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества.
Творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого студента. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
Развивать творческое мышление - это значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, планирование, абстрагирование, обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Профессиональная подготовка будущего специалиста социальной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.
В своей работе мы ставили основной целью - изучение особенностей творческого потенциала будущих специалистов социальной сферы.
Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач [1].
Базовой составляющей творческого потенциала являются [1]:
1) специальные знания,
2) широта кругозора,
3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: методика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994), тест локус контроля Дж. Роттера и метод семантического дифференциала с целью изучения отношения студентов к творчеству. В исследовании приняли участие студенты первого курса (10 человек) и студенты третьего курса (16 человек) специальности «Социальная работа» Челябинского государственного университета.
После проведения исследования и обработки данных были получены следующие результаты:
Показатели результатов методики семантического дифференциала позволяют предположить:
Таким образом, отношение к творчеству у студентов к третьему курсу меняется, оно становится менее радужным по сравнению с первым курсом. Можно предположить, что это связано с тем, что 1 курс еще менее органичен рамками строго научного исследования, чем 3 курс, т.е. творчество студентов 3 курса заданно рамками учебно-исследовательской деятельности, что выдвигает высокие требования к актуализации творческого потенциала.
Полученные исследования показали, что необходимо создавать психолого-педагогические условия для развития творческого мышления студентов в процессе обучения и формирования творческого потенциала.
Для развития творческого мышления используются инновационные методы. Инновационные методы в образовании - это педагогические методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у студентов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.
Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.
Таким образом, учебный процесс, построенный на основе инновационных технологий, способен обеспечить готовность выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, а развитие творческого мышления современного специалиста социальной сферы является необходимым условием, так как перед специалистом такого профиля деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход к решению проблемы.
Использованная литература: