МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ: ТОЛЕРАНТНОЕ ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ: ТОЛЕРАНТНОЕ ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В поликультурной среде, каковой является Россия, с раннего детства люди на практике открывают для себя сходства и различия с другими. Это сходство обусловлено общими закономерностями общественного развития, по которым живут все народы мира. Правильная стратегия гендерного поведения в сфере межнациональных отношений у молодежи - это перспектива жизни нашего государства.

Каждая из наших национальных культур может быть разделена на субкультуры, обусловленные разными уровнями систематического образования, гендерными и расовыми различиями, физическими и интеллектуальными способностями или ограничениями, воспитанием. Только через признание многообразия, готовность к диалогу возможно строить гармоничные гендерные отношения молодежи в поликультурной среде.

В современной России, несмотря на распространение мировой урбанистической культуры, роль этнического фактора не только не исчезла, но и существенно возросла. Ведь одной из характерных особенностей современного общества и современного мира является значительное повышение степени «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Это явление влечёт за собой большой спектр возможных последствий, одно из которых - различные по своим масштабам, интенсивности, направлениям и темпам миграционные потоки. Сегодня миграция стала одной из важнейших черт общественной жизни и одним из оснований для возникновения, существования и обострения многих социальных и личностных проблем. Время показывает, что, несмотря на общегражданское самосознание, слияния наций не происходит. Дуализм мышления, проявившийся в культуре в виде устойчивых ментальных конструктов типа «Свой/Чужой» на онтологическом уровне создал и свои структурные параллели - «Запад/ Восток», «Традиция/Современность», «Мужское/Женское» и т. д. В последние годы стало принято заменять слово «Чужой» понятием «другости», признавая, таким образом, что феномены, принадлежащие к разным культурам могут быть поняты и осмыслены как отличные от своих собственных, но не вступающие с ними в противоречие. С одной стороны, это новое отношение снимает полярность этноцентрических принципов, с другой - подчеркивает необходимость коммуникации между самыми различными культурами - этническими, гендерными, возрастными, субкультурами. Коммуникативный акт является реализацией отношения «Я» к «Другому» в рамках социальности. В то же время коммуникативные процессы конкретизируются в зависимости от того или иного этнокультурного контекста или области культуры. Коммуникация предполагает многомерность отношений, она не сводится к двустороннему отношению «Своего» и «Другого». Вполне закономерно, что в эпоху коммуникации толерантность по отношению к ранее исключенным из магистральной культуры или маргинальным явлениям стала одной из особенностей культуры конца ХХ в.[5] Толерантность - это не просто терпимость, но уважение и принятие «Другого», уважение права быть иным [4; с. 84].

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 г указывается ...«толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности..». Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д. Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Противоположностью толерантности является интолерантность, которая проявляется в ксенофобии, стигматизации и различных дискриминационных практиках. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм - «установки или действия, которые имеют дискриминирующий характер в отношении мужчин или женщин исключительно на основании их гендера» [1]. Если на протяжении 70-летней истории развития советского общества отношения со стороны государства к личности, к политическим и идеологическим институтам, а также институтам собственности отличались крайней интолерантностью, то в настоящее время интолерантное отношение намного более характерно для внутриинституциональных отношений (межконфессиональное противостояние), межгрупповых (прежде всего межэтнических) и межличностных. Последствия интолерантности могут принимать такую форму и такой размах, что они начинают представлять собой опасность для стабильности социальных отношений, существования государственных институтов, здоровья и жизни людей. [3]

При анализе концепций толерантности большое значение имеет интерпретация понятия "принятие чужих особенностей гендерного поведения" как на институциональном, так и на межгрупповом и межличностном уровнях. Очевидно, что принятие отнюдь не является синонимом таких понятий как "соглашение" или тем более "одобрение". Легко увидеть, например, что межконфессиональная толерантность может и должна формироваться на уровне глубинных и весьма жестких норм и ценностей собственной конфессии, которая нередко достаточно серьезно отличается от норм и ценностей других конфессий, ведь религиозные убеждения в немалой степени влияют на поведение молодых женщин и мужчин, проживающих в различных государствах, принадлежащих к разным национальностям, исповедующим разные религии.

Толерантность означает отсутствие поведенческих актов, которые могли бы рассматриваться как уничижительные или оскорбительные для представителей своего и/или противоположного пола другой конфессии и были бы направлены на ограничение свободы вероисповедания других. При этом отнюдь не исключаются теологические дискуссии или некоторые формы гендерного поведения, демонстрирующие степень отчуждения к представителям другой конфессии. Например, запрет детям вступать в брак с представителями другой конфессии, обязательное ношение платка и т.д. Очевидно, что в связи с этим встает вопрос об общественно допустимой выраженности уровня интолерантности, несмотря на общественную допустимость теологических споров и запретов на межконфессиональные браки, люди, которые вступают или не вступают в споры, запрещают или не запрещают вступать в браки, отличаются по уровню толерантности. [3]

Толерантность является основой, необходимым условием для мирного сосуществования людей различных конфессий, национальностей и культур с различным гендерным поведением.

Проблемой межкультурного диалога в контексте управления будущим является преодоление предубеждений, часто возникающих из-за недостатка информации, недопонимания или ложных стереотипов гендерного поведения, которые характеризуются как относительно упрощенный образ поведения мужчины/женщины. Гендерные стереотипы поведения (от греч. typos - отпечаток) - стандартизированные, устойчивые, эмоционально насыщенные, ценностно-определенные представления о «мужественном» и «женственном» поведении. Другими словами, все многообразие и многогранность черт свойств людей помещается в строго фиксированные рамки образов поведения Мужчины и Женщины - простых, узнаваемых и непротиворечивых. Формирование гендерных стереотипов происходит главным образом на основе общепринятых норм и личного опыта. Гендерные стереотипы часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные нормы поведения: ...мужчине положено быть сильным; мужественность не терпит никакого к себе снисхождения; мужественность оперирует преимущественно правом разума, физической силы и логики... -  Мак‑Ки, Кон, Перрифс пришли к выводу, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам - «наделение женщины мужскими чертами возвышает ее, а мужчину женские черты унижают. Если женщина обладает «мужским сердцем», это хорошо, тогда как мужчина с женским сердцем - слабак, трус. Трусливые воеводы именуются «скопцами с женским сердцем». Проще говоря, все хорошее в женщине происходит от мужчины, а все плохое в мужчине происходит от женщины» [2, c.31]. В последнее время (начало XXI века) проявилось и утрированное восприятие феминного и маскулинного, например: Феминные линии поведения: «Часто ноет по разному поводу, Любит устраивать скандалы, Является истеричной натурой, Делает подлости исподтишка, Распространяет сплетни, Лениться и все свободное время проводит на диване и т.д;» Маскулинные линии поведения: «В сложной жизненной ситуации берет себя в руки и доводит все до конца, Мыслит рационально, Человек, на которого всегда можно положиться, Всегда настойчив, Ведет себя смело, Всегда отвечает за свои действия, Заботиться о слабых (женщины, дети, старики), Всегда поддержит в проблемной ситуации и т.д.». Феминное и маскулинное - все что слабое, мягкое, легкое, нежное - это к первой категории. Сильное, резкое, властное - это вторая категория. Так, все «феминные» качества человека - действительно идеал женщины - огромная любовь, забота, всетерпение, покорность и безмерная стойкость, рождающая «женскую мудрость» -  уже того, что перечислено достаточно не мало, и для практически всех женщин до 21 века это было достаточно, однако является ли это «описанием женщины» и «описанием мужчины» сегодня? За какие-то 100 с небольшим лет  современной истории стремительно изменили привычный образ жизни человека, затронув все сферы отношений мужчины и женщины. Женщины во всем цивилизованном мире получают образование наравне с мужчинами, причем имеют право изучать не только традиционно «женскую» область - гуманитарную, но и техническую, женщине доступен практически весь спектр профессий, современная женщина привыкла принимать решения - при желании современная женщина может быть достаточно самостоятельной и самодостаточной, и в одежде и в принятии решений женщина становится «похожей на мужчину» и начинают успешно конкурировать с ними, а вот у мужчин исчезли традиционные способы показа «мужественного» поведения - нет турниров, войны приобрели масштаб и утратили «бравый» смысл, да и сам статус мужчины теперь приходится доказывать, а вот гендерные стереотипы поведения так быстро поменяться не смогли, оставшись практически без изменений. Поэтому именно в последние десятилетие наиболее остро ощущается несовпадение ожиданий со стороны общества с реальными гендерным поведением и гендерными поведенческими интенциями его граждан.

Поэтому, «примеряя» стереотип гендерного поведения на женщину - мужчина сокрушается о «не женском» поведении, а женщина пытаясь «надеть» стереотип на мужчину не находит большинства составляющих, сокрушается о не возможности (согласно канонам) назвать поведение избранника мужским. Кроме того, стандартные нормы отнимают у мужчин право (и, к стати скажу законное право)  на воспитание детей с рождения, а не тогда, когда они становятся «интересными», быть нежным, чутким. Что - чуткий мужчина не сильный и не мужественный? А как же «идеал мужчины» глазами женщины - чуткий, нежный, сильный и мужественный? Мужчинам стало тесно и неуютно в привычной исторической коже. Наиболее остро мужчинами переживается внешняя оценка их недостаточной материальной состоятельности, невозможности создать достойные условия жизни членам своей семьи. Ситуация, когда мужчины ощущают свою беспомощность в обыденной жизни и их маскулинность оказывается под угрозой из-за ощущения бессилия, приводит как к личностным, так и к семейным проблемам. Женщины ощущают сильное давление со стороны традиционной культуры иного рода. Образ «настоящей женщины» включает успешность исполнения бытовой и репродуктивной функций, а женщина, не способная иметь детей, почти неизбежно чувствует себя не «настоящей». Более того, экстраординарное акцентирование культуры на том, что настоящая женщина сексуально привлекательна для мужчины, вынуждает огромное количество женщин «бальзаковского возраста» беспокоиться о безнадежном исчезновении статуса настоящей женщины, заставляет идти на чрезмерные траты времени, энергии и денег в погоне за красотой.

Однако, гендерные различия не повлияли на представления о чести, достоинстве, любви, верности, благородстве, других положительных качествах человека, а лишь иначе расставляют акценты в отношении проявления этих качеств у женщин и мужчин. Представления о гендерных различиях, признаваемых в разных культурах, изначально вовсе не несут в себе каких-то враждебных установок. Проблема состоит в том, что это настолько устоявшиеся представления, о которых долгое время даже не спорили. Своеобразным черным ящиком  для современных исследователей являются гендерные поведенческие установки нынешнего молодого поколения, чьи стили гендерного поведения сформировались под влиянием постсоветских изменений. Отношение современных российских молодых людей к нормативным образцам поведения мужчины и женщины складывавшихся в обществе на протяжении веков далеко неоднозначно. Именно поэтому вопрос о том, каково содержание нормативных гендерных поведенческих установок современной российской молодежи без преувеличения можно считать вопросом о дальнейшем развитии нашей страны, так как это, в первую очередь, определяется качеством новых поколений мужчин и женщин, их отношением к себе и окружающим.

Представляется важным изучить каким видят современные юноши и девушки свое гендерное поведение. Были использованы импирические методы исследования (анкетный опрос, построенный на основе разработанной для этого проективной методики, беседа). В исследовании принимали участие молодые люди нескольких Волгоградских и Волжских ВУЗов (НОУ ВПО ВИБ, ГОУ ВПО ВГПУ, ГОУ ВПО ВолГТУ, ГОУ ВПО ВолГУ, ВПИ (филиал) ВолгГТУ, ФГОУ ВПО ВГАФК ) в возрасте 17-30 лет. Обследовано более 3640 человек. Понятия о женской и мужской работе в российском обществе сегодня более вариативны, нежели на Востоке или Кавказе и зависят скорее от предпочтений личности, а не от культурных догм. Культурная вариативность моделей поведения позволяет юношам выполнять традиционно женские виды работ и при этом не испытывать чувства унижения. Результаты исследования показали достаточно высокую «словесную» приверженность в общих вопросах у молодых людей в среднем до 23-26 лет к стереотипизированному гендерному поведению, в связи с чем наблюдается высокий уровень непринятия чужих особенностей гендерного поведения среди сверстников своего пола (особенно остро проявлялось у юношей). В бытовых вопросах (напр. кто семье должен выполнять работу по дому) и юноши и девушки до 21 года высказывают достаточно высокую готовность (92% - юноши, 81% девушки) переложить домашние заботы на плечи прекрасной половины, только с 23 до 30 лет ситуация начинает изменяться, и к равноценному распределению обязанностей готовы 42% юношей и 68% девушек. Однако в детализированных вопросах, затрагивающих непосредственно настоящее и будущее молодых людей или направленные на поведение в настоящий момент (если и вы и ваша жена работают, кто будет заниматься: приготовлением пищи, мытьем посуды, игра с ребенком, уход за ребенком ... ), молодые люди выбирали андрогинное гендерное поведение в бытовых (в среднем от 47 до 56%) и семейных (62 % - юноши, 75 % - девушки) вопросах, придерживаясь жестких стереотипов гендерного поведения и проявляя гендерную интолерантность только в области работы, управления и политики. Однако, попытка гармонизировать сочетание инструментальных и экспрессивных ролей характерно для юношей 23 - 30 лет не являющихся представителями восточных культур - то что допустимо в культуре славянских народов, то неприемлемо для юношей и девушек восточных культур. При этом, начиная с 24 лет подтвердилось предположение о том, что ощущение мужественности у юношей и женственности у девушек проистекало не из той работы которую они выполняют, а из того как они оценивают эту работу.

И все же динамика жизни заставляет задуматься о том, что несет обществу равноправие. Как вести диалог юношам и девушкам, поскольку они принадлежат все же к разным культурам, обусловленным теми жизненными условиями, в которых социализируются личности.

В мультикультурном коллективе важно также учитывать и различия воспитания и нормы поведения, поэтому, прежде всего, формирование толерантного гендерного поведения в мультикультурном обществе должно быть связано с влиянием толерантных установок на внешние формы гендерного  поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера. Необходимо подчеркивание женской/мужской индивидуальности, преодоление стереотипов гендерного поведения; признание множественности вариантов гендерного поведения, гендерных ролей, возможности партнерства и акцент ценности равноправия; непредвзятое отношение к гендерному поведению мужчины/женщины, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как пола так и сексуальных предпочтений.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 620 с.; с. 414
  • 2. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009. - 496 с.
  • 3. Мацковский М. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе // Научно-публицистический вестник "Век толерантности" [Электронный ресурс]: Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" [Точка доступа]: http://www.tolerance.ru/vek-tol/3-0-mackovskii.html
  • 4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.
  • 5. Шапинская Е.Н. Образ «другого» в современных массмедиа // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13 - 16 сентября 2007 года / Под общ. ред. В.К. Егорова. - М.: Изд-во РАГС, 2008 с. 682
  • 6. Гендерный подход и вопросы образования: колл. монография / Л.И. Столярчук, Е.В. Ануфриева, Д.В. Полежаев, Т.П. Машихина, Н.И. Роговская и др.; под общ. ред. Е.В. Ануфриевой, Д.В. Полежаева. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 420 с.
Просмотров работы: 10