БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В настоящее время требования к уровню умственной работоспособности студентов возрастают в связи с повышающимися требованиями общества к высшему профессиональному образованию, увеличением академической нагрузки на студентов, усложнением образовательных программ, необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, появлением новых технологий. Поэтому на студента-первокурсника ложится колоссальная умственная и физическая  нагрузка. Так возникает проблема выявления и обоснования эффективных средств повышения умственной работоспособности студентов первого курса.

Средства физической культуры являются одними из самых эффективных и доступных для поддержания и повышения умственной работоспособности. Переключение с умственной работы на физическую, и наоборот, способствует изменению характера нагрузки на различные отделы центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, вызывая в них  функциональные сдвиги, что создаёт условия для отдыха и восстановления психофизиологических функций. Одновременно физическая нагрузка может служить средством коррекции, устранения тех или иных функциональных нарушений, которые могут вызываться умственной работой, и тем самым способствовать повышению эффективной учебной деятельности, профилактике переутомления центральной нервной системы и скорейшей адаптации студентов[3].

Среди наиболее эффективных средств физической культуры, способствующих повышению умственной работоспособности, могут быть спортивные игры, в частности занятия баскетболом. Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки,  повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма,  способствуют развитию физических и психических способностей[1]. Баскетбол характеризует соревновательный характер, что влияет на воспитание у занимающихся настойчивости, решительности и целеустремленности, творческой инициативы. Развитие этих качеств положительно влияет на сокращение периода адаптации при поступлении в вуз и дальнейшее успешное обучение[5]. Большой объем и высокая интенсивность нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов, что способствует повышению умственной работоспособности студентов[4]. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно - анаэробного характера, и поэтому применение баскетбола является эффективным средством для развития выносливости, что немаловажно для представителей специальностей, требующих длительных умственных нагрузок. Улучшение общей физической подготовки студентов в процессе физкультурного образования с акцентированием на баскетбол способствует укреплению здоровья, развитию основных физических и психических качеств, повышению уровня общей работоспособности[5].

    В рамках гранта «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов вуза в процессе образовательной деятельности» (НК-416П) нами проводится работа, посвященная изучению влияния занятий баскетболом на умственную работоспособность студентов первого курса Белгородского государственного университета. Проводится наблюдение за пятью девочками и пятью мальчиками первого курса, многие из которых стали заниматься баскетболом в университете. Занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа. Для исследования умственной работоспособности нами применялась методика «Таблицы Шульте». На рис.1 приведены показатели умственной работоспособности юношей в начале занятий баскетболом (конец сентября 2010г.) спустя месяц занятий (начало ноября 2010г.), и в конце осеннего семестра.

Из диаграммы видно, что показатели умственной работоспособности у юношей в середине семестра ухудшились, а в конце семестра значительно улучшились.

На рис. 2 представлены показатели умственной работоспособности у девушек в начале занятий баскетболом, спустя месяц после занятий и в конце семестра.

Видно, что у девушек показатели в целом лучше, чем у юношей, в середине семестра у девушек значительно улучшились показатели, в конце семестра врабатывание происходило в течении 3-х таблиц, а затем прохождение таблиц заняло значительно меньше времени.

Для сравнения мы сделали 2 контрольных среза (в начале октября и в конце семестра) у учебной группы 1ого  курса. В тестировании приняло участие 12 человек. Показатели умственной работоспособности контрольной группы представлены на рис. 3.

Из диаграммы видно, что показатели умственной работоспособности студентов контрольной группы в целом уступают показателям студентов, занимающихся баскетболом.

Таким образом, мы выяснили, что применение занятий баскетболом как средства повышения умственной работоспособности студентов-первокурсников имеет большие нюансы и особенности как для юношей, так  и для девушек, хотя и имеет большой потенциал для решения поставленной проблемы. Необходимо подобрать оптимальные нагрузку, длительность занятий, их количество, плотность, интенсивность, необходимые упражнения, учитывать половые особенности, чтобы в конечном итоге достичь положительного эффекта.

         Но  в настоящее время  существует мало работ и действующих методик проведения занятий баскетболом со студентами-первокурсниками. В тяжелых условиях аудиторных занятий, которые сейчас подавляюще преобладают, необходимо грамотно организовывать активный отдых для первокурсников, чтобы помочь им успешно адаптироваться к обучению в вузе, поддержать и повысить уровень их умственной работоспособности.

 

Библиографический список

1. Защук С.Г., Ивчатова Т.В. Баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов. - Проблеми фiзичного вихования i спорту №5.-2010.-С.69-72.

2. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116

3. Соловьев В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу/ В.Н. Соловьев// Успехи современного естествознания. - 2004. - №8. - с.69

4. Церковная Е.В.  Баскетбол как средство развития выносливости и    психофизиологических способностей студентов технических вузов: Физ. воспитание студ. творч. спец. - 2007. - №1. - С. 157-161.

5.http://lit.lib.ru/ Баскетбол. Для всех и каждого.

6. http://sport.pu.ru Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

Просмотров работы: 16