На современном этапе развития педагогической науки, наряду с такими традиционно применяемыми методами, как объяснительный и иллюстративный, в процессе преподавания все более активно используются проблемный и исследовательский, а также метод проектов, который представляет собой один из методов теории развивающего обучения.
Впервые метод проектов (или так называемый метод проблем) появился в начале XX столетия и был тесно связан с гуманистическим направлением в философии и образовании. В его основе лежали идеи свободного воспитания, разработанные американским педагогом и философом Дж. Дьюи, который предлагал организовывать весь процесс обучения через активную деятельность ученика, лично заинтересованного в получении знания из той или иной предметной области. При этом выделялась какая-либо проблема, существующая в реальной жизни, знакомая ребенку и имеющая для него определенное значение. Педагог выступал в качестве советчика при подборе источников информации и, в случае необходимости, ориентировал продвижение учеников в нужном направлении. В процессе решения проблемы предполагалось активное использование ранее приобретенных знаний из различных научных областей, в результате чего получался так называемый «проект», позволяющий ученику познать новое, проанализировав его и сделав соответствующие выводы. Знания и практический опыт должны были приобретаться в ходе трудовой и игровой деятельности путем самостоятельного исследования, составления планов, изготовления всевозможных макетов, схем и т.д.
Группа русских педагогов под руководством С.Т. Шацкого, начиная с 1905 г., пыталась применять идеи проектного обучения в собственной практике преподавания. В первые годы советской власти метод проектов, объединяющий знания из нескольких различных предметных областей вокруг одной общей производственной проблемы, был повсеместно воплощен в виде трудовой школы. Но недостаточная продуманность программ, отступление от принципов систематичности и научности в обучении, применение искусственно созданных связей между учебными предметами привели в 30-х годах к его официальному запрещению.
Спустя практически полвека, благодаря стараниям таких педагогов, как Е.С. Полат, И.Е Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков, метод проектов стал возрождаться, найдя свое применение первоначально в практике преподавания иностранных языков, а затем распространившись и на другие школьные и вузовские дисциплины.
В современном понимании метод проектов представляется как своеобразная модель учебной деятельности, позволяющая приобретать необходимые знания и умения в процессе выполнения практических заданий - проектов.
Реализация проекта может производиться как индивидуально каждым студентом, так и в составе творческой группы (коллектива). При этом весь цикл работ, начиная от разработки плана проекта, отбора и структурирования информации, редактирования материала и до окончательного оформления полученного результата, выполняется студентами самостоятельно. Преподаватель же осуществляет общее руководство, направляет и консультирует в случае возникновения затруднений, т.е. из носителя готовых знаний превращается в своеобразного организатора исследовательской деятельности.
В зависимости от назначения и преобладающих видов деятельности, в процессе создания выделяются следующие типы проектов:
Тематика проектов выбирается обычно применительно к выбранной практической проблеме, для решения которой необходимо использование различных средств обучения и привлечение разнообразных сведений из нескольких учебных дисциплин. Первоначальное владение некоторым объемом знаний по заданной тематике позволяет посредством проектной деятельности успешно применить их на практике, в процессе поиска собрать и обработать ранее неизвестный материал, изучить его и, в результате, получить новое, интегрированное знание.
Работа над каждым проектом состоит из нескольких последовательных этапов:
Студентами, обучающимися по специальности «Таможенное дело», создан web-сайт, представляющий собой энциклопедический таможенный справочник. Структурно web-сайт состоит из домашней страницы (рис. 1) и тематических web-страниц (рис. 2), на которых в алфавитном порядке расположены термины, наиболее часто используемые в таможенном деле, и их развернутые определения.
Главная страница призвана привлечь внимание пользователя к данному сайту, содержит основные сведения о его назначении и тематике, обеспечивает переход на другие страницы при помощи системы ссылок.
Каждая из web-страниц представляет информацию из области таможенного дела. Определенное слово или часть предложения, выполненные в виде гиперссылки, позволяют перейти на другую страницу и получить углубленное представление по выбранному термину либо информацию по термину-синониму (рис. 2). Кроме того, посредством гиперссылок устанавливается связь с наиболее важными нормативными документами Таможенного союза и таможенного законодательства, расположенными в свободном доступе в сети Интернет.
Проектная деятельность преследует следующие основные цели: в рамках изучения дисциплины «Интернет-технологии» освоить технологию создания Web-сайтов на основе разработки HTML-кода и, наряду с этим, углубить познания по профильным дисциплинам; научиться работать самостоятельно, активно привлекая для выполнения учебных задач знания по различным предметам.
Учитывая значительный объем запланированной внеаудиторной работы, студентам для наиболее полного представления разрабатываемой темы предлагается использование как традиционных источников знания (книги, словари, энциклопедии), так и разнообразных Интернет-ресурсов.
Выполнение действий по поиску, тщательному отбору и структурированию информации, связанной со специальной тематикой, создает условия для дополнительного изучения материала, выходящего за рамки учебной программы, что, безусловно, способствует саморазвитию и повышению уровня профессиональной подготовки.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что выполненные проектные работы студентов могут быть использованы заинтересованными преподавателями специальных дисциплин в качестве дидактического материала по различным предметам, причем для их практического применения как в процессе проведения аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов, будет вполне достаточным наличие небольшого класса, оборудованного локальной сетью.
Осуществление проектной деятельности способствует тому, что студент становится не только «получателем», но и своеобразным «распространителем» знаний, создающим по результатам познавательной деятельности собственное образовательное пространство, реализованное в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и коммуникационных технологий.