По прогнозам ученых в ближайшие годы российское высшее профессиональное образование столкнется с серьезной проблемой, связанной с «демографической ямой». В связи с нехваткой студентов значительная часть государственных и негосударственных вузов страны прекратит существовать уже к 2020 году.
Рекордный спад рождаемости за последнее десятилетие пришелся на период с 1990 по 1999 гг., за который в России родилось на 9 млн. человек меньше, чем за аналогичный предыдущий период. Сейчас в вузы поступают в основном поколения 1995-1996 гг. рождения, но наименьшая рождаемость была зафиксирована в 1999 году, составив всего 1,2 млн. человек, тем самым, кризис, связанный с нехваткой абитуриентов наибольшим образом будет заметен в период 2016-2021 гг. Данная проблема вызовет ряд последствий, связанных с сокращением числа вузов страны (по прогнозам экспертов, в 2,5-3 раза), сокращением числа профессорско-преподавательского состава (ППС) (на 100 тыс. человек)[3], что приведет к снижению качества образования студентов. Прогнозируемые последствия имеют большое значение в теории «институциональных ловушек».
Александр и Ирина Ковалевы в своей работе «Проблема институциональных ловушек и теория институтов австрийской школы» интерпретируют данное понятие как «неэффективные, но устойчивые общественные институты, препятствующие нормальному течению того или иного социально-экономического процесса»[2]. В институциональную ловушку может попасть любой объект, на который могут быть направлены реформы государства.
Существует ряд институциональных ловушек, свойственных системе российского высшего профессионального образования, присущих данной сфере уже на протяжении продолжительного времени, таких как:
Ловушка высшего образования, связанная с «демографической ямой», еще не стала объектом пристального изучения ученых и в данной работе будет обозначена как «демографическая ловушка для высшей школы», вызванная превышением предложения над спросом, где под предложением понимается, непосредственно, образовательная услуга (образовательная услуга - это учебно-педагогическая деятельность, направленная на удовлетворение потребности в получении знаний [1]), а под спросом - количество абитуриентов, заинтересованных в приобретении данной услуги.
Отдельными чиновниками высказывается мнение, что в стране достаточно иметь 50 классических университетов и 150-200 институтов и академий из общего числа [5]. Сергей Дружилов в своей работе «Демографическая яма в России и сокращение числа отечественных вузов» упоминает о «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.», в которой говорится о том, что «в силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию системы образовательных учреждений, будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов»[3]. Суть программы заключается в том, что значительная часть вузов, не имеющих статуса федеральных и национальных, будет закрыта. Та же участь ожидает филиалы вузов.
В первую очередь, речь о закрытии пойдет для вузов с низким уровнем эффективности преподавания и использования научного потенциала студентов и преподавателей, а также, где не обеспечивается полный набор на бюджетные места студентов. В борьбе за долю рынка на образовательном пространстве, вузам придется предпринимать различные меры, например, такие как:
Уже сегодня в негосударственные вузы и на платные отделения государственных на протяжении нескольких последних лет набирают всё меньшее количество студентов, а чтобы заполнить свободные места, университеты снижают проходной балл. В пик демографического кризиса подобное явление будет массовым также при приеме абитуриентов на бюджетные места. Соответственно, качество образования выпускников снизится. Для уменьшения случаев отчисления будут занижаться требования к изучению дисциплин. Преподаватели в целях дифференциации оценок будут уменьшать экзаменационные требования и, вследствие чего, рынок получит низкоквалифицированных специалистов.
В столицах высшие учебные заведения, так или иначе, все равно будут пользоваться большим спросом, нежели провинциальные. После урезания до минимума бюджетных мест возникнут проблемы с финансированием вузов, что повлечет невозможность обновления оборудования и прочих материалов для качественного обучения студентов. Проблема отсутствия дополнительного финансирования вузов отразится и на заработной плате преподавателей, снизив тем самым мотивацию персонала, что, вероятнее всего, скажется на качестве преподавания не лучшим образом. Это может вызвать необходимость в найме персонала с более низкой квалификацией, вместо более опытных и высококвалифицированных кадров, что, несомненно, отразится на уровне образования, качестве выпускников вузов и научной деятельности в целом. Данные прогнозы подводят к выводу об угрозе обесценивания российского высшего образования.
Существование таких глобальных проблем в российском образовании вынуждает изыскивать пути их решения, т.е. пути выхода из сложившейся институциональной ловушки.
Е. В. Балацкий в своей работе «Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм» при рассмотрении подходов к выявлению институциональных ловушек делает акцент на факте существования многовариантной по отношению к рассматриваемой ловушкой более эффективной институциональной нормы (правило, которому следуют или должны следовать большие группы агентов)[1]. Отсутствие такой нормы говорит о невозможности проведения сравнения эффективности и, соответственно, не может указывать на неэффективность данного института (нормы). Своеобразная равновесная система говорит о том, что для выхода из институциональной ловушки необходимо реформировать обе нормы (эффективную и неэффективную)[4]. В данном случае, речь идет о мерах повышения привлекательности эффективной нормы, таких как:
Негативные последствия грядущего кризиса высшего профессионального образования, связанного с «демографической ямой» станут для вузов стимулом для совершенствования своей деятельности в целях удержания конкурентных позиций на рынке образовательных услуг. Мероприятия вузов, направленные на снижение последствий грядущего кризиса и, соответственно на переход к более эффективной норме, могут стать благоприятными для сферы высшего профессионального российского образования в целом, например, снизится уровень безработицы выпускников, вследствие сотрудничества учебных заведений с крупными компаниями; возрастет уровень конкуренции на рынке образовательных услуг, что побудит вузы к модернизации процесса оказания данной услуги; российское высшее профессиональное образование станет направленным на инновационную деятельность, разработку ядерных технологий, космических исследований, медицину, энергоэффективность и IT-технологии, что объясняется планированием финансирования государства данных направлений сверх установленного лимита. Высказывалось предложение о перепрофилировании ряда вузов в профессионально-технические училища для подъема авторитета университетского диплома государственного образца. Кроме того, появится ряд дополнительных «бонусов» от вузов для привлечения абитуриентов.
Неэффективная норма должна быть непривлекательной для университетов, этого можно добиться путем мониторинга качества образования студентов и профессорско-преподавательского состава, путем применения при необходимости надлежащих санкций для учреждений, качество деятельности которых не соответствует государственно-образовательным стандартам. Такого рода контроль поможет повысить престиж высшего образования, оставив на рынке такого рода услуг университеты, прошедшие государственный контроль качества деятельности вузов.
Для того, чтобы норма была устойчива, агентам должно быть невыгодно от нее отклоняться. Институциональным ловушкам свойственен эффект координации, заключающийся в том, что чем большее число агентов откажутся от неэффективной нормы, тем меньше будет издержек, связанных с переходом от одной нормы к другой. Т.е., чем больше университетов проявят добросовестность в конкурентной борьбе при оказании образовательных услуг, тем с меньшими издержками столкнутся все стороны: вузы, студенты, работодатели и российская экономика[4].
Немаловажным моментом является то, что для выхода из институциональной ловушки недостаточно поверхностных незначительных мер. Они могут лишь на время изменить ситуацию (в некоторых случаях пролонгировать, тем самым усугубив ее), но потом норма вернется в свое состояние. И действительно, ослабить последствия грядущего демографического кризиса поможет только комплексная реформа высшей школы, охватывающая все стороны деятельности университетов и учитывающая интересы всех сторон.
Для выхода из данной институциональной ловушки государство уже сейчас принимает ряд мер, направленных на снижение последствий демографической ямы. «В России началась реализация программы модернизации высшего образования для повышения научного потенциала университетов в условиях сильного демографического спада и экономического кризиса» [5]. Планируется в ближайшие три года увеличить финансирование вузовского образования более чем на 1 млрд. рублей в год. Эти средства будут направляться на реализацию программы по интеграции государственных заведений и на улучшение исследовательских программ. По данным прессы, планируется обновление действующих образовательных программ и разработки и внедрения принципиально новых образовательных программ, основанных на компетенциях (результатах обучения).
Вузам, в свою очередь, тоже необходимо будет принять ряд мер для выхода из демографической ловушки в высшей школе, таких как заключение договоров на обучение иностранных студентов в вузах страны, увеличение качества оказания образовательных услуг для привлечения студентов и сотрудничество с крупными фирмами для трудоустройства выпускников вузов. Данные мероприятия помогут избежать многих последствий демографического кризиса, связанных со снижением качества образования, увеличением безработицы среди преподавателей и т.д.
Список литературы