Патронатное воспитание подростка - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Патронатное воспитание подростка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность

Одной из главных причин роста числа беспризорных детей, по мнению Главного контрольного управления при Президенте России, является по-прежнему тяжёлая ситуация в семьях. А это, в свою очередь, обусловлено совершенно невероятной социальной ситуацией, сложившейся в стране за последние 10 лет. Фактически сегодня Россия находится на грани социального коллапса. В результате социально-экономического переустройства государства большая часть наиболее работоспособного населения страны оказалась за гранью выживания. Мужчины в полном расцвете жизненных сил лишились работы и попали в полосу, которую специалисты называют социальной депрессией. Лечить эту депрессию они начали горячительными напитками, которых в достаточном количестве сегодня на полках любого заштатного сельпо. При этом в процессе приватизации основных средств производства в первую очередь были уничтожены объекты социально-культурного назначения: кинотеатры, клубы, библиотеки, спортивные залы, дома творчества. Поскольку именно эти объекты оказались, с точки зрения «новых хозяев», наименее прибыльными. Не имея работы и нормального досуга, российское население ударилось в безудержное пьянство. Следом за мужчинами к бутылке потянулись женщины. Но, женское пьянство в отличие от мужского - порок практически неискоренимый. Однажды, попав в эту полосу, женщина уже не в состоянии выбраться из неё самостоятельно. Всё это фактически привело к полному развалу главного социального института общества - семьи. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. По мнению Главного контрольного управления при Президенте России, правительство не принимает должных мер по повышению ответственности родителей за ненадлежащее содержание и воспитание детей.

Цель моей работы - разработать программу психолого-педагогической помощи и просвещения в патронатной семье по воспитанию подростка.

Как объект исследования выступает процесс воспитания подростка в патронатной семье.

Предмет исследования являются условия способствующие развитию подростка в патронатной семье

Задачи моего исследования были:

  • 1. Изучить историю становления патронатного воспитания в России.
  • 2. Проанализировать основные теории патронатного воспитания
  • 3. Определить сущность и отличие патронатного воспитания от других форм.
  • 4. Рассмотреть семью как открытую социально-педагогическую систему
  • 5. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения, дать рекомендации.

 

Опытно - экспериментальные исследования воспитания подростка в патронатной семье

1.1.Контрольный эксперимент

В моём эксперименте участвовала семья: Елена - 45 лет, Валерий - 50 лет. В 2010году они взяли на воспитание Катю Л,12 лет воспитанница Мстерского детского дома. В детский дом она поступила в 2006 году

Сразу же по приходу в семью я решила провести диагностику эмоционального состояния определить уровень школьной мотивации.

Для определения агрессии использовался опросник Басса-Дарки

Результаты:

1.Физическая агрессия-9

2.Косвенная агрессия-3

3.раздражение - 6

4.Негативизм 0

5.Обида 2

6. Подозрительность 2

7. Вербальная агрессия 10

8.Чувство вины 8

Агрессия -25

Враждебность - 4

Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.

Проанализируем отдельно компоненты агрессивности:

Я могу сказать, что Подросток дает волю своим чувствам, в том числе природной агрессивности. Самые высокие показатели по шкале раздражение и вербальная агрессия и физическая агрессия. Негативные реакции, проявляются в следующих формах: представляет собой угрозы и запугивание ,реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве "оружия" различные предметы.).Шкала вербальная агрессия проявляется в том, что подросток стремятся уличить своих одноклассников в каком-либо поступке, нарушении основных договоренностей их взаимоотношений, обвинить его в том, что тот сердится, раздражен или ведет себя недостойно. Следующий вид агрессии это стремление возражать - это еще одна категория вербальной агрессии, именно этот способ очень часто избирают агрессоры. Поскольку агрессор живет в Реальности, он видит в партнере врага. Во многих случаях вербальная агрессия переходит в физическую агрессию, которая, в свою очередь, тоже начинается не сразу, а постепенно, с «нечаянных» толчков, пинков, хлопков, ударов и т.д., которые потом переходят в прямое избиение.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрес­сивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационной потребностей сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими ме­тодиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер).

Представленные результаты для определения уровня тревожности

были получены при помощи методики Ч.Д Спилбергером,

В ходе обследования видно, что у подростка чувство повышенной тревожности, страхе, чувств, страхе перед бедующим глубокой неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

Обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.

Вследствие этого объясняется повышенная агрессия, так как подросток постоянно находиться в эмоциональном напряжение. В данном случае она выступает как защитная реакция подростка. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г.Лусканова,

Результат: 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Она достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Для улучшения эмоционального состоянии были использованы такие методы как тренинги, игры для налаживания доброжелательных контактов между подростком и попечителем. Были проведены беседа с патронатными родителями в целях просвещения в воспитания подростка. Что­бы показать подростку, что ты его принима­ешь, лучше всего и говорить с ним на так называемом языке принятия. [Над словарем языка принятия рабо­тала И. М. Марковская.]

Зоотерапия

Постоянный контакт благотворен не только для психики, но и для физического самочувствия. Кроме того зоотерапия оказывает влияние на формирование личностных качеств, таких как: забота, ответственность, доверие, любовь, принятие, благодарность. Главным принципом работы с «трудными» детьми можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. При взаимодействии с собакой такие дети раскрываются гораздо быстрее, так как уровень доверия к взрослым достаточно низкий.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила. Свод морально-этических правил - это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете. Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира; компенсаторная - религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

Занятие 1. Как научиться понимать приемного подростка

На занятие приглашаются только родители и старшие подростки.

Задачи

  • 1. Развить у участников навык положительного переформулировании проблем.
  • 2. Отработать модус поведения родителей в ситуации «наводнения» не­гативными переживаниями у приемного подростка.

1.Обсуждение мыслей и чувств членов семей по поводу воспитании приемного подростка, которые возникли за неделю. Семьи диагностируй´! свою готовность к воспитанию приемного подростка. Работа с континуумом

2.Обсуждение домашнего задания. Родители зачитывают список и» 10 нарушений поведения у детей и свои позитивные интерпретации нару­ шений.

Разбираются наиболее деструктивные нарушения в поведении у при­емных детей: воровство, обман и др.

3.Сообщение ведущих об использовании метода положительного

переформулирования. Метод положительного переформулирования по­зволяет фокусироваться на положительной стороне значения проступка подростка и на его вкладе в развитие семьи.

Например, воровство подростка - это не проявление неблагодарности п тем более не желание оскорбить семью. С помощью этого поведения приемный подростка транслирует свою близость и появление привязанности. Предмет воровства символизирует для него ту любовь, которой его когда-то лишили, и стремление идентифицироваться с новой семьей. Своим поведе­нием подростка также старается сделать отношения в семье более близкими и любящими. Общее негативное переживание по поводу «неблагодарного подростка» объединяет остальных. Как показали результаты многолетних наблю­дений, воровство у подростка начинает активизироваться в ситуации, когда у членов семьи появляется много противоречий, дестабилизирующих их от­ношения. Приемный подростка, как жертвенное животное, закладывает себя на алтарь семейной любви. Он так же спасает лицо семьи. Как показывают результаты тех же наблюдений, подростка ворует в семье, когда она становит­ся для него близкой и любимой. В противном случае он ворует в школе. создатель теории привязанности, считал, что вторичная привязан­ность формируется у подростка через проявление агрессии и проступки.

Метод положительного переформулирования проблемы необходимо ис­пользовать и для интерпретации прошлого опыта подростка. Это позволит ему в определенной степени справиться с обидой на мать, которая от него отказа­лась, и не стать носителем так называемого синдрома приемного подростка, который проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличност­ном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении близких от­ношений даже в зрелом возрасте. Например, положительное переформулиро­вание того, что подростка оказался в детском доме, может быть следующим: «Твоя мама понимала, что она сама не сможет тебя хорошо воспитать, сохра­нить тебе здоровье, обеспечить тебя жильем, потому что она страдает алкого­лизмом. Она хотела отдать тебя в хорошие руки. Она пыталась сделать для тебя лучшее из того, что могла. Она любила тебя и любит сейчас». Ни в коем случае нельзя делать критические высказывания относительно кровных ро­дителей подростка и прогнозировать ему подобную судьбу. Это наносит невос­полнимый вред отношениям с приемным подростком.

4.Работа в парах: один говорит о сложной проблеме, другой пытает­ся ее переформулировать.

5.Сообщение ведущих. Еще с одной проблемой нередко приходится сталкиваться приемным родителям. Если в детском доме подростка, защи­ щаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими трав­ матическими воспоминаниями. Подростка рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое от та­ ких ситуаций из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблю­ дал в своей жизни и т.д. и с которыми обычная семья никогда не сталкива­ ется. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство расте­ рянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать подростку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «пре­ вратятся» в страхи, с которыми подростку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать подростка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять

подростка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, ЧП

вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сдела­ете

все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договорится о времени, когда вы можете спокойно поговорить с подростком.

6. Ролевая игра «Рассказ приемного подростка о травматическом опыте жизни в кровной семье». Роли подростка и члена семьи (родите n брата или сестры) играют ведущие. Все члены группы становятся экспер тами и письменно отвечают на следующие вопросы:

  • - Что чувствует подростка, когда рассказывает о своей травме?
  • - Что чувствует член семьи, когда слышит этот рассказ?
  • - Как реагирует член семьи?
  • - Как он демонстрирует свое отношение к рассказу, самому подростку?
  • - Какое поведение родителя более эффективно?

Ведущий, играющий роль подростка, рассказывает реальные истории детей о насилии, которое он наблюдал или пережил в семье, унижениях, пренебреже­нии его витальными нуждами, смерти родителей и т.д. Подростка не в состоянии успокоиться, навязчиво рассказывает об ужасах, которые пережил в семье.

Роль родителей играют двое ведущих, которые реагируют на расска» подростка в соответствии с установкой. Первый, с одной стороны, поощряет подростка говорить правду, с другой - игнорирует его чувства и критикует его и его кровных родителей, заявляет, что если он не будет слушаться, будет врать, то станет таким же, как его родители. Второй демонстрирует понимание и принятие подростка.

Анализ ситуации идет по результатам ответов экспертов.

После разбора родители - участники занятий - работают в малых группах по 3-5 человек. Один член группы выступает в роли подростка в состоянии «наводнения» страшными воспоминаниями, остальные пыта­ются поддержать и успокоить его.

7. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого обсуждения отвечает на вопросы ведущих:

  • - Что было самым важным для вас в течение сегодняшнего занятия?
  • - Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье?
  • - Как вы относитесь к этим изменениям?
  • - Как вы сейчас оцениваете свою готовности к приему (работа с континуумом)?

8.Домашнее задание. Каждый член семьи записывает по 20 ассоциа­ций, которые у него вызывают словосочетания «приемный подростка» и «при­емная семья».

Занятие 1. Сложные ситуации взаимодействия с приемным подростком

В занятии участвуют родители и старшие подростки.

Задачи

Развить у участников навык взаимодействия и взаимопонимания.

1. Отработать модус поведения членов семьи в ситуации первого посе­щения подростком дома.

5. Отработать модус поведения членов семьи в сложных ситуациях вза­имодействия (ситуации воровства и обмана).

1. Обсуждение мыслей и чувств членов семей по поводу воспитания приемного подростка, которые возникли за неделю. Семьи диагностируют свою готовность к воспитанию приемного подростка. Работа с континуумом.

2. Обсуждение домашнего задания. Семьи зачитывают списки с ассо­ циациями со словосочетаниями «приемный подростка» и «приемная семья».

В этих списках немало негативных стереотипов, особенно по отноше­нию к подростку-сироте. Каждый негативный стереотип подвергается пози­тивному переформулированию. Разбираются источники появления подобных стериотипов.

3. Психогнмнастика. Без слов надо выполнить ряд действий: всей семьей выбить ковер (взаимодействие начинается в квартире, продолжа­ется на улице и заканчивается дома); всей семьей приготовить ужин.

Анализируется видеозапись выполнения упражнений. Вопросы для анализа (задаются каждому члену семьи):

  • - Удалось ли договориться без слов?
  • - Довольны ли результатом своей работы?
  • - Кто был главным при выполнении упражнения?
  • - Насколько легко вам было понять друг друга?

4. Ролевая игра «Первое посещение подростком будущей приемной

семьи»

Первое посещение - это «пробный шар» приема. По времени оно

длится от двух дней (выходные) до одной недели, если совпадает с кани­кулами.

Три первые сцены разыгрываются ведущими, которые выступают в роли детей, и «симулянтными» семьями. С каждым подростком могут работать одна-две семьи. Поведение будущих приемных детей несколько рованно изображается ведущими.

1-й подростка: возраст 7-9 лет, в поведении гиперрасторможен, бег по квартире, открывает все ящики, все время просит: «Дай это, дай то».

2-й подростка: возраст 3-5 лет, замкнут, явно растерян и испуган, п> тается спрятаться, плачет.

3-й подростка: возраст 12-13 лет, насторожен, критичен, пытается выяснить, что он за это получит, если будет жить в семье.

Задача для «подростка» - стараться вести себя в соответствии с ролы

Инструкция. Вы первый раз привели подростка домой. До этого вы общались с ним только в детском доме (приюте), где проходили подготовку Кто-то из членов семьи (вы сами должны решить кто) привозит ребенка домой. Дома его уже ждут, волнуются, готовятся, планируют встречу. Приходит подросток и... все начинается.

Игра записывается на видеокамеру, затем видеоматериал обсуждается.

Вопросы к исполнителю роли подростка:

- Удалось ли семье изменить ваше состояние?

Что члены семьи предприняли, чтобы его изменить?

- Какие действия семьи были более эффективными,

Как вы чувствовали себя в этой семье?

- Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с семьей? Вопросы к исполнителям ролей членов семьи:

  • - Удалось ли вам изменить состояние подростка? Что вы предприняли, чтобы его изменить?
  • - Какие из ваших действий были более эффективными, какие только провоцировали его?
  • - Как вы чувствовали себя в контакте с подростком?
  • - Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с подростком?
  • - 5. Ролевая игра «Трудный разговор». Члены группы рассчитывают­ся на первый-второй и образуют две группы: родительскую, детскую. В малых группах обсуждают темы для ролевой игры и поведение испол­нителя роли. Разыгрывается несколько ситуаций по выбору участников. Анализируется видеозапись работы. Упражнение «Горячий стул». Члены одной семьи садятся остальные участники занятия по кругу говорят ей о ее ресурсах.
  • - Рефлексия результатов занятия. Каждый член семьи говорит том, чем были для него занятия курса.
  • - Через два года я провела повторную диагностику эмоционального состояния.
  • - Состояние агрессии:
  • - 1.Физическая агрессия-5
  • - 2.Косвенная агрессия-0
  • - 3.раздражение 5
  • - 4.Негативизм 1
  • - 5.Обида 1
  • - 6.Раздражительность 0
  • - 7. Вербальная агрессия 4
  • - 8.Чувство вины 9
  • - Агрессия -13
  • - Враждебность - 10
  • - Уровень тревожности :
  • - 31-45 - умеренная тревожность
  • - По полученным результатам можно видеть что, подросток стал менее раздражительным, вспыльчивым, агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Агрессию используют физическую (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Эта агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.
  • - Так же у ребенка повысился уровень школьной мотивации:
  • - 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  • - По повторному результату можно увидеть, что ребёнок стал менее агрессивным, уменьшилось чувство тревожности, и вырос интерес к школе

Вывод: Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:

1. Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме.

2. Возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт.

Живя в семье, дети получают шансы на хорошее образование, а главное - на формирование социальных отношений и жизненных навыков. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.

Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожале­нию, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существо­вать еще очень долго. Организация профессиональных форм заме­щающей семейной заботы является вкладом государства в свое свет­лое будущее. Но независимо от статуса семейной заботы (професси­ональная, непрофессиональная семья) каждая семья, которая при­нимает ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в депривационных условиях, потерявшего базис­ное доверие к миру (список потерь можно продолжить до бесконеч­ности), нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и пси­хологической помощи. Основанием для организации подобной сис­темы может стать как модель помощи профессионально замещающей семье.

Заключение

В ходе работы я изучила возникновение патронатного воспитании, проанализировала основные теории воспитания подростка в патронатной семье. На основе изученного материала разработала программу психолог- -педагогического сопровождения в патронатной семье, и даны рекомендации по эффективному воспитанию подростка. попечителей сложились В ходе исследования я доказала, что создание, благоприятных и доброжелательных отношений- будет эффективно влиять на развитие личности. У Кати были преодолены такие эмоциональные состояния, как тревожность, раздражение и в следствии, агрессия. Она стала более общительной, появились новые друзья, улучшились отметки в школе.

В патронатной семье подросток приобретает свой собственный опыт семейной жизни и ведению домашнего хозяйства. Поскольку в детском доме дети живут на всем готовом, у них формируется иждивенческая позиция. Они привыкли только получать, ни чего не делая в замен.

В семье подросток приобретает навыки самообслуживания, приобщен к труду, у него появляется свой круг обязанностей. Подросток видит как распределены обязанности между родителями (Мать ведет хозяйство, отец «добытчик»,заботу младшего поколения о старшем. Благодаря семье Катя познакомилась с народным промыслом поселка(Иконопись, лаковая миниатюра)

Поскольку родители были художниками, подросток приобщился к духовной культуре поселка, начал посещать художественную школу. Это помогло ей определиться с профессией в будущем. В семье Катя приобщилась к религиозным ценностям. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей.

В семье было ограничен доступ в интернет, к негативному влиянию СМИ. Это все заменила Домашняя библиотека. Благодаря ей Катя приблизилась к художественной литературе. Домашняя библиотека - это адаптивная многофункциональная, культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребностиподростка, обеспечивая интеграцию его стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Домашняя библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации подростка на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями. Все эти факторы благотворно повлияли на развитие личности подростка, и способствовали улучшению эмоционального состояния.Подростов живет полноценной жизнью обычного «домашнего» подростка, не теряя при этом тех льгот и социальных гарантий, которые дает ему государство.

Библиография.

1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.

2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2005.-250 с.

3 Банс Морис, Рикардс Анна, Речел Харви. Работа с детьми, оплакивающими потерю близких. Руководство. - М.: Детский юридический центр, 2003.-320 с.

4 Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Этологическое изучение детей с явлениями эмоциональной депривации //Тезисы семинара "Социокогнитивное развитие ребенка". - М., 2005.-180 с.

5.Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика. 2005. № 7-8.

6.Брускова Е.С. Семья без родителей. - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS - Интернациональ, 2006.- 214 с.

7.Волкова Е., Грибанова Л. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: АСИ, 2006.-425 с.

8..Екатерина Абрамова Проба семьи // "Российская газета" - Верхняя Волга №4568 от 22 января 2008 г.

9.Козловская Т. Справочник по психологии и психиатрии детского и под­росткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 1997. С. 477-478.

10.Кошелева Л.Н. и др. В Семье и без семьи. - Сургут: Гради, 2005.-388 с.

11.Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. - М: Дрофа, 2006.-511 с.

12.Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях форми­рования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефек­тология. 1990. № 3. С. 19-23.

13.Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими фор­мами психического недоразвития: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М, 1997.-390 с.

14.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1995.-650 с

.15Крыгина С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. - М., 2006.-456 с.

16.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возра­сте. - Прага, 1984.-420 с.

17.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: МГУ. 1985.-650 с.

18.Лисина М. И. О механизмах смены ведущих деятельностей у детей в первые семь лет жизни // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. Всесоюзного симпозиума (24-26 ноября 1976 г., Ту­ла).-М., 1976. С. 5-8.

19.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М., 1978. С. 268-295.

20.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.-457 с.

21.Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. 386 с.

22.Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: понимание струк­туры личности в клиническом процессе. - М., 1998. -260 с.

23.Марковская ИМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000.-185 с.

24.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.- 378 -с.

25.Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. - М., 1996.-704 с.

26.Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 1997.206 с.

27.Ослон В.Н. Социально-психологические проблемы становления интитута приемной семьи // Современное общество: вопросы теории, мето­дологии, методы социальных исследований. - Пермь, 1998. С. 118-199.

28.Ослон В.Н. Дети со специальными образовательными нуждами, ли­шенные родительского попечения // II Международный семинар: Сб. ма­териалов. - Пермь, 1999. С. 30-31.

29.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из .моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 57-70.

30.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение заме­щающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4.

Просмотров работы: 29