За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений. Проблема развития маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах(4).
В работах видных отечественных ученых В. Афанасьева, Л.О. Барсуковой, Т.П. Колодяжной, Л.И. Фалюшиной, Т.И. Шамовой и др. обосновывается необходимость становления в структуре дошкольной образовательной системы маркетинговой деятельности. Это значительно улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, позволяет разнообразнее удовлетворить запросы родителей. Маркетинговый подход в управлении дошкольным образовательным учреждением может способствовать оптимизации процесса развития профессиональных компетенций педагогов, существенным изменениям в организации и содержании образовательного процесса, повышению конкурентоспособности дошкольного учреждения в целом.
Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из структуры маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения предложенной С.А. Езоповой, была разработана структура маркетинговой деятельности, которая более полно раскрывает этапы организации маркетинговой деятельности в детском саду:
1. Мотивирующий этап - создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования, для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения
2. Аналитико-прогностический этап - анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада. Отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.
3. Организационный этап - создание комплекса маркетинга детского сада: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).
4. Координационно-корректирующий - управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.
5. Рефлексивно-оценочный этап - оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.
Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно рассмотреть, исследуя следующие особенности:
- образовательная услуга;
- финансирование образовательного учреждения;
- потребители образовательных услуг;
- маркетинговая среда образовательного учреждения;
- конкуренты на рынке образовательных услуг.
Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо (2).
Образовательная услуга обладает характерными особенностями: услуги нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем; образовательную услугу невозможно сохранить.
Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых, основных услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.
Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по одной из трех моделей: бюджетное, долевое, внебюджетное.
Модель бюджетного финансирования осуществляется на основе нормативов, и подразделяются на основное и дополнительное финансирование.
В зависимости от типа образовательного учреждения расчет нормативов включает различные соотношения двух ведущих показателей: фонда оплаты труда и фонда материальной обеспеченности. Фонд оплаты труда включает расходы на заработную плату и единый социальный налог на ее в расчете на одного воспитанника. Фонд материального обеспечения включает учебные расходы, текущие хозяйственные расходы, оплату услуг связи в расчете на одного воспитанника.
Долевое финансирование предполагает разделение расходов на функционирование детского сада между государством, учредителями и родителями. За чет государства осуществляется оплата образовательных услуг в государственных образовательных организациях.
Внебюджетное финансирование связано с функционированием общественных организаций, благотворительных организаций, с ситуативным привлечением средств, а также с деятельностью областных, городских, районных фондов поддержки образования.
Таким образом, маркетинговая деятельность дошкольного учреждения, в рамках предполагаемого финансирования, направлена создание материальных доказательств полезности и необходимости для потребителя.
Потребителями образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений выступают, как правило, дети и родители. Основой для приобретения образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения могут быть:
- необходимость в трудовой деятельности родителей ребенка;
- обеспечение условий, способствующих всестороннему развитию ребенка;
- решение проблем социализации ребенка дошкольного возраста;
- подготовка ребенка к школе;
- необходимая коррекционная помощь ребенку, имеющему отклонения в развитии.
Поведение родителей на рынке образовательных услуг определяется факторами культурного, социального, личностного порядка.
Факторы культурного поведения родителей обусловливают различные требования к качеству, направленности и цели образовательных услуг, учитывая свои национальные традиции и принадлежность к этнической группе.
Факторы социального порядка определяются социальным положением, социальным статусом и родом деятельности родителей.
Факторы личного порядка включают возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни и тип личности родителей.
Факторы психологического порядка обуславливают мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.
Факторы, влияющие на успешность реализации маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения - составляют маркетинговую среду образовательного учреждения. Маркетинговая среда состоит из макро- и микросреды (2).
Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факторы (политико-правовой, экономический, социально-демографический, культурный, научно-технический, экологический), определяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.
Следует отметить, что отдельно взятый детский сад не может повлиять на изменения в макросреде, но при определении дальнейшей стратегии развития детского сада, необходимо учитывать состояние макросреды и прогнозы ее развития.
Маркетинговая микросреда дошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружающих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его деятельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, контактные аудитории, конкуренты и потребители. В данном аспекте, деятельность детского сада может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды(2).
Поставщиками являются организации и частные лица, обеспечивающие дошкольное образовательное учреждение ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т.д.; педагогические вузы и педагогические колледжи, готовящие специалистов для системы дошкольного образования, и т.д.
Контактные аудитории - группы, проявляющие интерес к дошкольному образовательному учреждению и оказывающие влияние на его деятельность. Контактная аудитория может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиям детского сада.
К ним относятся:
- организации, предприятия, частные лица, которые могут обеспечить дополнительное финансирование деятельности детского сада;
-средства массовой информации, освещающие деятельность дошкольного образовательного учреждения, тем самым привлекая или отталкивая потребителей;
-местные контактные аудитории, включающие жителей микрорайона, работников поликлиники, школы, домов детского творчества, с которыми сотрудничает детский сад;
- внутренние контактные аудитории, состоящие из работников детского сада.
Определение перспектив развития отрасли, в которой функционирует дошкольное образовательное учреждения, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг, определяет изучение конкурентной ситуации.
Конкуренты - организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение, и направленные на удовлетворение схожих потребностей (2).
В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий.
Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение.
Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее, лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования, и обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.
Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции.
Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей и предложения новых услуг, активнoгo их продвижения.
Последователи (ведомые) - это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решений, касающихся преобразования их деятельности.
Дополняющие - дошкольные образовательные учреждения, действующие в рыночной нише и обслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.
Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг дошкольного образовательного учреждения включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля дошкольного образовательного учреждения (2).
На основании предложенной структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Также были разработаны мероприятия по реализации программы организации маркетинговой деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения (Таблица 1.).
Таблица 1
Программа организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Этапы маркетинговой деятельности |
Содержание этапов маркетинговой деятельности |
Ответственные |
1.Мотиви- рующий |
Разработка Положения о маркетинговой службе в ДОУ. Получение лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг. |
Администрация |
2.Анали тико- прогнос- тический |
Создание маркетинговой службы ДОУ Реализация данного этапа предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей маркетинговой службы, организацию и планирование ее работы, также разработку программы развития дошкольного образовательного учреждения на перспективу. Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям: -анализ материальных и финансовых ресурсов; -анализ возможностей педагогического коллектива; -изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах; -изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами; -разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг; -определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований. Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной услуги. Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов. |
Руководитель маркетинговой службы |
3.Органи-зацион- ный |
Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня. |
Заведующая детским садом |
4.Координационно-корректирующий |
Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения услуг. Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты: 1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования. 2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования. 3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования. |
Заведующая детским садом Руководитель маркетинговой службы |
5.Рефлексивно-оценочный |
Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения. |
Администрация |
Предполагаемые результаты реализации программы
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;
- расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;
- расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых в дополнительном образовании на 5%;
- положительная динамика результатов творческих конкурсов.
Осуществление контроля
- общественная оценка Попечительским советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;
- показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;
- опрос родителей.
Орган, осуществляющий контроль: Попечительский совет.
Таким образом, реализация данной программы, по нашему мнению, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:
-расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;
- быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;
- качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;
- процесс развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.
Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.
Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения - необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ