ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Окружающий нас мир меняется стремительными темпами. Это обстоятельство определяет сокращение границ применения деятельности репродуктивной, опирающейся только на традиции и уже освоенные технологии. В настоящее время как в теоретических исследованиях, так и в практике обучения много внимания уделяется проектной деятельности. В ходе ее осуществления у учащихся создаются благоприятные условия для формирования умений делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, более глубоко разобраться в причинах различных явлений, убедительно отстаивать и представлять свою точку зрения и т. д. В своем исследовании мы обосновываем гипотезу о том, что проектная деятельность является важным средством и для развития познавательного интереса учащихся старших классов.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Наличие познавательного интереса у учащихся способствует росту их активности на уроках, повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности всего процесса обучения.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы исследованы Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, В. Н. Максимовой, Г. И. Щукиной и мн. др. Однако, анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что вопрос формирования познавательного интереса старших школьников посредством вовлечения их в проектную деятельность по математике специально не рассматривался.

Старший школьный возраст характеризуется выбором учащимися будущей профессии, следствием чего является формирование познавательного интереса в большей мере к тем предметам, которые связаны с этим выбором. Познавательный интерес старшеклассников будем понимать как качество личности, которое проявляется в умственной и волевой активности, предполагающее стремление к информации в конкретной области.

На основе ряда исследований [1], [3] и др. можно выделить несколько групп факторов, положительно влияющих на формирование познавательного интереса учащихся. Учитывая специфику обучения математике, к ним можно отнести следующие: организационные (формы и методы обучения математике, обеспечивающие активность учащихся в процессе познания; разнообразие видов деятельности на уроке и во внеурочной работе и др.); содержательные (значимые и интересные факты науки, теории, законы, математические открытия, ключевые моменты развития науки, нерешенные проблемы, приложения изучаемого материала, эпизоды из жизни великих ученых, эмоционально окрашенный и гуманитарно-ориентированный материал и т. д.); психологические (положительная эмоциональная атмосфера обучения; благоприятное общение в учебном процессе; понимание нужности и целесообразности изученного математического материала; неравнодушие учителя к излагаемому материалу; волевые усилия учащихся к преодолению познавательных затруднений; возрастные особенности учащихся и др.); социальные (влияние мнения одноклассников, родителей, друзей, средств массовой информации; знакомство со специалистами, работающими в данной области и др.). В усилении влияния выделенных факторов значительную роль, на наш взгляд, может сыграть проектная деятельность. Поясним это подробнее.

Значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению [1]. Проектирование имеет и мотив, и цель, и все другие атрибуты деятельности. Следовательно, вовлечение старшеклассников в специально организованную активную деятельность, предусматривающую широкий спектр форм и методов обучения, отличных от применяющихся как на уроках, так и во внеурочное время, несомненно, будет способствовать формированию у них стремлению к познанию.

В основе мотивации осуществления проектной деятельности учащимися лежит совокупность познавательных, внешних и социальных мотивов (познавательный интерес, мотивы самообразования и самосовершенствования, самоутверждения в группе сверстников, ответственности перед семьей и обществом и др.) [2]. Важно подчеркнуть, что при этом проектная деятельность не только побуждается совокупностью познавательных мотивов и опирается на них, но и сама обладает значительным потенциалом в их развитии.

Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, умению искать направления и методы решения проблем, развитию критического мышления. Она предполагает формирование у них широкого круга исследовательских умений: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Указанные действия также являются значимыми для осуществления активного познания старшеклассниками.

Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования [3]. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического результата, но и организацию процесса достижения этого результата. Когда речь идет о проектной деятельности, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т. е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Метод проектов предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е. если это теоретическая проблема - то она реализуется в конкретном ее решении с осознанием практической значимости, если практическая - представляется конкретный результат, готовый к внедрению [2]. Отметим, что такое глубокое осознание области применения изучаемого математического материала, также способствует развитию познавательных интересов старшеклассников.

Проектная деятельность способствует не только формированию умений осуществлять познание, но и открытию учащимися нового содержания математики, пока неизвестного им. Сам факт познания того, что выходит за рамки школьных учебников математики, может вызывать интерес. Содержание материала, которое описано нами выше в содержательном аспекте (и которое можно рассматривать как направления тем проектных работ), может удивить и озадачить, привлечь внимание, явиться серьезной мотивацией для дальнейшего изучения материала. Проектная деятельность предусматривает достижение познавательных целей, воплощенных в виде конкретного результата, имеющего теоретическое или практическое значение.

Особо отметим, что важным фактором, способствующим эффективности решения проблемы развития познавательного интереса к математике у старшеклассников, является эстетическая составляющая этой науки. Поиск простых и изящных рассуждений, красивых формул и образов при осуществлении проектной деятельности являются значимыми характеристиками математического познания.

При выборе темы проекта учителю следует понимать, что она должна быть интересна учащимся, должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, так как познание начинается с удивления. Например, при изучении темы «Производная функции и ее применение», можно перед учащимися поставить такой вопрос: «Возможно ли измерить скорость скорости?» При изучении темы «Объемы и поверхности» вопрос может быть следующим: «Вычисление или измерение, чему научились раньше?».

В учебниках математики учащимся предлагается очень мало историко-математического материала, в силу чего ученики воспринимают образ ученого-математика односторонне, не знают, какими качествами обладают люди, занимающиеся этой непростой наукой. Однако, старшеклассникам, стоящим на пути выбора профессиональной деятельности, важно узнать, какими качествами следует обладать, чтобы стать компетентным специалистом в будущем. Поэтому нами с учащимися 10 класса одной из школ нашего города во внеклассной работе был реализован проект, основополагающий вопрос которого был сформулирован так: «Какими качествами как профессионалы - математики обладали наши предки?» Как один из результатов проекта был составлен собирательный удивительный портрет математика на основе интересных и особенных фактов из жизни великих ученых.

В качестве начального этапа работы над проектом нами были предложены учащимся дискуссионные вопросы, реализованные позднее как мини-проекты, которые привлекли внимание учащихся и способствовали их познавательной активности. Приведем примеры. «Трудолюбие, упорство, уважение к математике, важны ли эти качества?», «Мудрость, умение выделить и ценить главное, по - настоящему значимое. Являются ли они качествами великих математиков?», «Когда проявлялись математические способности великих математиков?», «Остроумие отличало многих математиков?», «Были ли присущи находчивость, умение найти оптимальный выход из любой ситуации великим математикам?», «Нужно ли математикам творческое мышление?», «Великие математики и музыка, возможно ли?», «Великие математики и поэзия, миф или правда?», «Некоторые из математиков внешне не производили впечатление великих, правда ли это?», «Присуща ли математикам рассеянность?», «Большинство великих математиков, особенно в ранние и студенческие годы, ничем не отличалось от своих сверстников, правда или миф?» и др.

Учителю математики следует продумать весь ход работы над проектом. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования он не должен давать учащимся в готовом виде. Он может ненавязчиво направлять мысль учащихся в нужное русло. В этом суть метода проектов как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку аргументами, доказательствами, фактами.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность старшеклассников. Собственно обучение в сотрудничестве, в комфортной нестандартной обстановке является частью метода проектов. Благоприятное общение позволяет обеспечивать усвоение учебного материала каждым учащимся проектной группы на доступном ему уровне, и таким образом старшеклассники имеют возможность принимать активное участие в общей работе, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. Учет индивидуального темпа продвижения обучаемого, дифференцированный подход, организация индивидуальной работы являются непременными условиями разработки проекта. Это также необходимые условия для развития познавательного интереса старшеклассников.

Формирование умений, составляющих проектную деятельность, возможно осуществить путем разработки элективного курса, в котором будет раскрыта специфика проектной деятельности, учтены профессионально ориентированные познавательные предпочтения старшеклассников и созданы условия для формирования умений и навыков, необходимых учащимся при создании проектов.

Все сказанное свидетельствует о том, что проектная деятельность по математике является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся старших классов в современной системе образования.

 

Литература

  • 1. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Педагогика. 2011, №10. - С. 3 - 11.
  • 2. Матяш H. B. Психология проектной деятельности школьников: автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.07 / Матяш Наталья Викторовна. М., 2000. - 52 с.
  • 3. Трофимова Л. В. Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Трофимова Людмила Викторовна. Кемерово, 2006. - 21 с.
Просмотров работы: 58