ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

С учетом глобализации информационных процессов, появлением образовательных стандартов повышенного уровня, обновления содержания образования, изменений отношения личности к образованию в целом, формируется социальный заказ системе образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения социальных работников, способных к инновационной профессиональной деятельности.

            Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств социального работника, определяющих его направленность на развитие собственной деятельности, а также его способности выявлять актуальные проблемы, находить и реализовать эффективные способы их решения [1].

            Первая составляющая готовности будущего социального работника к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей.

            Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности будущего социального работника к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

            Направленность будущего специалиста на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

            Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях, инновационных моделях и технологиях, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей практики.

            Но недостаточно только знать о существовании инновационных моделей, программ, технологий. Чтобы будущий специалист социальной сферы мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим условиям.

            Третий компонент готовности будущего социального работника к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, т.е. компетентность в инноватики. Социальный работник, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

  • понимает место и роль инновационной деятельности;
  • умеет критически анализировать программы, технологии;
  • умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию деятельности;
  • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
  • умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
  • умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности;
  • умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

            Общий уровень готовности будущего социального работника к инновационной деятельности является функцией от:

  • уровня мотивационной готовности;
  • уровня компетентности в деятельности;
  • уровня компетентности в инноватике.

Последовательность подготовки социального работника к инновационной деятельности состоит из нескольких этапов.

Первый этап - развитие творческой индивидуальности, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать социальные задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

Второй этап - овладение основами методологии научного познания, социального исследования. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной социологии, ее основными понятиями, знакомятся с различными типами инновационных социальных учреждений и т.д.

Третий этап - освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с этапами экспериментальной работы в социальных учреждениях, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция социального работника, как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Таким образом, готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального социального работника, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня мастерства.

 

Используемая литература:

  • 1. Вотякова И.В. Оценка эффективности инновационного развития кадрового потенциала социально-экономической системы: современный аспект // Управление персоналом. - 2009. - № 4. - С. 44-46.
Просмотров работы: 19