Обоснование целесообразности разработки элективного курса «Влияние чрезмерного потребления сахара на организм ребёнка» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Обоснование целесообразности разработки элективного курса «Влияние чрезмерного потребления сахара на организм ребёнка»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из особенностей питания современного человека является потребление большого количества углеводов и жиров, причем углеводистая компонента пищи представлена преимущественно рафинированными продуктами, в частности сахаром[5].  Подсчитано, что среднестатистический житель России съедает примерно 100-140 грамм сахара в течение одного дня, т.е. примерно 1 кг сахара в неделю. Традиционно высоко потребление сахара и сладостей детьми. Необходимо отметить, что в организм человека не испытывает потребности в рафинированном сахаре. Более того, избыточное потребление сахара оказывает существенное негативное влияние на здоровье человека, особенно детское, выступает риском развития  кариеса, сахарного диабета, ожирения, сердечнососудистых заболеваний и даже рак.

Целью данного исследования явилось определение отношения к потреблению  сладкого школьниками и студентами. Для этого нами было проведено анкетирование студентов 4 курса АГУ и школьников 8 и 6 классов г. Майкопа и детского санаторно-оздоровительного лагеря г. Анапа.

Полученные результаты представлены на диаграммах.

Первый, интересующий нас вопрос - отношение ребят к сладкому (рис.1). Большинство студентов (53,3%) сказали о том, что очень любят сладкое, тогда как школьники (55%) считают себя равнодушными к сладкому.

73,3% студентов отдали предпочтение варианту «натуральный сок», в то время как вторая исследуемая группа выбрала газированные напитки типа Кола/Пепси (55%) и только у 35% - натуральный сок (рис.2). Можно говорить о том, что младшее поколение стало заложниками рекламы, а старшая группа осознанно мало пьют газированные напитки (только 6,6%) или очень редко (33,3% - позволяют себе их раз в неделю), тогда как большинство школьников потребляют как минимум раз-два в неделю (70%).

 На вопрос «сколько раз в день вы пьёте чай/кофе» подавляющее количество респондентов ответили 2-3 раза в день. Но если среди студентов прослеживается тенденция к ограничению количеству приёмов, то среди восьмиклассников, наоборот, 35% пью чай/кофе 3-4 раза в день. Скорее всего, это является следствием отсутствия возможности нормального, полноценного питания, потому всё сводится к быстрым перекусам.

Несмотря на то, что студенты предпочитают натуральные соки и с удовольствием включили бы их в свой рацион, если бы не дороговизна, преимущественным напитком для них является чай.

Более того, потребляют достаточно много сахара: 46,6% кладут 3-4 ложки, 40% - 2 ложки, причем с большим количеством сладостей (рис.3). Такое неумеренное присутствие сахара в рационе приводит к тому, что уже 66,6 % имеют проблемы с зубами (рис.4).

Среди школьников же следует отметить, что большинство опрошенных предпочитают газированные напитки, такие как Пепси/Кола, что говорит об их популярности среди детей школьного возраста, связанной, прежде всего с его вкусовыми свойствами. Несмотря на то, что практически половина опрошенных считают себя равнодушными к сладкому, 65% детей потребляют в день - от 2 до 4 раз. Такое не умеренное потребление  сахара неизбежно ведёт к проблемам с зубами. Так, уже у 65% детей имеются пломбы, что сходно с результатами студентов 4 курса. Здесь следует говорить о динамике развития кариеса у детей.

Нами так же проведено анкетирование школьников 6 класса в условиях детского санаторно-оздоровительного лагеря. Результаты опроса впервые дни пребывания в оздоровительном лагере дали следующие результаты: 88% употребляют газированные напитки каждый день и 12% - 1-2 раза в неделю, причем 40%  предпочитают напитки типа Кола/Пепси. На вопрос о количестве чая/кофе в день большинство (52%) ответили 3-4 раза в день с большим количеством сахара (3-4 ложки - 44%, либо 2 - 36%) и только 20% пьют не сладкий чай, что соответствует данным полученным при ответе на вопрос «Ваше отношение к сладкому». 76% респондентов ответили, что «жить не могут», либо «очень любят сладкое». И, как следствие, у 60% к 12 годам 1-2 и больше пломб.

После анкетирования был прочитан несколько элективный курс «влияние чрезмерного употребления сахара на организм ребенка». Несмотря на то, что всё время пребывания детей на территории лагеря всевозможные сладости и напитки по-прежнему находились в открытом доступе для детей, тем не менее, к концу смены при повторном анкетировании выяснилось, что профилактические беседы повлияли на отношение школьников к количеству потребляемого сахара. Так, школьники на 12% меньше стали прибегать к газированным напиткам и стали отдавать предпочтение натуральным сокам и компотам. Если раньше 52% детей ели сладости 2-3 раза в день и 12% 3-4, то теперь эта цифра сократилась до 40% и 8% соответственно. Это позволило сделать выводы о целесообразности включения в школьный курс химии и биологии элективного курса о негативном влиянии сахара на организм детей.

Список литературы.

  • 1. Доктор Роберт Ластиг, профессор педиатрии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США); доктор Мак-Крэкен, профессор из университета Вулвергемптона (Великобритания) Моисей Муранду.
  • 2. Березов Т.Т. , Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. Под ред. Дебова С.С. / М., «Медицина», 1990.
  • 3. Николаев А.Я. Биохимия. / М., «Высшая школа», 1989.
  • 4. Строев Е.А. Биологическая химия. / М., «Высшая школа», 1986.
  • 5. Цикуниб А.Д. Биологические механизмы и принципы оптимизации алиментарного статуса населения в современных условиях (на примере Республики Адыгея)// дисс. д-ра биол. Наук. М.: 2000-267 с.
  • 6. Цикуниб А.Д. Гипо- и аглюконеогенез; материалы IV съезда Российского общества биохимиков и молекулярных биологов./Новосибирск ид-во «Арта» 2008-564с.
Просмотров работы: 6