Целью данного исследования явилось определение отношения к потреблению сладкого школьниками и студентами. Для этого нами было проведено анкетирование студентов 4 курса АГУ и школьников 8 и 6 классов г. Майкопа и детского санаторно-оздоровительного лагеря г. Анапа.
Полученные результаты представлены на диаграммах.
Первый, интересующий нас вопрос - отношение ребят к сладкому (рис.1). Большинство студентов (53,3%) сказали о том, что очень любят сладкое, тогда как школьники (55%) считают себя равнодушными к сладкому.
73,3% студентов отдали предпочтение варианту «натуральный сок», в то время как вторая исследуемая группа выбрала газированные напитки типа Кола/Пепси (55%) и только у 35% - натуральный сок (рис.2). Можно говорить о том, что младшее поколение стало заложниками рекламы, а старшая группа осознанно мало пьют газированные напитки (только 6,6%) или очень редко (33,3% - позволяют себе их раз в неделю), тогда как большинство школьников потребляют как минимум раз-два в неделю (70%).
На вопрос «сколько раз в день вы пьёте чай/кофе» подавляющее количество респондентов ответили 2-3 раза в день. Но если среди студентов прослеживается тенденция к ограничению количеству приёмов, то среди восьмиклассников, наоборот, 35% пью чай/кофе 3-4 раза в день. Скорее всего, это является следствием отсутствия возможности нормального, полноценного питания, потому всё сводится к быстрым перекусам.
Несмотря на то, что студенты предпочитают натуральные соки и с удовольствием включили бы их в свой рацион, если бы не дороговизна, преимущественным напитком для них является чай.
Более того, потребляют достаточно много сахара: 46,6% кладут 3-4 ложки, 40% - 2 ложки, причем с большим количеством сладостей (рис.3). Такое неумеренное присутствие сахара в рационе приводит к тому, что уже 66,6 % имеют проблемы с зубами (рис.4).
Среди школьников же следует отметить, что большинство опрошенных предпочитают газированные напитки, такие как Пепси/Кола, что говорит об их популярности среди детей школьного возраста, связанной, прежде всего с его вкусовыми свойствами. Несмотря на то, что практически половина опрошенных считают себя равнодушными к сладкому, 65% детей потребляют в день - от 2 до 4 раз. Такое не умеренное потребление сахара неизбежно ведёт к проблемам с зубами. Так, уже у 65% детей имеются пломбы, что сходно с результатами студентов 4 курса. Здесь следует говорить о динамике развития кариеса у детей.
Нами так же проведено анкетирование школьников 6 класса в условиях детского санаторно-оздоровительного лагеря. Результаты опроса впервые дни пребывания в оздоровительном лагере дали следующие результаты: 88% употребляют газированные напитки каждый день и 12% - 1-2 раза в неделю, причем 40% предпочитают напитки типа Кола/Пепси. На вопрос о количестве чая/кофе в день большинство (52%) ответили 3-4 раза в день с большим количеством сахара (3-4 ложки - 44%, либо 2 - 36%) и только 20% пьют не сладкий чай, что соответствует данным полученным при ответе на вопрос «Ваше отношение к сладкому». 76% респондентов ответили, что «жить не могут», либо «очень любят сладкое». И, как следствие, у 60% к 12 годам 1-2 и больше пломб.
После анкетирования был прочитан несколько элективный курс «влияние чрезмерного употребления сахара на организм ребенка». Несмотря на то, что всё время пребывания детей на территории лагеря всевозможные сладости и напитки по-прежнему находились в открытом доступе для детей, тем не менее, к концу смены при повторном анкетировании выяснилось, что профилактические беседы повлияли на отношение школьников к количеству потребляемого сахара. Так, школьники на 12% меньше стали прибегать к газированным напиткам и стали отдавать предпочтение натуральным сокам и компотам. Если раньше 52% детей ели сладости 2-3 раза в день и 12% 3-4, то теперь эта цифра сократилась до 40% и 8% соответственно. Это позволило сделать выводы о целесообразности включения в школьный курс химии и биологии элективного курса о негативном влиянии сахара на организм детей.
Список литературы.