Народные традиции маскарада в России - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Народные традиции маскарада в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произведениям  народного творчества зачастую присуща  конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифологической обусловленности этого обычая.

Особый интерес представляет для нас такая область народного творчества, как карнавальное и маскарадное действа - обычай рядиться в праздничные дни. Традиция ряженья жива и по сей день...Святки, Рождество, Масленица... И ни одно представление не обходится без масок.

Театральная энциклопедия определяет маскарад следующим образом (от фр. Мascarade, ит.  Masherata)- это празднество, бал, вид массового народного гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. В русле образно-метафорических смыслов формировалось и культурологическое понятие маскарада. В научном словоупотреблении оно смешалось с понятием карнавала, и в настоящее время они едва ли различимы. Между тем, несмотря на сходство многих элементов, суть маскарада и карнавала совершенно различна, что особенно отчетливо проявилось именно в русской культуре.

С точки зрения М. Бахтина, маскарад, переходя в сферы дворцовой жизни, во многом опирался на карнавальные традиции, использовал многие формы народно-праздничной жизни. Однако маскарад, по его мнению, не более чем стилистическое вырождение карнавала. Сопоставление это, как известно, сделано на основе исследования западноевропейской культуры. В русской культуре карнавал "не состоялся": различные формы народно-праздничного веселия как общего, так и местного характера (масленичного, святочного, пасхального, ярмарочного и т.п.) оставались необъединенными и не выделили какой-либо преимущественной формы, аналогичной западноевропейской культуре. Возможно, именно условность обозначения "карнавальности" применительно к русской культуре определила условность обозначения "маскарадности".

 Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом. Изучением маскарадов как культурного явления занимались следующие ученые: О. Немиро рассматривал маскарад в рамках изучения праздничного города и искусства декорирования, С. Шубинский занимался изучением воспоминаний очевидцев маскарадов 18 века, и в своих работах описывал эти действа. Так же изучением карнавалов занимались и такие исследователи как М. Пыляев, С. Тениев, Д. Струков. Они интересовались стилистикой костюмов, обнаружение регламентирующие предприятия, образные аллегории и символы.    

Карнавально-маскарадные зрелища в России XVIII века имели ощутимую связь с европейским карнавалом. Однако русский карнавал, оплодотворенный западноевропейскими новациями, вызревал на благодатной почве, питаемой вековыми традициями языческой культуры, фольклора, народного искусства, самобытного скоморошества.

Скоморошество одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского - Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску - ряженые, элементы бутафории и реквизита, двор из свежесрубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и "страшных" чучел, кукол, фигур.

Среди новгородских археологических материалов представлены атрибуты скоморошечьих игр - прообразов современного театра. В раскопках, которые проводятся ежегодно в городе Великом Новгороде найдено более пятнадцати масок скоморохов, принимавших участие в развлечениях древних новгородцев. Среди них кожаная маска 13 в., которая представляет смеющуюся человеческую физиономию. Углы рта высоко подняты, зубы намечены зигзагообразной линией. Судя по такому облику, это не маска грабителя, а маска скомороха.

Рождественские посиделки (игрища) - собрания молодежи -  носили праздничный характер. Девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались.

Ряженье было основным развлечением молодежи. Святочные игры - одна из самых веселых форм проведения праздников в селениях. Но вместе с тем многие исследователи пишут и о том, что со второго дня рождества до крещенского сочельника вечера назывались «страшными», когда, как считалось, наступал разгул «нечистой силы».

Ряженых называли окрутники, нарядчики, шуликоны, кудесники. Ряженые на святках (как и на масленицу) можно подразделить тематически: 1) животными; 2) «нечистой силой»; 3)покойниками; 4) персонажами бытового характера. Основные зооморфные образы восточнославянского ряженья: конь (кобылка), медведь, коза, гусь, курица. Вывернутый полушубок (тулуп, кожух)- универсальный способ ряженья во всех играх. Изображая курицу, козу, надевали полушубок, на ноги-другой (в рукава продевали ноги), скрепляли у пояса веревкой. К шапке парня изображавшего козу, прикрепляли рога, сплетенные из лозы или соломы. Применялись и ткань- холст, дерюга, например, для ряженья конем, козой.

Как уже отмечалось, рядились на святки в смерть, покойника. Мужчину наряжали как умершего, в белую холщовую рубашку, онучи, новые лапти с веревками (но перевязанные, как у живого), надевали личину - маску из дерева или бересты. С воем и плачем несли «покойника», к нему насильно тащили девушек, чтобы они целовали его в лицо. Игра в покойника связана не только с календарными, но и с семейными обрядами. Обращение к предкам за помощью - такова символика покойницких игр.

Большое место в святочных играх отводилось ряженью «нечистой силой». Для этого изготовляли страшные маски - «харюши с рогами» (Костромская губ.), «чертовы рожи» (Енисейская губ.) и др. Надевали длинные белые рубахи с долгими рукавами или лохмотьями, либо вывернутую меховую шубу.

Масленичные игры как бы продолжали святочные. Из анималистических образов была популярна коза. Делали козлиную голову из дерева, с щелкающими челюстями и вращающимся красным языком. Рядились медведем и вожаком, водили кобылку и т.д. Как и на святках, изгоняли «нечистую силу»; ряженые в шкуры, вывороченные шубы, с вымазанными сажей лицами, в соломенных шляпках, с кочергой и помелом «отгоняли черта». «Нищие», «старухи», старики»- обычные образы ряженья. Характерно также переодевание в одежду другого пола: девушки наряжались стариками, привязывали бороду изо льна, парни - старухами или молодайками, надевали расшитые рубашки, шерстяные сарафаны, бусы.

Символика ряжения сложна и разнообразна. Основные его функции связаны с продуцирующей и апотропейной магией, на что, в частности, указывает и одежда ряженых, изготовлявшаяся из меха, шкур, растительных материалов (соломы, рогожи, дерева, луба, бересты и пр.).    

Список литературы

  • 1. Ивлева Л. Ряженье в русской традиционной культуре, СПб -, 1994.
  • 2. Летова С. Русские скоморохи.- М., «Книга»,1988.
  • 3. Народное творчество 1994 №6, ст. В. Добровольской. Целовать уста, чтобы рожь густа.
  • 4. Народное творчество 1995 №6, ст. У.В. Серистова. Святочные маски
  • 5. Народы России: энциклопедия/(ин-т этнологии и антропологии им. Н.М. Миклухо- Маклая. Россия АН ); гл. ред. В.А.Тишков.- М.: Большая рос. энцикл., 1994.
  • 6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М., Просвещение,1983.
  • 7. Некрасова М.А. Современное народное искусство,- М.,Просвещение,1989.
  • 8. Тезисы научно- практической конференции «Интеллектуальное и художественно- эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования»/ под ред. Поровской Г.А., Орлов О.С. и др. - Новгород: НРЦРО, 1997.
  • 9. Энциклопедия зимних праздников .- Спб.: РЕСПЕК, 1995.
  • 10. Энциклопедия обрядов и обычаев/ сост. Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О.Л. Дмитреева, СПб.: РЕСПЕК, 1996.
Просмотров работы: 168