ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОЛЬШИ (1990-2008 гг) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОЛЬШИ (1990-2008 гг)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Важность и актуальность рассматриваемой темы курсовой работы обусловлено объективно происходящими в мире процессами.  В наши дни, активно стала возрастать степень взаимозависимых национальных экономик, что привело к уплотнению потоков, увеличении интенсивности, масштабов всех форм международных экономических отношений.

Речь идет о международной торговле, которая занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений.  Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда (МРТ), выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, соединяя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную систему.  Международная торговля понимается как торговля между странами, предполагающая импорт и экспорт товаров. Таким образом, объект исследования - внешнеторговые отношения Польши.

Предмет исследования - импорт и экспорт Польши.

Целью исследования является выявление особенностей динамики развития внешней торговли Польши с 1990 г. по 2008 г.

Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи:

  • выявить роль и значение внешней торговли в развитии национальной экономики;
  • рассмотреть основные формы и методы международной торговли;
  • проанализировать основные теории внешней торговли;
  • собрать, и проанализировать статистическую базу;
  • проанализировать изменение удельного веса крупных регионов и стран во внешней торговли Польши;
  • выявить основные направления российско-польских торговых отношений;
  • проанализировать сдвиги в товарной структуре экспорта и импорта Польши;
  • определить основных торговых партнеров Польши по экспорту и импорту по каждой товарной группе.

Для анализа динамики внешней торговли Польши, в работе был рассмотрен период с 1990 г. по 2008 г. В 90-х годах XX в. произошли события, сыгравшие важную роль в изменении экономической и политической обстановки на европейском континенте. Такими событиями являются: распад СССР, образование на территории Европы новых государств, роспуск СЭВа и др.

Члены ЕС и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) вынуждены были выработать качественно новые механизмы политического и экономического сотрудничества.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные разработки, представленные в трудах отечественных авторов по исследуемой проблеме: Руднева А.О., Кудров В., Волков Г.Ю., Солодков Г.П. и др.

При выполнении исследования применялись следующие методы: логико-аналитический, статистический, картографический.

Источниками исследования является информация, полученная в ходе самостоятельно проведенных автором исследований теоретических работ, а также анализа статистической базы статистической Комиссии ООН по международной торговле. Карты выполнялись с помощью программы графического редактирования.

Основная часть показателей рассчитана автором на основе официальных источников.

Практическая значимость курсовой работы заключается в проведении анализа внешней торговли Польши, которые помогли установить территориальные сдвиги во внешнеэкономических связях Польши со странами и регионами мира.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и блока Приложений из 12 таблиц на 7 стр.

Глава 1. Внешняя торговля как основная форма внешнеэкономических отношений стран

1.1. Роль внешней торговли в развитии национальной экономики страны

Торговля - важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. Именно предприятия торговой сферы создают  развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности.

Торговля - одна из крупнейших сфер экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал[1].

Эпоха торговли уходит корнями в далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продуктов  дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с  целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому   возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.

Условием для образования мирового рынка торговли послужил технический и научный прогресс транспорта и связи, которые в сочетании с торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство.  Торговля - это связующее звено между производителем ресурсов - товаров и потребителем - покупателем, обеспечивающая производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги». Зачастую не всегда производитель имеет возможность как физическую, так и экономическую донести свой продукт до конечного потребителя. В то же время производители являются потребителями ресурсов с целью дальнейшего воспроизводства, поэтому также сами являются покупателями и  приобретают ресурсы - товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую оптовую сеть.

Понятие торговли можно рассмотреть с разных точек зрения. С одной стороны понятие торговли можно найти в Большой Советской Энциклопедии, согласно которой под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. С другой стороны торговля является основной формой внешнеэкономических отношений государства.

Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве.

Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить следующие[2]:

1. Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля).

2. Результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве.

3. Аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота

4. Высокая адаптивная способность хозяйствования.

5. Высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств.

Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления  российской экономики.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, "экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы"[3].

 Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития, связанного с формированием и развитием структуры международных рынков труда. В широком понимании рынок - это совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок выступает отдельной категорией, развивающейся под влиянием собственных закономерностей и оказывающей воздействие на весь ход воспроизводства. Следовательно, он является неотъемлемой стадией воспроизводства, развивающейся в тесном взаимодействии с его остальными элементами - производством, распределением и потреблением. Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами.

Современная международная торговля развивается высокими темпами[4].

Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления следующих факторов:

  • развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  • НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  • активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  • регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а ныне - Всемирной торговой организации (ВТО);
  • либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  • развитие процессов торгово-экономической интеграции -устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  • получение политической независимости бывших колониальных стран, выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на, внешний рынок.

Говоря об условия внешнеторговых связей между странами, нужно отметить о том, что возможны и возникновение проблемы экономической зависимости. Имеется в виду, что лидирующее положение того или иного поставщика товаров и услуг становится источником злоупотреблений и создает угрозу национальной и международной безопасности страны-партнера.

Под национальной экономической безопасностью понимается обеспечение совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства.

Под международной экономической безопасностью понимается обеспечение внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития хозяйства.

В целях предотвращения зависимости от внешнеторгового партнера перейти к отношения взаимозависимости на основе формирования прочной связи стран в рамках МЭО и взаимодействия национальных экономик. Задачи для достижения данной цели:

- увеличение числа стран-поставщиков импортируемой продукции;

- расширение своего внешнеторгового сотрудничества.

На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Вследствие этого, с одной стороны,  внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

1.2. Формы и методы международной торговли

Формы международной торговли разделяют на три вида.

1. По критерию объекта: торговля сырьем; торговля топливом; торговля продовольствием; торговля полуфабрикатами; торговля готовыми изделиями: производственного назначения; непроизводственного назначения; торговля услугами: производственными; транспортными; экспедиторскими; консультационными; консигнационными; посредническими; туристическими; маркетинговыми; учетными и др.

2. По критерию взаимодействия субъектов МТО: традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг); торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений; встречная торговля (бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе).

3. По критерию регулирования МТО:

- обычная МТ - осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

- дискриминационная МТ - введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

- преференциальная торговля - торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

Различают прямой и косвенный методы торговли.

Прямой - основан на использовании нулевого канала распределения товара, когда между контрагентами устанавливаются непосредственные связи без посредников.

Метод прямых продаж используется экспортером для установления жесткого контроля над функцией международного маркетинга и получения высокой прибыли. Этот метод применяется в торговле промышленными товарами, при осуществлении производственной кооперации между предприятиями для совместного производства товаров, при продаже и покупке крупных партий сырья на основе долгосрочных контрактов, при использовании в торговле собственной сбытовой сети.

Косвенный метод предполагает использование посредников в международной  торговле. Это повышает оперативность внешнеторговых операций, ускоряет торговый оборот.

Посредники имеют более тесные связи с контрагентами, оперативную информацию об изменениях рыночной конъюнктуры. Это способствует повышению эффективности торговых операций, конкурентоспособности продукции.

Посреднические функции выполняют индивидуальные или коллективные предприниматели, физические или юридические лица, действующие в качестве профессиональных посредников, пользующихся статусом коммерсантов. Их различные наименования - торговые дома, экспортные или импортные комиссионные фирмы, агентские, дилерские, брокерские фирмы и т.д. - обусловлены основным видом проводимых ими операций. Отношения посредников с другими субъектами торгового оборота регулируются нормами торгового и гражданского права.

В зависимости от содержания прав и обязанностей сторон различают следующие виды посредников: простые посредники (сводники), поверенные, комиссионеры, консигнаторы, торговые агенты, дилеры, дистрибьюторы (сбытовые посредники).

Наряду с этими видами посредников существуют организационные формы посредников.

1. Международные товарные биржи (МТБ): публичные, в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица; частные - акционерные общества, в которых осуществляют торговые операции только их члены. При этом члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.

Международные товарные биржи - это такие торговые учреждения, где осуществляется продажа одного товара крупными партиями.

Операции на МТБ:

1) сделка на реальный товар (СПОТ) определяет, что продавцы и покупатели действительно намерены продать или приобрести товар: сделка С ПОТ с немедленной поставкой товара означает, что товар будет поставлен покупателю в течение 15 дней; сделка на товар с поставкой в будущем означает, что товар будет поставлен после заключения сделки в течение 3 лет. Это форвардные сделки;

2) срочные (фьючерсные) сделки - не предусматривающие реальную продажу товаров в срок, а предполагающие продажу права на товар (т. е. продаются документы на владение товаром);

3) спекулятивные операции - это операции, связанные с продажей документов на владение товаром с учетом повышения или понижения на них цен;

4) хеджирование - страхование операций, осуществляемых на МТБ с целью избежания потерь от изменения цен.

2. Международные аукционы (МА)

Международные аукционы - это международные учреждения, где осуществляется продажа драгоценностей, предметов роскоши и др.

Виды аукционов:

- гласные аукционы - где покупатели открыто называют свою цену на товар;

- негласные аукционы - где покупатели подают условный сигнал;

- автоматизированные аукционы - где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.

Формы аукционов: работают на принципе повышения цен; работают на принципе понижения цен.

3. Международные торги (МТ):

- открытые - такие, в которых имеют право принимать участие все желающие физические и юридические лица;

- закрытые - такие, в которых принимают участие наиболее авторитетные фирмы по специальным приглашениям.

Принципиальное отличие МТБ и МА от МТ состоит в том, что первые организовывают продавцы, а последние - покупатели.

Таким образом, указанные выше формы и методы осуществления внешней торговли характеризуют ее, раскрываясь в различных экономических теориях.

1.3. Анализ теорий внешней торговли

Значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Польши и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Основные теории международной торговли включают классическую теорию международной торговли А.Смита. А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров.

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит поставил вопрос о рациональной международной торговле. В литературе его подход получил название принципа абсолютных преимуществ

Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

Следующая теория - модель Хекшера - Олина. Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.

Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: по причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: "Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии"[5].

Еще одна теория внешней торговли носит название парадокса Леонтьева. Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.

Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных конкурентных преимуществ страны получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.

На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства ("детерминанта") экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

Теория внешней торговли "Национальный ромб" выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Теорема Рыбчинского заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того, чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Разными учеными-экономистами разработано большое количество различных теорий внешней торговли, использование которых позволяет разработать качественную политику внешней торговли в любом государстве.

Таким образом, роль внешней торговли в развитии национальной экономики любой страны неоценима. Конечно, рост внешнего международного товарообмена помещает страну в некую зависимость от внешней политики, но качественное использование нужных форм и применение определенных методов внешней торговли, изложенных в данной работе, позволят вести умелую политику государства в сфере внешней торговли.

Глава 2.  Пространственный анализ внешней торговли Польши с 1990 г. по 2008 г.

2.1. Методика ранжирования и картографирования

Исследование внешней торговли требует количественных показателей (в основе которых лежат статистические данные), их расчета и анализа. В настоящее время в экономической географии широко используются и применяются методы экономико-математического моделирования и экономической статистики в связи с распространением информационных технологий. Поэтому при анализе статистических данных по внешней торговли. Польши использовались математические и статистические методы, и при этом результаты исследования и содержательную характеристику показателей развития внешней торговли (в частности доля экспорта и импорта в их общих объемах) можно нанести на карту. Картографический метод исследования позволяет анализировать полученные результаты и иллюстрировать представленные выводы.

 Следует отметить, что картографический метод, безусловно, имеет ряд преимуществ перед иными формами представления результатов моделирования. Экономические карты нагляднее, информативнее, содержательнее таблиц, списков, графиков. Они никоим образом не заменяют собой статистические таблицы, но способствуют наилучшему разбору ситуации. Картографическое моделирование или картографическая интерпретация математических расчетов приводит их к виду оптимальному для использования, т.е. к созданию карты.

Таким образом, на основе статистических данных по внешней торговли, построив карту, можно выделить пространственные закономерности распределения исследуемого показателя, карта в наглядной форме иллюстрирует такое явление как внешнеэкономические связи, происходящие в пространстве, чем таблицы со статистическими данными.

Главной частью любой карты является содержание, которая в целом показывает некоторую совокупность сведений о показанном на карте социально-экономическом явлении или процессе. В данной работе на карте отображены относительные показатели -доля импорта и экспорта, рассчитанные на основе абсолютных показателей. Относительные статистические величины используются для аналитической характеристики изучаемого процесса или явления, т.е. в данной работе рассчитывается относительная величина структуры (показывает удельный вес, долю каждой части в целом).

Для иллюстрации и анализа выполненная карта строилась способом картограммы (изображение средней интенсивности какого-либо явления в пределах определенных территориальных единиц), которая позволяет создать представление о распределении явления в пределах каждой территориальной единицы.

В данной работе для наглядности изображения каждую страну раскрашивали так, чтобы по увеличению насыщенности цвета можно было бы судить об увеличении интенсивности явления. Для этого использовалась ступенчатая шкала интенсивности. Расцветка, присвоенную какой-либо ступени шкалы, накладывалась на те территории, где интенсивность попадала в интервал, назначенный для этой ступени, согласно условным обозначениям.

Интервал - это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах. Для определения интервалов использовалась методика ранжирования, которая позволяет сгруппировать страны, в данном случае шкала разбивалась на 4 ступени. В данной работе проводится статистическая группировка - распределение единиц наблюдения по группам, однородным по одному признаку.

Итак, по методике ранжирования по исследуемым показателям получены четыре группы стран - с максимальным значением показателя, высоким, низким  и минимальным. Результаты ранжирования представлены в приложении. Анализ результатов ранжирования и картографическая интерпретация исследуемого явления проводится ниже.

2.2. Анализ ранжирования экспорта и импорта

В результате ранжирования получены четыре группы стран как по импорту Польши, так и по экспорту:

I группа - от 10% и более - страны с максимальным значением показателя;

II группа - от 5% до 10% - страны с высоким значением показателя;

III группа - от 1% до 5% - страны с низким значением показателя;

IV группа - менее 1% - страны с минимальным значением показателя.

Таким образом, следует сразу заключить, что во внешней торговле Польши существует дифференциация по странам-партнерам. Большая разница между странами с максимальными значениями и странами с минимальными значениями, и выделение групп объясняется основными теориями внешней торговли, рассмотренными в предыдущей главе.

Данные результатов ранжирования на карте представлены в приложении на рисунках 1-6.

К странам-лидерам по импорту Польши, входящие в первую группу, стабильно относится за рассматриваемый период Германия, доля которой свыше 20%. В 1990 г. в эту группу входил СССР, доля которого составил 19%.

Страны с высоким значением показателя за период в составе группы изменялись. Так, в 1990 г. в данную группу входили четыре страны - Италия, Швейцария, Великобритания, Австрия. По три страны в последующие годы: в 2000 г. - Россия, Италия, Франция; в 2008 г. - Россия, Китай, Италия. Таким образом, следует отметить, что к 2008 г. значительно выросла доля Китая - на более чем 5,0%. И главными партнерами по импорту Польши в данной группе являются Россия и Китай.

В третью группу вошли уже большее количество стран, причем за анализируемый период численность стран группы увеличивалась. Так, в 1990 г. в группу входили 12 стран, лидером группы являлась Чехия (3,5%), в 2000 г. - 16 стран, лидер группы - Великобритания (4,4%), в 2008 г. 18 стран и лидером стала Франция (4,6%). Таким образом, состав группы с 1990 г. по 2008 г. увеличился на 6 стран. Как видно из представленных карт в приложении, это в основном страны Европы.

В последнюю группу вошли страны с минимальными значениями показателя. Эта группа стран самая многочисленная: в 1990 г. - 149 стран, в 2000 г. - 146 стран, в 2008 г. - 144 стран. Таким образом, состав группы сокращался, соответственно состав третьей группы увеличивался. По одному проценту из всего объема импорта Польши в 1990 г. приходилось в странах Ирак и Венгрия, в 2000 г. на Украину и Норвегию, в 2008 г. в Швейцарии.

Итак, проанализировав результаты ранжирования по импорту Польши следует заключить, что за период с 1990 г. по 2008 г. в импорте Польши снизилась доля стран Западной Европы, кроме Германии, которая является абсолютным лидером, также главными партнерами Польши по импорту являются Россия и Китай.

К странам-лидерам по экспорту Польши, т.е. к странам первой группы относится только Германия, доля которой составила 24,8%, 34,8%, 24,5% в соответствующих годах.

Ко второй группе по экспорту Польши в 1990 г. относились Великобритания (7,2%) и Швейцария (5,4%), в 2000 г. уже Италия (6,3%) и Франция (5,1%), в 2008 г. входили четыре страны - Франция (6,1%), Италия (5,9%), Чехия (5,6%), Россия (5,2%). Таким образом, главными партнерами по экспорту Польши Германия, которая является абсолютным лидером, и развитые страны Западной Европы, главным образом Италия и Франция. Доля Великобритании значительно снизилась с 1990 г., если в 2000 г. снизилась по сравнению с 1990 г. до 4,4%, то к 2008 г., можно сказать, Польша из Великобритании практически не экспортировала. Увеличилась доля к 2008 г. Чехии и России, по сравнению с 2000 г. на 1,9% и 2,6% соответственно.

Состав третьей группы за анализируемый период по количеству стан практически не изменялся: в соответствующие годы составили по 13, 15 и 14 стран. Лидером группы в 1990 г. являлась Австрия (3,9%), в 2000 г. и 2008 г. - Нидерланды - 4,9% и 3,9% соответственно.

Четвертая группа стран по экспорту Польши также самая многочисленная, и включала в 1990 г. 151 страну, в 2000 г. - 148, в 2008 г. - 147.

Таким образом, по результатам ранжирования экспорта Польши следует заключить, что абсолютным лидером по экспорту является Германия, главными партнерами также являются Франция и Италия, к 2008 г. стали Чехия и  Россия.

2.3. География внешней торговли Польши по регионам мира

В географической структуре внешней торговле Польши преобладают страны Европы, на них приходится более 60% (табл. 1). Из них значительная доля приходится на страны ЕС. Как видно, из таблицы 1 в динамике за период 1990-2008 гг. никаких резких изменений не происходило, но следует отметить, что произошли некоторые снижения как и импорта, так и экспорта Польши с Европой после 2000-х гг., соответственно снизилась доля ЕС.

Таблица 1

Импорт и экспорт Польши по регионам мира (1990-2008г), в %

 

импорт

экспорт

 

1990

2000

2008

1990

2000

2008

Азия

9,8

9,5

16,4

7,4

3,0

4,1

Северная и Центральная Америка

1,9

4,8

2,7

3,5

4,1

2,2

Южная Америка

0,9

1,0

1,1

1,3

0,6

0,5

Европа

63,1

70,3

63,2

63,6

82,5

73,8

Африка

0,6

0,6

0,8

2,2

1,1

0,9

Австралия и Океания

0,4

0,1

0,2

0,2

0,1

0,4

СНГ

20,6

11,0

12,4

0,0

6,1

10,3

Прочие страны

2,9

2,6

3,2

21,8

2,6

7,9

ЕС

53,8

68,1

60,6

57,8

80,1

70,6

Рассчитано автором по данным: http://comtrade.un.org/db/mr/daReportersResults.aspx

 

Главными партнерами по импорту Польши из стран ЕС являются Германия (22,5%) и Италия (6,3%), т.е. удельный вес этих стран в импорте страны составляет более 5 %.

Главными странами покупателями из стран ЕС являются Германия (24,5%), Франция (6,1%), Италия (5,9%) и Чехия (5,6%), удельный вес которых также составляет более 5%.

Польша присоединилась к ЕС в 2004 г. и с тех пор значительно увеличилась внешняя торговля со странами-членами Союза и соответственно преобладают в географической структуре внешней торговли страны.

По остальным регионам мира за анализируемый период имеются существенные изменения. Так, вторым регионом по импорту Польши в 1990 г. и 2000 г. являлись страны СНГ, а к 2008 г. - страны Азии. Главным образом за счет роста торговли с Китаем, доля которого в импорте страны в 2008 г. составила 7,9%. Кардинально противоположная ситуация с экспортом Польши: в 1990 г. страна практически не вывозила в страны СНГ, но в последующие годы страны Содружества занимают второе место среди регионом мира по экспорту Польши. Из стран СНГ значительно расширилось взаимное сотрудничество с Россией (5,2%) и Украиной (3,8%).

Наименьшая доля по регионам мира во внешней торговли Польши приходится на Южную Америку, Африку и Австралию и Океанию.

Динамика импорта и экспорта Польши за рассматриваемый период представлена на рисунках 1 и 2. Как видно из рисунка, относительно без изменений находится внешняя торговля Польши с Северной и Центральной Америкой. Снизился объем импорта и экспорта в страны Европы, что связано с насыщением рынка ЕС товарами, а также социально-экономическим развитием стран ЕС, с мировой конъюнктурой на рынке товаров, с финансовым кризисом 2008 г.

Импорт из Китая обеспечивается, главным образом, конкуренцией за счет низких цен, широким ассортиментом товаров, торговой политикой Китая, главным образом, в отношении валютной политики.

Снижение экспорта в страны Европы, Азии, Северной и Центральной Америки, обусловило повышение доли Стран СНГ, который представляет собой наиболее емкий, перспективный рынок, и имеется потенциал для эффективного сотрудничества в области торговли.

Как отмечалось выше, основным регионом внешней торговли Польши является Европа. В таблице 2 представлена внешняя торговля Польши по регионам Европы.

Из рисунков 3 и 4 видно, что по регионам Европы главными партнерами по импорту и экспорту являются страны Западной Европы, на долю которых приходится более 40% из всего объема импорта и экспорта страны. Вторым регионом является Центрально-Восточная Европа. Следующим регионом по импорту является южная Европа, а по экспорту - Северная Европа.

Таблица 2

Импорт и экспорт Польши по регионам Европы, в %

 

импорт

экспорт

 

1990

2000

2008

1990

2000

2008

Северная Европа

5,7

7,6

6,8

6,5

9,5

10,2

Западная Европа

44,1

47,4

41,6

51,2

57,8

43,8

Южная Европа

7,9

11,6

10,1

6,0

9,3

10,4

ЦВЕ

4,8

7,7

9,0

2,7

10,9

16,2

Рассчитано автором по данным: http://comtrade.un.org/db/mr/daReportersResults.aspx

Преобладание во внешней торговле стран Европы также можно объяснить тем, что после вступления в ЕС Всемирный банк оказывает текущую помощь Польше в наиболее полном использовании преимуществ от членства в ЕС. Содействует в развитии транспортной инфраструктуры страны и способности правительства использовать структурные фонды Евросоюза. После вступления в ЕС 1 мая 2004 года Польша может пользоваться различными фондами Евросоюза, ассигнованными для его членов. Так, например, на копенгагенской встрече в верхах 2002 года было принято решение, что Польше будет открыт доступ почти к 13,5 млрд. евро в период 2004-2006 годов в рамках целевых структурных фондов, прямых выплат и других программ[6].

Польша с 1 июля 1995 г. стала членом-основателем Всемирной торговой организации (ВТО). По сравнению с другими членами ВТО Польша оказалась в особой ситуации. Страна должна была в короткий срок изменить всю свою таможенную тарификацию и принять международные обязательства в том, что ни одна из таможенных пошлин не будет повышена без предложения партнерам эквивалентной компенсации.

Кроме ВТО на внешние торговые отношения Польши существенно влияет Договор об ассоциации между Республикой Польша и Европейскими сообществами (Европейский договор), который значительно расширил положения предыдущего договора о торговле, торговом и экономическом сотрудничестве (заключенном в 1988 г. тогда еще между ПНР и ЕЭС). Договор заложил правовой фундамент для развития экономического, политического, научного и культурного сотрудничества Польши с государствами, входящими в европейские структуры.

Таким образом, наиболее активно внешнеэкономические связи Польши развиваются со странами Европы, главным образом с ЕС, а по регионам Европы - со странами Западной Европы. В динамике за период с 1990-2008 гг. географическая структура импорта изменилась в строну стран Азии, а экспорта - в сторону стран СНГ. Доля внешней торговли по регионам мира в целом снизилась после 2000-х гг.

2.4.  Внешнеторговые отношения Польши с Россией

Для Польши Россия представляет собой исторически сложившуюся сферу политических и экономических интересов. Со времен глобальных изменений, произошедших в бывших социалистических странах, впервые в последнее время все более крепнет деловой интерес к взаимодействию с российскими партнерами по традиционным поставкам, расширению товарообмена и хозяйственного взаимодействия, увеличения взаимного товарооборота. Так, по сравнению с 2000 г. в 2008 г. внешнеторговый оборот между странами возрос в 5,4 раза и составил 29458,3 млн. долл.

К приросту взаимной торговли, этого товарооборота не помешало вступление Польши в ЕС, что должно было означать переориентацию внешней торговли Польши на страны Западной Европы, т.е. не произошло резких снижений торговли с Россией, поскольку Польша, как и другие страны Восточной Европы, существенна зависима от российских энергоносителей.

Итак, значительную роль во внешней торговли Польши играет Россия, особенно в импорте страны (табл. 3). В импорте Польши СССР занимал первое место, что уже было отмечено выше, в последующие годы Россия стабильно занимает второе место. В целом за период в динамике импорта Польши из России никаких изменений не произошло (рис. 5).

Польско-российская торговля развивалась высокими темпами вплоть до 2008 г. Рост был обеспечен во всех товарных группах как за счет увеличения физических объемов поставок, так и за счет повышения цен.

Таблица 3

 

импорт

экспорт

 

1990* (СССР)

2000

2008

1990* (СССР)

2000

2008

всего, млн. долл.

1531,40

4605,23

20540,99

4,85

831,09

8917,33

доля, в %

20,56

9,43

9,76

0,04

2,63

5,19

Составлено и рассчитано автором по данным: http://comtrade.un.org/db/mr/daReportersResults.aspx

 

Из рисунка 5 видно, что увеличивалась доля экспорта Польши в Россию. Так, как было проанализировано выше, в 2000 г. Россия входила в третью группу по значениям показателя экспорта Польши, к 2008 г. Россия в составе второй группы  и занимает пятое место в экспорте Польши.

Такой значительный рост экспорта Польши в Россию, особенно связан с экономическим кризисом 1998 г. в России, а также этому способствовала сама практика торгово-экономических отношений между странами. У обеих стран есть общее не только во взаимосвязи между экономиками государств, но и в переориентации стран на западные рынки и в новых условиях требует дальнейшего развития взаимоотношений.

Следует отметить, что особенно успешно идет внешнеэкономические связи между польскими и российскими предпринимателями, которые могут стать примером для других участников внешнеэкономических отношений между Польшей и Россией. Важными институтами являются не только Посольства стран в деловых отношениях между польскими и российскими производителями товаров, но и польские торговые дома, представляющие собой объединения польских компаний. Достаточно активно развивается польско-российское межрегиональное сотрудничество, в особенности, между польскими воеводствами и Калининградской областью, а также Санкт-Петербургом.

Таким образом, в ряду ведущих внешнеэкономических партнеров Польши Россия занимает заметное место (2-ое место по импорту и 5-ое место по экспорту). В динамике имеется тенденция к усиление взаимной торговли между Польшей и Россией. Следует сказать, что налаживаются и развиваются внешнеэкономические отношения между этими двумя странами. Особенно благоприятные перспективы созданы для последующего более глубокого сотрудничества между Польшей и Россией в рамках международных интеграционных программ в сфере науки и технологий, а также в рамках двустороннего инновационного сотрудничества. Эти факты свидетельствуют о том, что отношения между Россией и Польшей давно стали намного ближе, чем просто отношения торговых партнёров.

Глава 3. Товарная структура Польши с 1990 г. по 2008 г.

3.1. Анализ товарной структуры экспорта Польши

Товарная структура внешней торговли Польши остается устойчивой на протяжении всего рассматриваемого периода, измелись только показатели. Так, основной товарной группой экспорта, по классификации ООН, является седьмая группа - машины, оборудования и транспортные средства, доля которой увеличилась с 24,5% в 1990 г. до 41,1% в 2008 г. Такое значительное повышение группы оказало влияние на снижение экспорта товаров остальных групп (Рис. 6).

Значительную долю составляет шестая группа - обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам - 21,5%, уменьшилась на 2,4% по сравнению с 1990 г., на 4,5% по сравнению с 2000 г.

Почти в два раза сократился экспорт третьей товарной группы - минерального топлива, смазок и подобных им товаров - с 11,5% в 1990 г. до 4,2 % в 2008 г.В более чем в три раза уменьшилась доля вторая товарная группа - сырье непродовольственное, кроме топлива - до 2,2 %

Таким образом, в товарной структуре экспорта преобладают промышленные товары, товары с высокой себестоимостью, высокотехнологичные, что говорит о том, что Польша - страна рыночная и промышленно развитая.

Составлено автором по данным: http://comtrade.un.org/db/mr/daReportersResults.aspx

Главными странами экспорта Польши продовольственных товаров и живых животных являются Германия (24,8%), Великобритания (7,7%), Чехия (6,6%), Нидерланды (6,3%) и Италия (5,0%), на долю первой пятерки стран приходится половина всего экспорта данной товарной группы. Шестое место занимает Россия, удельный вес которой составил 4,6%.Таким образом, продовольственные товары экспортируется в страны Европы. Из стран СНГ в первую десятку по экспорту Польши данной товарной группы вошла, кроме России, Украина (3,9%). Доля десяти первых стран составила 70,2%, что по сравнению с 2000 г. увеличилась на 5%.

По второй товарной группе - напитки и табак - лидирует по экспорту Польши Венгрия (11,8%), значительная доля приходится на Германию (8,3%). В десятку лидеров кроме стран Европы вошли США (5,6%). Доля десяти стран в объеме потреблении составила 60,3%, сократилась на 13,5%. Следует отметить, что в 2000 г. лидировали США. Их доля в экспорте Польши напитков и табака составляла 16,7%, также из Северной Америки вошла Канада. Входили также страны СНГ - Россия, Казахстан и Молдова. В динамике за рассматриваемый период по данной товарной группе направления экспорта изменились в сторону стран Европы, за исключением США.

Доля десяти стран по экспорту непродовольственного сырья в 2008 г. составила 74,3%, уменьшилась по сравнению с 2000 г. на 5%. Абсолютным лидером является Германия (38,7%). Вошла одна страна Африки- Марокко (3,5%).

На долю десяти стран по экспорту минерального топлива приходилось 77,6%, уменьшилась на 3% по сравнению с 2000 г., на 5% по сравнению с 1990 г. Наибольшая доля экспорта данной товарной группы приходится на Германию (20,9%). Из стран СНГ вошла Украина с долей в 4,7%.

Около 50% пятой товарной группы - жиры, масла растительного и животного происхождения - приходится на долю Германии, около 15% - на Чехию. Значительная доля приходится на Украину (8,4), а также в группа вошел Узбекистан (5,8%). Доля первых дести стран составляет 91,2%.

По экспорту Польши химических продуктов лидирует Германия (20%). На втором месте Россия (9,3%). Входит и Украина (6,3%). Доля первых десяти стран экспорта химических продуктов в 2008 г. составила 64,3%.

Экспорт продукции обрабатывающей промышленности 67,8%. Наибольшая доля также отправляется в Германию (27%), но удельный вес страны в экспорте Польши по данной товарной группе сократился на 10% по сравнению с 2000 г. Практически вся продукция обрабатывающей промышленности вывозится в страны Европы, из стран СНГ примерно по 5% приходится на Россию и Украину.

Около 70% Польша экспортирует машин, оборудований и транспортных средств.  Ведущие страны экспорта - Германия (23%), Италия (9,1%), Франция (7,5%) и Великобритания (6,8%). Следует заметить, что в структуре экспорта данной товарной группы с 1990 г. произошли изменения - смещение главным образом на развитые страны Западной Европы, снижение роли в экспорте Польши стран Азии (Турции и Китая) по сравнению с 1990 г., и США по сравнению с 2000 г.

Потребление готовых изделий первых десяти стран составляет 73,3%, имеется тенденция к сокращению данной товарной группы. Так, в 1990 г. доля составляла 92,7%, в 2000 г. - 81,6%. В экспорте готовых изделий лидирует Германия (30,8%), по 6% приходится на Францию и Чехию, около 5% на Россию.

Итак, по всем товарным группам экспорта Польши лидирует Германия. Основными партнерами экспорта Польши являются главным образом страны Европы, в частности развитые страны Западной Европы. Из стран СНГ значительную долю составляют Россия и Украина, особенно продукции обрабатывающей промышленности, машин, оборудования и транспортных средств и готовых изделий. По экспорте непродовольственного сырья в группу стран-лидеров вошла одна страна Африки - Марокко.

3.2. Анализ товарной структуры импорта Польши

В товарной структуре импорта также доминируют машины, оборудования и транспортные средства (34,6%), значительную долю импорта составляют продукции обрабатывающей промышленности (21,5%). Минимальная доля в импорте продовольственных товаров, непродовольственного сырья, напитков и табака говорит о том, что страна сама себя обеспечивает этими товарами. Динамика товарной структуры импорта Польши представлена на рисунке 7.

В динамике за анализируемый период практически по всем товарным группам произошло снижение удельного веса, особенно химических продуктов, минерального топлива, непродовольственного сырья, что также связано с тем, что в стране присутствуют свои химические предприятия, развита обрабатывающая промышленность.

Резкое сокращение импорта минерального топлива с 1990-х гг. связано с тем, что после распада СССР экономические отношения между Польшей и Россией не складывались, и поскольку Россия - основной поставщик энергоресурсов - повлияло динамику данной товарной группы.

Таким образом, основными статьями импорта товаров являются машины, оборудования и транспортные средства и обработанные изделия. Главным образом первые их них импортируются из Германии (25,5%) и Китая (16,2%), а продукции обрабатывающей промышленности - из Германии (29,9%) и Италии (7,9%).

Составлено автором по данным: http://comtrade.un.org/db/mr/daReportersResults.aspx

На долю первых десяти стран импорта машин и оборудования приходится 72%, из которых 20,3% страны Азии - Китай, республика Корея и Япония. На долю США приходится 2,7%. Географическая структура импорта не изменилась. На долю стран импорта обрабатывающей продукции приходится 70%. Из стран Азии присутствует только Китай (6,2%). Остальные страны - страны Европы.

Доля первых стран по импорту готовых изделий составила 74,4%, из которых 37% приходится на долю стран Азии - Китай, Япония, республика Корея, Турция. По данной товарной группе лидирующую позицию занимает Китай (22,3%). Затем следует Германия (17,5%).

Продовольственные товары главным образом ввозятся из Германии (22,6%). Кроме стран Европы, в группу входит Аргентина - одна из ведущих сельскохозяйственных стран, главными статьями экспорта которой являются зерно, мясо. Доля первой десятки стран по импорту данной группы товаров составила 66%. Из Аргентины ввозятся 6% товаров.

Напитки и табак ввозятся из Германии (12,4%), Италии (9,2%), Франции (8%), Бразилии (7,3%). Вошли в группу из других стран США (4,2%).

Германия также лидирует по импорту Польши непродовольственного сырья (14,1%), на втором месте Россия (10,5%) и затем следует Украина (9,9%). Из стран Азии присутствует Китай (4,3%), также вошли США (4,2%), Марокко (3,1%).

В импорте минерального топлива лидирует Россия (62,1%). На долю десяти первых стран приходится 92,7%.

Жиры и масла растительного и животного происхождения ввозятся из Германии и Нидерландов, 28,9% и 20,4% соответственно. Присутствует в группе лидеров и Малайзия (6%). Доля десяти стран составила 86%.

На долю первых десяти стран по импорту Польши химических продуктов приходится 72,4%. Лидирует Германия (28%). Кроме европейских стран присутствует Россия (2,4%).

Таким образом, в географической структуре по импорту Польши присутствуют не только страны Европы, но и ведущие страны производители соответствующих товаров, такие как Китай, Япония, республика Корея, Аргентина, Россия, США. Из стран СНГ - Россия и Украина экспортируют в Польшу главным образом непродовольственное сырье, Россия также минеральное топливо. Практически по всем товарным группам присутствует или лидирует Германия.

Итак, следует заключить, что Германия - основной партнер во внешней торговли Польши. Основными статьями экспорта и импорта страны являются машины и оборудования, транспортные средства, продукции обрабатывающей промышленности.

Заключение

Проанализировав статистические данные, рассмотрев динамику развития внешней торговли Республики Польша, следует подвести основные итоги.

Торговля  важная составляющая экономики любого государства. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Огромная роль внешней торговли для развития страны характеризуется на примере Польши, объем экспорта которой за период с 1990 г. по 2008 г. увеличился в 13,6 раз, а объем импорта - в 28,2 раза. Рост внешней торговли страны свидетельствует о росте влияния торговли на экономику страны, а также повышении роли и значении страны в международном разделении труда.

За счет активного сотрудничества в динамике за рассматриваемый период с такими странами, Россия и Китай, произошло снижение удельного веса стран ЕС в импорте Польши, но ведущим партнером Польши во внешней торговле является Германия, значение которой во внешнеэкономических связях страны не снижается. Германия как в импорте, так и в экспорте страны занимает более 20% в общих соответствующих объемах.

Польша значительно расширила свои торгово-экономические отношения с другими странами мира, имеются смешения в сторону стран СНГ (Украина, Белоруссия), Азии, главным образом за счет Китая, а также в сторону стран Европы после вступления Польши в ЕС (Франция, Италия). Из основных регионов мира наибольшая доля внешней торговли приходится с Европой, особенно с развитыми странами Западной Европы, доля региона составляет в импорте 42% и в экспорте 44%.

Наблюдается прирост во взаимной торговле между Польшей и Россией, особенно значительно увеличился экспорт страны в Россию. По импорту Польши Россия занимает второе место после Германии. Польско-российская торговля развивалась высокими темпами вплоть до 2008 г. Рост был обеспечен во всех товарных группах как за счет увеличения физических объемов поставок, так и за счет повышения цен.

Главными товарными группами внешней торговли Польши являются машины, оборудования и транспортные средства, обработанные изделия, доля данной товарной группы составляет 34,6% и 18,4% соответственно в импорте, и 41,1% и 21,5% в соответственно в экспорте. А также значительную долю в импорте страны составляют химические продукты (12,5%) и минеральное топливо (11,4%).В динамике за период наблюдается быстрый рост экспорта Польши машин и оборудования, и постепенное снижение динамики экспорта минерального топлива и обработанных изделий.

По отдельным товарным группам как экспорта, так и импорта Польши ведущим партнером является Германия. Основными партнерами по экспорту Польши являются главным образом страны ЕС, в частности развитые страны Западной Европы. Из стран СНГ значительную долю составляют Россия и Украина, особенно продукции обрабатывающей промышленности, машин, оборудования и транспортных средств и готовых изделий. В географической структуре импорта, в отличие от экспорта, присутствуют страны Азии, Африки (Марокко, также и в экспорте страны), страны СНГ. Главным партнером по импорту минерального сырья является Россия.

В заключении следует добавить, что автором в дальнейшем будет продолжено изучение роли внешнеэкономических связей в развитии экономики страны, влияние внешней торговли и международных инвестиций на социально-экономическое развитие Польши.

Список использованной литературы

  • 1. Дякин Б.Г. Экономика зарубежных стран. М.: «Экономика». 2008г.175 с.
  • 2. Илинич Ю.В. Польша. Экономико-географическая характеристика. М.: ЮНИТИ, 2006. 35 с.
  • 3. Кравчик Р. Распад и возрождение польской экономики. М.: Маяк, 2008. 89-92 с.
  • 4. Касина Т. Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов. М.: «История», 2007. 192 с.
  • 5. Мурани Р.Польская Народная Республика. М.: Интерпресс, 2004. 543 с.
  • 6. Нефедова Т.Г. Районы России и других европейских стран в переходный период. М.: ЮНИТИ, 2008. 231 с.
  • 7. Нефедова Т.Г. Путеводитель по Польше. М.: «Астрель». 2008. 109 с.
  • 8. Прокопчук Х. Республика Польша - опыт «шоковой терапии». М.: Юнити, 2005. 65 с.
  • 9. Пшимановский Я. История южных и западных славян. М.: Интерпресс, 2008. 43 с.
  • 10. Свирида И. Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М.: Индрик, 2009. 32 с.
  • 11. Трейвиш А.И. Очерки истории культуры славян. М.: Ювента, 2006. 289 с.
  • 12. Всемирный банк - http://worldbank.org/
  • 13. Сайт о Польше - http://www.krakov.ru/polska/ekonomika.html
  • 14. Страноведческий каталог "Econrus" факультета международного бизнеса ОмГУ - http://catalog.fmb.ru/poland14.shtml
  • 15. Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Польша в 2008 г. - http://www.rostorg.pl/images/stories/ros-pol_cooperation_2008.pdf

[1] Илинич Ю.В. Польша. Экономико-географическая характеристика. с. 35

[2] Касина Т. Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов. - с. 19.

[3] Нефедова Т.Г. Районы России и других европейских стран в переходный период. - с. 43.

[4] Мурани Р.Польская Народная Республика. - с. 543.

[5] Дякин Б.Г. Экономика зарубежных стран.  - с. 145.

[6] http://catalog.fmb.ru/poland14.shtml

Просмотров работы: 215