Динамика и географическая структура внешней торговли Республики Корея (1995-2010 гг.) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Динамика и географическая структура внешней торговли Республики Корея (1995-2010 гг.)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность исследования. В настоящее время все больший интерес в мировой экономике представляет Азиатский регион, который поражает ведущие экономики мира прибыльностью инвестиций и темпами экономического роста.

Значительный объем капитала и денежной массы в Азии находится под контролем, так называемых Новых индустриальных стран (НИС). К азиатским НИС первой волны обычно относят Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республику  Корея. Вторая волна бурного индустриального (или шире: экономического) развития в Азии представлена Филиппинами, Таиландом, Малайзией, Индонезией, третья - Китаем и Индией[1]. Эти страны совершили огромный скачок в своем развитии за достаточно короткий промежуток времени. Многие экономисты характеризуют данную ситуацию как «экономическое чудо». И это не случайно. Быстро растущий уровень индустриализации данных стран и территорий (Тайвань) и их стремление к модернизации экономики привели к созданию конкурентоспособной промышленности и укреплению позиций этих стран на мировой арене. Наибольшая динамика в экономическом развитии этого региона была присуща странам НИС первой волны. Именно поэтому - Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республику  Корея стали именовать «азиатскими тиграми» («азиатскими драконами»).

Объект исследования - внешняя торговля Республики Корея.

Предмет исследования - закономерности развития экспорта и импорта Республики Корея, а также изменения географической и товарной структуры экспорта и импорта в период 1995-2010 гг.

Цели исследования  - выявление закономерностей развития внешней торговли Республики Корея за период 1995-2010 гг.

Задачи исследования:

  • собрать статистическую базу данных по объему экспорта и импорта продукции Республики Корея за период 1995-2010 гг.;
  • проанализировать статистическую базу данных по объему экспорта и импорта продукции Республики Корея за период 1995-2010 гг.;
  • охарактеризовать региональные особенности развития экспорта и импорта Республики Корея за период 1995-2010 гг.;
  • показать особенности товарной структуры экспорта и импорта продукции Республики Корея за период 1995-2010 гг.;
  • определить основных стран-лидеров по объему экспорта и импорта продукции Республики Корея за период 1995-2010 гг.;
  • выделить страны-лидеры, на долю которых приходится наибольший объем экспорта и импорта продукции Республики Корея.

Историческая справка

Наиболее стремительный экономический рост можно проследить на примере Республики Корея. Эта страна в период с 1910 по 1945 гг. была японской колонией. Колониальный период был представлен жёсткой авторитарной политикой в отношении населения страны.

Для Японии Корея представляла собой своеобразный источник сырья и дешевой рабочей силы. К началу Второй мировой войны Корея была одной из беднейших стран мира. Основной отраслью её специализации было  сельское хозяйство. Разгром Японии после Второй мировой и, затем последствия Корейской войны (раздел страны на Северную Корею - КНДР и Южную - Республика Корея, о которой и пойдет в дальнейшем речь), не способствовали стабильному развитию экономики страны. Правительство получало экономическую поддержку от иностранных государств, но в большей степени от США. В результате раздела Кореи на две части север и юг, Республика Корея осталась практически без каких-либо ресурсов. Это буквально заблокировало развитие таких отраслей промышленности, как металлургия  и химическая промышленность. Экономическая ситуация в Корее была достаточно тяжелая и доходы населения были очень низкими.

Лишь с приходом к власти нового президента Пак Чон Хи 17 сентября 1963 г. ситуация в стране постепенно начала меняться. Одним из основополагающих факторов, оказавших значительное влияние на экономический рост страны, стала достаточно жесткая политика Пак Чон Хи.  Президент взял страну под жесточайший контроль и первое, что он сделал, это ликвидировал такое явление, как коррупция. В тюрьму были отправлены чуть ли не все чиновники, которые были уличены в коррупции, а также недовольная оппозиция. Были распущены все  партии, кроме партии власти. Пак Чон Хи запретил всевозможные забастовки рабочих, а также формирование профсоюзов.

Развитие экономики началось с поощрения развития легкой промышленности, так как данная отрасль не требовала высококвалифицированной рабочей силы и использования сложных технологий.

Поскольку Республика Корея была лишена сырьевой базы, то брали в самом начале небольшие кредиты за границей на закупку импортного сырья и иностранных технологий, а готовую продукцию отправляли на экспорт, с целью последующей покупки еще большего количества ресурсов. Таким образом, Республика Корея специализировалась на переработке сырья. Начинали производство с простейших товаров повседневного спроса. Около половины всего корейского экспорта составляли в начальный период развития ткани и одежда. Но корейская продукция имела значительное преимущество по сравнению с китайской, так как товар был не только дешевым, но и качественным.

Приобретённый опыт и накопленный капитал позволили в 1970-е годы стране перейти от развития лишь легкой промышленности к развитию тяжелой. Стали формироваться такие отрасли промышленности, как судостроение, химическая промышленность, металлургия. В скором времени стал развиваться автомобилестроение и электроника.  Вся электронная начинка южнокорейской бытовой техники, а также компьютеров была произведена по закупочным  лицензиям западных фирм.

В экономике Республики Корея были введены пятилетки. Первый пятилетний план был составлен на 1961-1966 гг., что должно было обеспечить стране переход на новый  индустриальный этап развития. Также одним из нововведений в южнокорейской экономике были специальные крупные компании, которые назывались «чёболи». Эти огромные корпорации должны были конкурировать между собой непосредственно не внутри страны, а на мировом рынке. В то время в Республике Корея не было специальных банков, которые осуществляли бы финансирование этих  корпораций, поэтому спонсирование деятельности этих государственных монополий осуществляли государственные банки.

Такое явление как «чёболизация» было характерно не только для Республики Корея. «Чёболи» представляли собой аналогичные компании, созданные в Японии, которые назывались там «дзайбатсу». Все эти явления, так или иначе, доказывают ориентацию Республики Корея на японскую модель развития экономики: крупные корпорации были созданы для развития экспортно-ориентированной экономики этих стран.

Основной задачей, которую ставило перед собой правительство Республики Корея, являлось обеспечение экспорта страны «любой ценой» (экспорно-ориентированная экономика). Созданные компании производили продукцию буквально всех возможных отраслей промышленности, начиная от одежды, пищевой промышленности, бытовой техники и электроники и, заканчивая военной промышленностью и судостроением. Экспортно-ориентированная экономика не только помогала стране достигать достаточно высоких темпов экономического роста, но и влекла за собой серьезные последствия. Как и любая другая экспортно-ориентированная страна, экономика Республики Корея имела значительную зависимость от иностранного капитала, что является значительным минусом такой ориентации экономики[2]. Об этом факте следует помнить и России.

Динамика и географическая структура внешней торговли

Одним из факторов, характеризующих уровень развития страны, является динамика величины и структуры её экспорта и импорта. Специализация страны в мировой торговле определяется особенностями международного разделения труда.

 

 

География экспорта. Можно проследить динамику объема и структуры экспорта Республики Корея в период с 1995-2010 гг. В период с 2005-2009 гг. Республика Корея значительно усилила свои позиции в мировом товарном экспорте. Страна поднялась с 11 места в 2005 г. на 9 место в 2009 г. среди таких крупнейших стран-экспортеров мира, как Китай, Германия, США, Япония, Нидерланды, Франция, Италия, Канада и т.д. В 2010 году  ей удалось занять 7 место в этом рейтинге[3].

Динамика  географии экспорта Республики Корея по регионам мира в период с 1995-2010 гг. представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Экспорт продукции Республики Корея по регионам мира,

1995-2010 гг., млрд долл.

регионы

1995

1998

2000

2005

2008

2009

2010

Во сколько раз произошло изменение

Европа 

17,6

10,3

16,1

27,6

41,6

34,2

41

2,3

Азия

62,7

41,1

90,3

184,9

286,4

224,9

265,1

4,2

       Юго-Восточная Азия

9,7

8,4

15,3

24,3

37,3

33,5

35,8

3,7

       Южная Азия

0,8

0,5

0,8

1,8

4,1

4,1

4,4

5,5

       Восточная Азия

42,3

23,9

53,9

120,9

173,1

139,7

170,9

4

       Ближний и Средний          Восток

9,9

8,2

20,4

37,9

71,9

47,5

54,1

5,5

Центральная и Южная  Америка

2,4

1,3

2,2

5,3

9,4

8,1

10,7

4,5

Северная Америка

27,1

25,4

41,5

47,5

59,1

47,9

49,6

1,8

Африка

1,3

1,2

2,9

2,9

5,1

4,1

2,2

1,7

Австралия и Океания

5,1

3,9

6,1

9,4

16,8

13,4

19,7

3,9

СНГ

1,3

0,8

1,3

2,8

9,6

6,6

11,3

8,7

прочие страны

3,8

3,1

8,7

17,5

27,1

24,2

32,3

 

Итого регионы мира

117,5

84

160,4

280,4

428

339,2

399,6

 

Итого

121,3

87,1

169,1

297,9

455,1

363,4

431,9

3,6

Рассчитано по источнику: Merchandise trade matrix, exports in thousands of dollars, annual, 1995-2010, UNCTADstat.

 

Анализируя данные таблицы 1, можно с уверенностью сказать, что Республика Корея осуществляет торговлю своей продукции абсолютно со всеми регионами мира. Также можно заметить, что в период с 1995-2010 гг. наблюдался существенный  рост объема экспорта Республики Корея в страны всех регионов мира. Если в 1995 г. объем южнокорейского экспорта составлял 121,3 млрд долл., то уже в 2010 г. он возрос до 431,9 млрд долл. Повышение объема экспорта страны за рассматриваемый промежуток времени произошло практически в 4 раза.

Среди всех регионов мира особенно можно выделить азиатский регион, который в период 1995-2010 гг. оставался абсолютным лидером по сравнению с другими. Ведущим регионом Азии, на долю которого приходится значительный объем экспорта страны, является Восточная Азия. Рассматривая динамику объема экспорта страны по регионам мира, можно выделить второй по значимости в экспорте Республики Корея регион.

Объем экспорта Северной Америке в 1995 г. составлял 27,1 млрд долл, что в 2,2 раза меньше, чем в Азии, а в 2010 году объем экспорта этого региона возрос почти в 2 раза и составил 49,6 млрд долл. Бесспорным лидером в этом регионе является США, на долю которого к 2010 г. приходилось свыше 78% от объема южнокорейского экспорта в Северной Америке (рассчитано автором по табл.1).

Европейский регион в экспорте Республики Корея занимает третье место после Северной Америки и Азии. В 1995 г. объем южнокорейского экспорта в Европе составлял 17,6 млрд долл., а к 2010 г. он  возрос в 2,3 раза и составил 41 млрд долл.

Рассмотрим основные страны-лидеры по трем ведущим регионам мира.

Таблица 2

Страны-лидеры в Азии по экспорту продукции Республики Корея, 1995 г.,2005 г.,2009 г., млрд долл.

Страна

1995 г.

 

2005 г.

 

2009 г.

Япония

31,2

Япония

46,6

Китай

53,7

Китай

6,7

Китай

35,1

Япония

47,3

Сингапур

3,2

Сингапур

8,0

Сингапур

12,6

Индонезия

2,9

Индонезия

7,1

Катар

8,9

Гонконг

2,8

Кувейт

6,8

Индонезия

8,1

Рассчитано по источнику: таблица 1.

 

Основными странами лидерами в азиатском регионе за рассматриваемый период оставались Япония, Китай, Сингапур. Позиции этих лидеров в 1995 г. и 2005 г. были в целом стабильны. Но Китай вышел на 1-е место.

Таблица 3

Страны-лидеры в Северной Америке по экспорту продукции Республики Корея, 1995 г., 2005 г., 2009 г., млрд долл.

Страна

 1995 г.

 

2005 г. 

 

2009 г. 

США

24,1

США

41,3

США

37,6

Канада

2,0

Мексика

3,8

Мексика

7,1

Мексика

0,9

Канада

2,3

Канада

3,1

Рассчитано по источнику: таблица 1.

 

Основным лидером в данном регионе вступают США, которые в течение всего периода занимала первое место в североамериканском регионе, импортируя продукцию из Республики Корея. На долю США в данном регионе приходится свыше 70% (рассчитано по табл.1 и 3).

Таблица 4

Страны-лидеры в Европе по экспорту продукции Республики Корея, 1995 г., 2005 г., 2009 г.

Страна

1995 г.

Страна

2005 г.

Страна

2009 г.

 

 

 

 

 

 

Германия

6,1

Германия

8,8

Германия

11,0

Италия

2,3

Нидерланды

3,1

Франция

3,7

Франция

2,0

Великобритания

3,0

Великобритания

3,2

Великобритания

1,7

Франция

3,0

Италия

3,0

Нидерланды

1,2

Италия

2,5

Нидерланды

2,5

Рассчитано по источнику: таблица 1.

Основным лидером среди всех стран Европы по импорту продукции Республики Корея является Германия. Объем южнокорейского экспорта в Германии с 6,1 млрд долл. в 1995 г. возрос почти в 2 раза и составил в 2010 г. 11 млрд долл. Далее в рассматриваемом периоде страны-лидеры постоянно менялись.

Иными словами, основными странами-импортерами продукции Республики Корея в мире по данным на 2010 г. являются: Китай (16,1%), Япония (14,6%), США (9,1%) , Саудовская Аравия (4,9%), Австралия (4,3%), ОАЭ (3,6%), Сингапур (3,5%), Германия     (3,2%), Индонезия (3%), Тайвань (2,6%). Суммарная доля этих стран в экспорте Республики Корея составляет 70% (рассчитано по табл. 1-4).

География импорта. Рассмотрим динамику импорта Республики Корея за рассматриваемый период с 1995-2010 гг.

Таблица 5

Импорт продукции Республики Корея, 1995-2010 гг., млрд долл.

регионы

1995

1998

2000

2005

2008

2009

2010

Во сколько раз произошло изменение

Европа 3

17,3

22

27,3

49,6

67,3

52,1

58

3,4

Азия 1

61,2

58,9

83,9

163,7

243,7

215,6

272,6

4,5

 Юго-Восточная Азия

16,6

13,7

19,4

28,5

50,4

40,8

51,2

3,1

 Южная Азия

2,4

2,9

2,8

7,6

11,1

10,2

10,6

4,4

 Восточная Азия

37,8

36,6

54,5

114,7

157,5

142

186

4,9

 Ближний и Средний Восток

4,5

5,6

7,2

12,9

24,7

22,6

24,8

5,5

Центральная и Южная Америка 4

3,3

3,9

4

6,9

14,3

11,5

16,8

5,1

Северная Америка 2

28

28,9

48,9

56,5

69

56,7

69,3

2,5

Африка 7

1,6

2,1

1,9

5,9

9,7

7

6,8

4,3

Австралия и Океания 5

2,2

3,8

3,4

5

6,8

6,5

7,7

3,5

СНГ 6

1,7

2,2

1,3

6,2

15,6

8,4

7,5

4,4

прочие страны

4,7

6

9,5

14,2

15,6

12,8

18,3

 

итого регионы мира

115,3

121,8

170,8

293,9

426,4

357,7

438,7

 

итого по миру (по источнику)

120

127,8

180,3

308,2

442

370,5

456,9

3,8

Рассчитано по источнику: Merchandise trade matrix, imports in thousands of dollars, annual, 1995-2010, UNCTADstat.

Анализируя таблицу 6, можно сказать, что Республика Корея импортирует продукцию всех регионов мира. Рост объема южнокорейского импорта наблюдался в течение всего рассматриваемого периода с 1995-2010 гг. Также можно заметить, что в 1995 году объем импорта Республики Корея составлял 120 млрд долл., что почти в 4 раза меньше, чем в 2010 году, когда объем импорта страны составлял 456,9 млрд долл.

Среди всех регионов мира, как и в динамике экспорта продукции Республики Корея можно выделить абсолютного лидера по объему импорта - азиатский регион. Лидирующую позицию в этом регионе по-прежнему занимает Восточная Азия. Объем южнокорейского импорта в Восточной Азии вырос с 1995-2010 гг. в 4,4 раза.

На втором месте по объему импорта Республики Корея остался такой регион, как  Северная Америка.

На третьем месте по объему импорта Республики Корея находится Европа. Объем импорта страны, приходящийся на данный регион, в 1995 году составлял 17,3 млрд долл., что в 3,5 раза меньше, чем в Азии и лишь в 1,5 раза меньше, чем в Северной Америке.

Рассмотрим основные страны-лидеры по трем ведущим регионам мира в импорте Республики Корея за следующие три года: 1995 г., 2005 г., 2009 г.

Таблица 6

Страны - лидеры в Азии по объему импорта Республики Корея, 1995г.,2005г.,2009г.

Страна

1995 г.

 

2005 г.

 

2009 г.

Япония

17,3

Китай

76,8

Китай

102,5

Китай

10,3

Япония

24,4

Япония

22,0

Гонконг

10,1

Гонконг

13,3

Гонконг

17,2

Сингапур

5,4

Тайвань

13,2

Сингапур

14,0

Тайвань

4,3

Сингапур

8,6

Тайвань

10,5

Рассчитано по источнику: таблица 5.

 

Основными лидерами  в азиатском регионе на протяжении всего рассматриваемого периода оставались три страны: Япония, Китай, Сингапур.

 

Таблица 7

Страны - лидеры в Северной Америке по объему импорта Республики Корея, 1995 г., 2005 г., 2009 г.

Страна

1995

 

2005

 

2009

США

24,9

США

45,5

США

40,5

Канада

2,3

Мексика

6,5

Мексика

10,9

Мексика

0,7

Канада

4,4

Канада

5,2

Рассчитано по источнику: таблица 5.

 

Основным лидером в данном регионе вступает США, которая в течение всего периода занимала первое место в североамериканском регионе в импорте Республики Корея по регионам мира. На долю США в данном регионе приходится свыше 75% от общего объема южнокорейского импорта в североамериканском регионе (рассчитано по табл. 5 и 7).

Таблица 8

Страны - лидеры в Европе по объему импорта Республики Корея,

1995 г., 2005 г.,2009 г.

Страна

1995

 

2005

 

2009

Германия

5,3

Германия

11,9

Германия

10,6

Великобритания

2,3

Великобритания

5,5

Польша

4,5

Франция

2,0

Италия

4,9

Франция

4,4

Нидерланды

1,3

Франция

4,5

Словакия

3,7

Италия

1,1

Испания

3,7

Великобритания

3,7

Рассчитано по источнику: таблица 5.

Абсолютным  лидером в данном регионе на протяжении всего рассматриваемого периода выступала Германия.  Объем южнокорейского импорта в Германии в 1995 году составлял 5,3 млрд долл., а в 2005 году уже 11,9 млрд долл., что в 2,2 раза больше, чем в 1995 году.

Основными странами, экспортирующими продукцию в Республику Корея  по всему миру на 2010 год являются: Гонконг (30,6%), США (11,2%), Вьетнам (6,3%) , Кувейт (4,3%), Сингапур (4,2%), Малайзия (3,6%), Нидерланды (3,3%), Венесуэла  (2,8%), Мексика(1,9%), Австралия (1,4%). Суммарная доля этих стран в импорте Республики Корея составляет 70% (рассчитано по табл. 5-8)

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущим партнером в экспорте Республики Корея является Азия, в которой лидирующий регион Восточная Азия. Высокая доля экспорта региона Восточной Азии обусловлена географическим положением Корейского полуострова. Страна расположена на пересечении основных транспортных путей и информационных потоков, что позволяет постоянно находиться в курсе всех происходящих событий в мире. Сотрудничество Республики Корея со странами Восточной Азии позволяет стране воспользоваться новыми возможностями, открывающимися в этом регионе.

Следует подчеркнуть, что Япония способствовала значительному росту южнокорейского экспорта за счет инвестиций, направленных на развитие трудоемкого и технического производства. В результате для японских фирм образовывался определенный внешний рынок сбыта товаров. Двусторонние отношения Китая и Республики Кореи также продолжают динамично развиваться. Торговые отношения с США, вторым партнером по значимости для Республики Корея, обусловлены историческим прошлым этих двух стран. Их союзнические отношения  очень важны для Республики Корея. После освобождения от японской колониальной зависимости в 1945 г. США являлись главным союзником Республики Корея и в течение нескольких десятилетий подталкивали страну  к созданию рыночной экономики. Еще одной из причин значительной доли североамериканского региона и в большей степени США в развитии южнокорейской экспортно-ориентированной экономики была возможность использовать США в качестве рынка сбыта южнокорейской продукции.

Товарная структура внешней торговли. Товарная структура экспорта и импорта Республики Корея представлена в таблицах 9 и 10:

    

Экспорт                 Табл.9               Импорт                        Табл.10    

2009

млрд долл.

%

2009

млрд долл.

%

Машины и транспортное оборудование

206,3

63,2

Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы

90,4

28

Промышленные товары, классифицированные главным образом как материалы

48,1

14,7

Машины и транспортное оборудование

60,3

18,7

Химические вещества и сопутствующие товары

37,4

11,5

Промышленные товары, классифицированные главным образом как  материал

57,3

17,7

Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы

23,8

7,3

Химические вещества и сопутствующие товары

50,4

15,6

Сырые материалы, несъедобные, за исключением топлива

4

1,2

Разные промышленные товары

43,1

13,3

Пищевые продукты и живые животные

3,2

1

Сырые  материалы, несъедобные, за исключением топлива

20,2

6,3

Товары и транс. не классифицированные в других SKTC

2,9

0,9

Напитки и табачные изделия

0,8

0,2

Напитки и табачные изделия

0,8

0,2

Товары и транс. не классифицированные в других SKTC

0,6

0,2

Животные и растительные масла, жиры и воски

0

0

Пищевые продукты и живые животные

0

0

Итого

326,5

100

Итого

323,1

100

Рассчитано по источнику:KOSIS Korean Statistical Information Service

Основными видами продукции, импортируемыми странами у Республики Корея являются:

1.     Машины и транспортное оборудование;

2.     Промышленные товары, классифицированные главным образом как материалы;

3.      Химические вещества и сопутствующие товары.

К продукции, которую Республика Корея в первую очередь импортирует у других стран мира, относятся:

1.     Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы;

2.     Машины и транспортное оборудование;

3.     Промышленные товары, классифицированные главным образом как  материалы.

К основным отраслям индустрии Республики Корея можно отнести следующие:

  • Электроника
  • Автомобилестроение
  • Нефтехимия
  • Производство стали и стальных изделий
  • Судостроение
  • Текстильная промышленность

В настоящее время в Республике Корея повышается уровень   финансирования научной деятельности, образования, медицины, а также НИОКР[4].

Заключение

Проанализировав данные по объему экспорта и импорта продукции Республики Корея за период 1995-2010 гг., можно с уверенность сказать, что эта страна, действительно, является одной из наиболее быстро развивающихся не только в Азии, но и во всем мире. Страна усиливает свои позиции на мировом рынке с каждым годом, вводя в оборот всё новые и новые товары. Республика Корея осуществляет торговлю абсолютно со всеми регионами мира.  Продукция Республики Корея пользуется спросом практически  во всех странах мира, так как является не только относительно дешевой по сравнению с продукцией  других стран, но и в меру качественной.

В данной статье не раскрывается влияние экономического кризиса 1997 г. на динамику внешней торговли Республики Корея, так как это достаточно обширная тема, требующая наиболее детального анализа. Можно сказать одно, что глобальный экономический кризис 1997 г.  был серьезным испытанием для страны. Многие факторы предшествовали этому событию, например, смерть одного из наиболее значимых в судьбе страны человека - президента Пак Чон Хи, что стало в свою очередь причиной ослабления контроля за действием государственных монополий - «чёболей», неэффективное и нерациональное распределение средств в производстве, значительный рост долга перед государственными банками. Все эти факторы, так или иначе, стали причиной девальвации национальной валюты Республики Корея - воны, а затем явились причиной экономического кризиса[5].

В настоящее время ситуация в мире также остается сложной. По прогнозам Всемирного Банка в 2012 году ожидается снижение темпов экономического роста и в развитых, и в развивающихся странах, а также снижение мирового экспорта товаров и услуг[6].


[1] ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1998, том 68, № 1, с. 85-89

[2] Раджан Р. Г. Линии Разлома. //М.:  Издательство Института Гайдар, 2011. - 413 с.

[3] Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Справочное издание. //М.: Изд-во "РУСАКИ", 2010. - 498 с.

[4] http://www.infokorea.ru/booklet/economy.php

[5] http://www.apn.ru/publications/article19535.htm

[6] http://www.cybersecurity.ru/prognoz/141933.html

Просмотров работы: 335