Анализ и прогнозирование внешнеторгового оборота ЕС-12 - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Анализ и прогнозирование внешнеторгового оборота ЕС-12

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Интеграционные процессы, происходящие на современном этапе развития мировой экономики, существенно меняют содержание экономических взаимосвязей, что вызывает необходимость их научного анализа. Интеграционные объединения оказывают все большее влияние на динамику развития стран-членов группировок и на мировую экономику в целом. Таким образом, актуальность исследования определяется повышенным интересом современного общества к процессам интеграции, а самое главное к влиянию данного процесса на страны-участницы и на мировое сообщество в целом.

На современном этапе процессы интеграции имеют высокую степень научной разработки, однако в данной курсовой работе будут построены модели, позволяющие сделать прогноз внешнеторгового оборота стран ЕС.

Исследование внешнеторгового оборота очень важно, так как именно значения данного показателя характеризует рост и повышение эффективности экономики, входящих стран в состав ЕС.

Объектом исследования курсовой работы является международная экономическая интеграция на примере ЕС и ее влияние на состояние экономики стран. Предмет исследования - показатель внешнеторгового оборота ЕС-12.

Основной целью работы является анализ и прогнозирование внешнеторгового оборота стран ЕС-12 . Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

  1. представить общую характеристику этапов формирования ЕС как интеграционного объединения;
  2. охарактеризовать общую торговую политику ЕС;
  3. выявить преимущества единого рынка ЕС;
  4. изучить структуру внешней торговли ЕС;
  5. проанализировать экономику стран ЕС по группам;
  6. оценить степень влияния экономики стран ЕС-15 на страны ЕС-12;
  7. построить модели внешнеторгового оборота ЕС-12 с целью прогнозирования данного показателя.

Цель и задачи работы определяют её структуру. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается ЕС как интеграционное объединение. Во второй главе представляется анализ текущего состояния внешней торговли ЕС. В третьей главе прогнозируется показатель внешнеторгового оборота стран ЕС-12.

Глава 1. Европейский Союз как интеграционное объединение

•1.1. Основные этапы формирования и развития ЕС.

Европейская интеграция материализовалась в конце 1950-х годов в эпоху «холодной войны» между США и СССР за лидерство на европейском континенте. Стало необходимым установить мир и политическую стабильность и безопасность в Европе, противостоять военно-политическому доминированию СССР в Европе и финансово-экономической экспансии США. Также существовали и экономические мотивы этого процесса: необходимость восстанавливать разрушенную войной экономику; расширять рынки сбыта; изыскивать новые источники сырья и энерготехнологические ресурсы за пределами своих стран и более рационально их использовать в региональных границах; повышать совокупную конкурентоспособность; восстановить позиции мирового экономического лидерства. В совокупности эти факторы побудили жителей Европы объединить усилия для защиты своих экономических и стратегических интересов.

Основой европейской интеграции является Декларация Роббера Шумана (министр иностранных дел Франции), который 9 мая 1950 г. обратился к правительству Германии с предложением о создании франко-германского объединения угля и стали. Cтроительство единой Европы должно было быть начато в сфере экономики, что отвечало насущным потребностям участвующих государств и не затрагивало особо чувствительные сферы государственного суверенитета, такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п. Далее подразумевалось формирование единой правовой базы и системы общих институтов, имеющих наднациональный характер, которым делегируются полномочия, составляющие часть суверенных прав государств-членов ЕС. В этом заключается уникальная особенность, которая в наибольшей мере отличает ЕС от других объединений интеграционного типа.[1]

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) сроком на 50 лет был подписан 18 апреля 1951 г. Он был ратифицирован шестью подписавшими его государствами (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия). Основной целью образования ЕОУС было содействие экономическому развитию, повышению занятости и уровня жизни населения стран-участниц. В соответствии с целями были поставлены следующие задачи: обеспечить рациональное распределение производства, высокую производительность труда в угольно-металлургической промышленности Европы; содействовать постоянному расширению производства и его модернизации; поддержание условий «свободной» конкуренции и др.

Успешная реализация договора о ЕОУС позволила странам - участницам прейти к следующему этапу экономической интеграции.

В 1955 г. члены ЕОУС в Мессине объявили о решении создать Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. В марте 1957 г. в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и Евроатома.

Евроатом имел отраслевую направленность, также как ЕОУС. Основной целью Евроатома явилось создание необходимых условий для развития атомной промышленности. Договор о создании Европейского экономического сообщества имел особое значение для стран, подписавших его.[2]

Основной целью Римского договора (ЕЭС) было создание общего рынка к 1970 г. Создание общего рынка предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства. Сказанное предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, развития институциональных основ интеграции, а также единых органов управления объединительными процессами. Для достижения этой цели Римские соглашения предусматривали в определенные сроки:

  • устранить между государствами-членами таможенные сборы и количественные ограничения на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;
  • ввести общие таможенные тарифы и осуществлять общую торговую политику по отношению к третьим государствам;
  • устранить между государствами-членами препятствия по свободному движению лиц, услуг и капиталов;
  • ввести общую политику в области сельского хозяйства и транспорта;
  • сблизить законодательства государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;
  • применять процедуры, дающие возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять неравновесие в платежных балансах;
  • создать Европейский социальный фонд, способствующий росту занятости трудящихся;
  • развивать ассоциацию с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместному содействию экономического и социального развития;
  • создать Европейский инвестиционный банк, призванный способствовать экономическому развитию Сообщества путем привлечения новых ресурсов.[3]

В результате было создано три различные региональные организации, у каждой из которых были свои учредительные документы и институты. Таким образом, шесть европейских государств отказались от части своего суверенитета в пользу создания общего рынка, сближения экономической политики стран-членов, гармоничного развития экономической деятельности в Сообществе, стабильности, повышения уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет.

В апреле 1965 г. был подписан Договор о слиянии ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру. Этот Договор вступил в силу 1 июля 1967 г.

Однако некоторые западноевропейские государства придерживались иных взглядов в вопросе строительства единой Европы. Это относилось, прежде всего, к Великобритании, создавшей в 1960 г. совместно с Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ была соперницей ЕЭС. Ее целью была отмена тарифов в торговле между ее членами в течение десяти лет, но без создания единого внешнего тарифа или установления политического союза.

Положения Римского договора были направлены на достижение «четырех основных свобод», т.е. свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала. Приоритетным направлением было избрано свободное перемещение товаров. Введение свободного движения рабочей силы началось в 1961 г., однако гармонизация трудового и социального зако­нодательства стран - членов ЕС не была доведена до конца, также сохранились существенные ограни­чения на свободное движение услуг, обусловленные раз­личиями в национальных законодательствах и административной практике, а также разными позициями, занимаемыми правительства­ми стран-членов в этих вопросах. Свобода движения капитала предусматривалась Договором только успешного функционирования Общего рынка, т.е. только для текущих операций. Эти ограничения объяснялись жестким контролем правительств стран-членов в сфере денежной и фискальной политики. Мобильность капитала в рамках Сообщества воспринималась ими как потенциальная угроза эффективности национальных денежных инструментов. Координация политики между странами-членами оставалась минимальной, что в конечном итоге не позволило Сообществу в пол­ной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний срок создать общий рынок.

Таким образом, задача создания полновесного и эффективного об­щего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римским дого­вором (1970 г.). Его не удалось создать в 1970-х и начале 1980-х годах из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971 г.), мировых энергетичес­ких кризисов в 1973 г., 1978-1979 гг., экономического кризиса начала 1980-х годов.

Только к концу 1992 г. была представлена программа завершения строительства Единого внутреннего рынка (ЕВР). Его цель - интенсификация интеграционного процесса, укрепление позиций стран ЕС на мировом рынке в условиях обострения конкуренции с США и Японией. Для этого программа создания ЕВР предусматривала устранить оставшиеся барьеры на пути перемещения между странами-членами товаров, услуг, капиталов и граждан. Правой основой программы стал Единый европейский акт, подписанный государствами-членами в феврале 1986 года и вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, так как предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечиваю­щего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции.

За некоторыми исключениями, принятая программа была выпол­нена к намеченному сроку - 1 января 1993 г. Это откры­ло возможность для перехода к новому - этапу углубления интеграци­онного процесса.[4]

С 1992 г. по 2000 г. страны-члены ЕС поставили задачу перехода к созданию единого экономического, валютного и политического союза. 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) был подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. дав Сообществу новое название Европейский Союз. Договор предполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой ва­люты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной финансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические труд­ности по не зависящим от них причинам, например вследствие сти­хийных бедствий. Для проведения общей валютной поли­тики создается Европейская система центральных банков. Кроме того, целями Маастрихтского договора являются введение европей­ского гражданства, увеличение полномочий Европарламента, переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, а также существенное расширение сотрудничества в экономической и соци­альной сферах.

2 мая 1992 г. государства-члены ЕАСТ и ЕС подписали Договор об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA). Был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек. В Договоре предусматривалось:

  • 1. свободное движение товаров, услуг, капитала и людей;
  • 2. сотрудничество в таких областях как наука, образование, экологическая политика, социальная политика;
  • 3. создание правовой системы, обеспечивающей реализацию общих правил и норм[5]

С 2001 г. - современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело Сообщество на качественно новый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей эко­номической и валютной политике и к единой валюте - евро, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в экономический и валютный союз.

Таким образом, логически завершилась программа создания еди­ного внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства. Анализ этапов развития европейской интеграции позволяет сде­лать вывод, что на протяжении всего периода существования ЕС про­исходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу и на данный момент является наиболее развитым интеграционным объединением (Приложение №1).

•1.2. Общая торговая политика ЕС

Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. С точки зрения торгового регулирования, Европейский Союз является таможенным союзом, т.е. географическим пространством, в котором имеет место свободное передвижение товаров и услуг, а также в котором применяются общие таможенные правила в отношении третьих стран. Оставаясь индивидуальными участниками, страны ЕС выступают с единых позиций во Всемирной торговой организации.

Первые законодательные положения, касающиеся формирования единой торговой политики ЕС были заложены в Римском договоре о создании Европейского Экономического Сообщества, подписанном в 1957 г.[6]

Цели общей торговой политики:

  • развитие и укрепление ранее созданных торговых союзов;
  • защита внутреннего рынка;
  • усиление конкурентоспособности европейских государств и их фирм путем устранения взаимных торговых барьеров;
  • защита интересов национального рынка

Из выше упомянутых целей видно что, торговое законодательство стран ЕС в основном ориентировано на защиту внутреннего рынка. При проведении торговой политики ЕС выступает фактически с позиций приоритета целей и интересов национального рынка и национальной дипломатии. В мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым, и по сей день. В подтверждение этому приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Экспортеры и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений в торговле, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.

С другой стороны, в официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. Существуют подтверждения данному тезису.

ЕС как крупнейший в мире экспортер заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки и, следовательно, должен соблюдать принцип открытости своего рынка для иностранных экспортеров.

Усиление конкуренции на своем рынке для ЕС является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышая эффективность и конкурентоспособность экономики.

Режим свободной торговли - необходимое условие привлечения прямых инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.

В общей торговой политике ЕС действительно заложено противоречие, но противоречие естественное, вытекающее из самой логики международной торговой системы как сплава соперничества и сотрудничества ее участников. В данный момент ЕС делает все возможное, чтобы сохранить и идеал либерализации международной торговли, и отстоять свои материальные интересы. Действуя в рамках согласованных международных правил, ЕС искусно использует любую лазейку для поддержки своих экономических операторов.

При выработке согласованной позиции ЕС происходит торг, в ходе которого страна, заинтересованная, скажем в защите рынка обуви, получает поддержку со стороны страны - производителя автомобилей в обмен на свое согласие с мерами по защите автомобильного рынка.

Основными инструментами торговой политики ЕС являются:

Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств- членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются таможенными пошлинами в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступал импортный товар. Таможенная пошлина с него больше не взимается.

Единый таможенный тариф (ЕТТ) вступил в силу с 1 января 1968 г. и закрепил общие для ЕС таможенные ставки. Он распространяется на все товары, ввозимые на территорию Европейского Союза, и основан на принципе режима наибольшего благоприятствования в отношении всех стран. При выработке механизма таможенного регулирования в ЕС учитываются интересы промышленной политики. В торговле сельскохозяйственными товарами основным барьером являются сельскохозяйственные сборы, носящие характер пошлин. Ставки этих сборов значительно выше пошлин на промышленные товары и отличаются в зависимости от товарной позиции. Полные пошлины применяются к странам, с которыми ЕС не имеет соглашений о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Менее видимым, но не менее значительными инструментами торговой политики являются нетарифные барьеры. Политика ЕС заключается в постепенном освобождении внешней торговли от этих барьеров. Основными формами нетарифных барьеров являются квоты и добровольные ограничения экспорта.

Количественные ограничения. За национальными государствами сохранялось право устанавливать свои собственные тарифные ограничения на импорт (квоты), даже если речь шла об импортных товаров из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это делалось для того, чтобы дать возможность отдельным странам защищать «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары из третьих стран могли без ограничений ввозиться на территорию других государств. В 1994 г. в связи с созданием Единого внутреннего рынка и упразднением таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены. Взамен были введены общие для всего Сообщества квоты по товарным позициям.

Добровольное ограничение экспорта. Соглашение об ограничении экспорта товаров из одной страны в другую практиковалось отдельными государствами-членами ЕС в их отношениях со странами Юго-Восточной Азии. Оно касалось главным образом экспорта японских автомобилей. В 1993 г. было заключено специальное соглашение, которое регулировало импорт автомобилей, произведенных японскими фирмами и их филиалами в третьих странах. Оно предусматривало отмену всех ограничений, как в пределах территорий национальных государств, так и территории ЕС в целом начиная с 1999 г.[7]

Добровольные ограничения экспорта как одной страной-экспортером, так и несколькими странами, существовали вне рамок ГАТТ, поэтому с политической точки зрения были более выгодны. В своих документах ЕС заявил о стремлении отказаться от таких мер ограничения торговли.

Внутренняя либерализация ЕС имела и внешний эффект. Так, товар из страны за рамками ЕС, ввезенный в одну из стран ЕС и реализуемый там, поскольку он отвечает техническим спецификациям этой страны, автоматически получал разрешение на продажу во всех остальных странах Союза.

Методы защиты внутреннего рынка ЕС очень обширные, особенно в тех случаях, когда увеличение импорта из третьих стран вызывает ущерб или угрозу местным производителям. Например, в 2002 г. действовало 11 антидемпинговых процедур против России.

•1.3. Преимущества единого рынка ЕС

Основой европейской интеграции, без которой само объединение было бы бессмысленно, является Единый внутренний рынок. (ЕВР). Единый внутренний рынок вместе с таможенным Союзом и Экономическим и валютным союзом составляют единую экономическую основу Европейского Союза.

По своему экономическому содержанию ЕВР - это зона свободного движения товаров, услуг, капиталов и лиц. Поскольку ЕВР создан путем слияния национальных рынков государств, его функционирование обеспечивается огромным количеством нормативных документов, составляющих наиболее крупную часть общего законодательства ЕС, и основанной на этих нормах политикой ЕС.

Процесс формирования ЕВР растянулся на несколько десятилетий и прошел ряд этапов - создания таможенного союза и общего рынка товаров, либерализации движения услуг, капиталов и лиц, завершающей фазы создания ЕВР и, наконец, совершенствования механизмов ЕВР и устранение остаточных препятствий внутри него в условиях создания Экономического и валютного союза. Последний этап продолжается и в настоящее время.[8]

Подписанием Парижского Договора об образовании ЕОУС в 1951 г., было положено начало первого этапа трансформации взаимных торговых связей стран - членов на европейских рынках. В период с 1951 по 1955 гг. (т.е. всего за несколько лет) были ликвидированы таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле сырьем и продукцией указанных отраслей между странами-участницами; устранены препятствия в свободном перемещении рабочей силы, занятой в этих отраслях; установлены в рамках ЕОУС единые транспортные тарифы на сырье и продукцию данных отраслей.

При создании ЕОУС не предполагалось установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран.

Деятельность ЕОУС привела к образованию общего рынка (10 февраля 1953 г. - угля и железной руды, 15 марта 1953 г. - железного лома, 1 мая 1953 г. - чугуна и стали, 1 августа 1954 г.- специальных сталей). В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост производства стали стал выше, а падение производства угля и цен на него - значительно ниже, чем в остальных высокоразвитых странах Западной Европы.

Вторым этапом трансформации является подписание Римских договоров в 1955 г., учреждающих Евроатом и ЕЭС. Основной целью этих договоров было создание необходимых условий для развития атомной промышленности и общего рынка к 1970 г. В этот период был создан таможенный союз (1968 г.). Его создание предусматривало следующие меры:

  • государства-члены будут воздерживаться от введения в отношении друг друга новых таможенных пошлин на экспорт и импорт или равнозначных сборов и не будут увеличивать сборы и пошлины, которые они применяют во взаимной торговле;

таможенные пошлины на импорт и экспорт и равные им по своему значению сборы будут постепенно отменены в течении переходного периода;

  • государства - члены отменят во взаимной торговле таможенные пошлины фискального характер, однако за ними сохраняется право заменить эти пошлины внутренним налогом в размере, не превышающем прямое или косвенное обложение, применяемое в отношении аналогичной национальной продукции;
  • установление общего таможенного тарифа в отношении третьих стран;[9]

Во взаимной торговле товарами были устранены внутренние таможенные сборы и количественные ограничения, но сохранились процедуры таможенного контроля и оформления товаров на государственных границах между странами, входящими в ЕЭС, а также множество нетарифных ограничений, предусмотренных национальными законами и препятствовавших свободному движению товаров. Свободное движение лиц было введено лишь для тех, кто занят наемным трудом (исключая государственных служащих). Введение свободного движения услуг и капиталов вообще не было начато, в том числе банковские и страховые услуги, связанные с движением капиталов, транспортные услуги, многие виды валютных операций и т.д.

Государства-члены ЕС добились в высшей степени позитивной эффективности таможенного союза благодаря следующим обстоятельствам:

Структура производства. При объединении стран с конкурирующей экономикой таможенный союз открывает перспективу внутренней кооперации и углубления разделения труда.

Размеры союза. При наличии в составе союза большего числа участников (желательно крупных размеров), их доля в мировой торговле становится более значительной, углубление разделения труда перспективнее и меньше опасность «отвлечения торговли».

Уровень тарифов. Выигрыш, от отмены первоначальных, высоких тарифов в торговле между участниками таможенного союза, является значительным. Однако, позитивный эффект может уменьшиться, если участники введут слишком высокий внешний тариф на торговлю с третьими странами.

Транспортные и транзакционные издержки. Чем ближе друг к другу расположены страны, тем больше выигрыш от увеличения торговли между ними.

Гибкость. Преимущества продвинутой специализации могут быть уменьшены существованием «узких мест», препятствующих быстрой перестройке структуры производства.

Условия торговли. При условии сосредоточения в своих руках значительной доли импорта отдельных товаров, участники таможенного союза могут улучшить условия торговли, используя свое положение на рынке для понижения импортных цен.

Масштаб производства. Как правило, объединение рынков позволяет увеличить масштаб производства и снизить средние издержки.

Соединение этих факторов и обеспечило блестящий успех таможенному союзу государств-членов ЕС. Однако Римский договор предполагал создание общего рынка к 1970 г. за 12 лет. В реальной действительности на это потребовалось более 20 лет. Это объяснялось тем, что, несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены в течение длительного времени не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира, в том числе и от партнеров по ЕС.

Третий этап трансформации начался в середине 1980-х гг. В феврале 1986 г. государствами-членами был подписан Единый европейский акт, целью которого было завершение строительства Единого внутреннего рынка (ЕВР) к концу 1992 г. За этот период завершилось формирование единого внутреннего рынка, произошло расширение интеграции (распространение на науку и технику, валютные отношения, охрану окружающей среды) усиление наднационального характера ЕС. Также было обеспечено свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции.

Четвертый этап трансформации связей начался с 1990 г. и продолжается до сих пор. В течение этого периода была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), независимая от национальных органов управления и осуществляющая регулирование валютной и банковской сфер. С 2001 г. начал функционировать валютный союз ЕС, введена единая европейская валюта - евро. Это перевело Сообщество на качественно новый уровень интеграции. Государства отказались от собственной валютной политики в отношении друг с другом и с третьими странами, а также передали под контроль ЕСЦБ золотовалютные резервы всех стран-членов ЕС. [10]

По сути, это меняет качество внешнеэкономических связей, которые из внешних превратились во внутренние, регулируемые наднациональными органами.

Глава 2. Анализ текущего состояния внешней торговли ЕС

2.1. Структура внешней торговли ЕС

Доля Европейского союза в мировом импорте превышает долю в экспорте на 1,23% и составляет 17,41%. Основной группой импортируемых товаров является промышленные товары - 60,6%. В основном продукция ЕС импортируются из Китая, США, Российской Федерации, Норвегии и Швейцарии (страны указаны в порядке убывания долей). Основными экспортируемыми товарами Европейского Союза является также промышленные товары, но их доля в общем экспорте составляет 81,3% (Приложение №3). В основном экспорт направлен в США, Швейцарию, Китай, Российскую Федерацию, и Турцию (страны указаны в порядке убывания долей). Но стоит отметить, что основным импортером товаров ЕС все же является США, доля этой страны составляет 18%, что превышает остальные страны в среднем на 10%. Доля Европейского Союза в мировом экспорте услуг составляет 26,06%, из которых 62,5% приходится на коммерческие услуги, 22,9 на транспортные услуги, 14,6% на туризм и путешествия (Приложение №2). Что касается импорта услуг, то доля его составляет 23,55%. В основном ЕС импортирует коммерческие услуги (57%).

Если рассмотреть изменение объема экспорта и импорта в динамике, то начиная с 2005 г. было увеличение, но в 2009 г., из-за последствий мирового экономического кризиса произошло резкое сокращение. Но затем, в 2010 г. объем внешнеторгового оборота, который состоит из суммарного объема экспорта и импорта, увеличился, но так и не достиг отметки 2008 г.

На протяжении всего рассматриваемого периода у ЕС сохранялось отрицательное сальдо торгового баланса. Это означает, что объем импорта превышает объем экспорта. Об этом также свидетельствует экспортная и импортная квоты. Доля импорта в ВВП Европейского союза превышает долю экспорта. Международный валютный фонд в своих рекомендациях и условиях выдачи кредитов указывает на необходимость и полезность для экономики иметь положительный торговый баланс (Приложение №4). Несмотря на это уровень жизни стран входящих в состав ЕС довольно высок.

Что касается торговых отношений ЕС и России, то здесь складывается следующая ситуация. В период с 2000 по 2009 гг. объем торговли товарами между ЕС и Россией утроился в стоимостном выражении. Объем экспорта из ЕС в Россию поднялся от отметки 23 млрд. евро в 2000 г. до отметки в 105 млрд. евро в 2009 году, а импорт - с 64 млрд. до 173 млрд. Как следствие, торговый дефицит ЕС в отношении России значительно возрос и в 2009 составил 68 млрд. евро, в то время как в 2000 году он равнялся 41 млрд. евро.

Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась в два раза в период с 2000 по 2009 гг. В 2009 г. Россия стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая; на неё пришлось 8% экспорта ЕС и 11% импорта ЕС.

Германия, Нидерланды и Италия являются крупнейшими торговыми партнерами России среди стран-членов ЕС.

Среди 27 стран-членов ЕС, Германия (32 млрд. евро, 31% экспорта ЕС), несомненно, была крупнейшим экспортером в Россию в 2009 г. (Приложение №5). За ней с большим отрывом следуют Италия (10%) и Финляндия (7%). Германия (20%) являлась также и крупнейшим импортером; за ней следуют Нидерланды (11%) и Италия (9%).

Половину всего экспорта из ЕС в Россию в 2009 составляли оборудование и транспортные средства, еще четверть составляли товары промышленного производства, в то время как энергоресурсы составляли две трети импорта. Что касается качественного состава, из ЕС в Россию экспортировались в основном автомобили, медикаменты, мобильные телефоны и самолёты, а основными статьями импорта были нефть, газ и уголь. Европейский Союз является основным торговым партнером для России (Приложение №6).

2.2. Анализ состояния экономики ЕС по группам

Для анализа экономического состояния ЕС по группам было выбрано три показателя: ВВП по паритету покупательной способности, доля внешнего долга по отношению к ВВП и внешнеторговый оборот. Объектами анализа стали три группы. Первой группой является ЕС-15, это страны, относящиеся к основателям данного объединения, а именно: Бельгия, Италия, Германия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия и Швеция. Во вторую группу, под название ЕС-12, вошли: Кипр, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния. К третьей группе - ЕС-27 относятся все выше перечисленные страны.

Начнем с анализа ВВП по паритету покупательной способности. Показатель ВВП по паритету покупательной способности ЕС-27 в период с 2003 по 2008 г. сохранял тенденцию к росту, но, вследствие экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 г., в 2009 г. данный показатель рассматриваемой группы снизился и составил 11948658,4 млн. руб. по сравнению с 12463672,2 млн. руб. в 2008. Но уже к 2010 году показатель ВВП стал увеличиваться и составил 11981916,3, так и не достигнув уровня 2008 г. (Рис. 1). Что касается ЕС-15, то в этой группе сохраняется та же тенденция. В группе ЕС-12 показатель ВВП по паритету покупательной способности снизился лишь к 2010 г., но данная ситуация не повлияла на изменения показателя ВВП ЕС-27, так как доля данной группы не на столько значительна по сравнению с долей ЕС-15.

Если рассматривать каждую группу в частности, то в ЕС-15 можно выделить пять лидеров по рассматриваемому показателю. В период с 2003-2008 г. Сохранялась следующая последовательность. Лидирующую позицию занимала Германия, затем Великобритания, Франция, Италия и Испания. С 2009 г. Расстановка позиций изменилась. Германия сохранила за собой лидирующую позицию, но второе место заняла Франция, затем Великобритания, Италия и Испания соответственно. Уже в 2010 г. Великобритания спустилась на четвертое место, уступив свою позицию Италии. При рассмотрении ЕС-12 были выявлены следующие лидеры. Первое место отведено Польше, второе - Чехии. Позиции данных стран были сохранены в течение всего рассматриваемого периода (2003-2010 г.). Что касается третьего и четвертого места, то до 2006 года расстановка была следующей - Венгрия и Румыния соответственно. Но уже в 2007 году Румыния поднялась на позицию выше (Приложение №8).

Показатель соотношения внешнего долга к ВВП ЕС-27 не характеризуется стабильным ростом. В 2004, 2006, 2007 гг. данный показатель сокращался в среднем на 0,3%. Но с 2008 г. внешний долг ЕС-27 принял тенденцию к росту и к 2010 г. составил 50,5% от ВВП по сравнению с 45,6% в 2007 г. Динамика изменения показателя внешнего долга ЕС-12 схожа с ситуацией, сложившейся в рассматриваемой группе ЕС-27. Что касается ЕС-15, то период с 2005-2007 г. характеризовался стабильным уменьшение, а период с 2008-2010 г. - стабильным увеличением. Если сравнить показатели ЕС-15 и ЕС-12, то можно заметить, что разница процентного соотношения внешнего долга к ВВП составляет примерно 8% (Рис. 2).

При рассмотрении показателя внешнеторгового оборота во всех рассматриваемых группах сохранялось увеличение показателя по 2008 г. С 2009 г., после удара экономического кризиса, внешнеторговый оборот сокращается, но с тенденцией к росту. Так, например, в группе ЕС-27 в 2008 показатель составлял 10254636,1 млн. евро, в 2009 - 8507068, а уже в 2010 - 9851162,4, так и не достигнув уровня 2008 г. (Рис. 3).

При рассмотрении внутреннего состояния групп ЕС-15 и ЕС-12 были выявлены следующие лидеры. В группе ЕС-15 бессменным лидером за рассматриваемый период стала Германия. Второе и третье место до 2006 г. сохранялось за Великобританией и Францией соответственно, но с 2007 по 2009 г. разрыв между показателями внешнеторгового оборота данных стран стал сокращаться и уже в 2010 г. второе место заняла Франция и уже следом за ней Великобритания. Также необходимо выделить четвертое и пятое места, на которых разместились Италия и Испания. Что касается группы ЕС-12, то здесь тройка лидеров сформировалась следующим образом: Польша, Чехия, Венгрия (Приложение №10).

Данный анализ выявил то, что доля группы ЕС-15 превалирует над долей группы ЕС-12, а значит, изменения показателей первой группы оказывает прямое влияние на показатели ЕС-27. Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. На его долю приходится более 20% мировой торговли товарами и услугами, а также доля ВВП ЕС-27 занимает первое место в мировом рейтинге.

Глава 3. Прогнозирование показателя внешнеторгового оборота ЕС-12

Для построения динамической модели анализа экономических показателей и прогнозирования был выбран регрессионный анализ линейного программирования. Вначале, с помощью статистической функции «КОРРЕЛ» в Excel, была установлена зависимость между рассматриваемыми показателями. В ходе данной работы было выявлено, что зависимости показателя внешнеторгового оборота ЕС-12 от показателя внешнего долга ЕС-15, зависимости показателя внешнеторгового оборота ЕС-27 от показателя внешнего долга ЕС-27, зависимости показателя внешнеторгового оборота ЕС-27 от показателя численности населения ЕС-27, а также, показателя внешнеторгового оборота ЕС-12 от показателей внешнего долга и численности населения ЕС-27 не было, либо она была слабой. Об этом свидетельствовали полученные коэффициенты корреляции, варьирующиеся в интервале от 0,2 до 0,8.

Что касается зависимости показателя внешнеторгового оборота стран ЕС-12 и ЕС-15 от внешнеторгового оборота ЕС-27, зависимость показателя внешнеторгового оборота ЕС-12 от показателя численности населения ЕС-15, а также внешнеторгового оборота ЕС-27 от показателя ВВП по паритету покупательной способности ЕС-27, то данным показателям характерна тесная или очень тесная зависимость (коэффициент корреляции по своему значению близок к 1).

К рассмотрению зависимость выше упомянутых показателей не принялась, так как она обусловлена очевидными фактами. По этому, для построения модели была выбрана зависимость показателей внешнеторгового оборота стран ЕС-12 от стран ЕС-15, которую можно охарактеризовать, как тесную (коэффициент корреляции равен 0,96).

Итак, для регрессионного анализа первой модели была выбрана зависимость таких показателей как, внешнеторговый оборот ЕС-12 и ЕС-15. Имеются данные о внешнеторговом обороте ЕС-15 - это Х, также данные о внешнеторговом обороте ЕС-12, их мы определим за Y за ряд лет (n). При рассмотрении кризисные года не учитываются. На основании графика на рисунке 4, сделаем вывод, что между Х и Y существует линейная взаимосвязь. Данное предположение было сделано при помощи добавления к графику прямой линии тренда. Исходя из числа рассматриваемых факторов, можно построить однофакторное уравнение регрессии, имеющее вид - «Y = a + b*X». Для того, чтобы найти коэффициенты a и b, при помощи которых будет возможна идентификация уравнения, а также исследовать взаимосвязь искомых показателей необходимо воспользоваться функцией «ЛИНЕЙН» в Excel (таб.11).

0,2475442

-62991,77

0,0267207

13950,566

0,9554686

4215,6442

85,824233

4

1,525E+09

71086622

таб. 11 Данные для идентификации и анализа расчетного уравнения

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы. В верхнем левом углу находится значение коэффициента b, которое составляет - 0,247. В правом верхнем углу находится значение коэффициента a - -62991,77. Во второй строчки находятся значения стандартных ошибок данных коэффициентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ошибка коэффициента b мала и составляет всего 0,02 пункта, следовательно, данный коэффициент является статистически значимым. Противоположная ситуация складывается с коэффициентом a - он не значим, это заявление можно сделать вследствие того, что его значение отрицательно, а также из-за того, что его ошибка составляет 13950, 5 пунктов. На третьей строке в ячейке слева располагается коэффициент детерминации. Сравниваются фактические значении У и значения, получаемые из уравнения прямой; по результатам сравнения вычисляется коэффициент детерминации, нормированный от 0 до 1. Если он равен 1, то имеет место полная корреляция с моделью, т.е. различий между фактическим и расчетным значениями У нет. В противоположном случае, если коэффициент детерминации равен 0, использовать уравнение регрессии для предсказания значений У не имеет смысла. В рассматриваем случае, коэффициент детерминации положителен и равен 0,95, это означает, что зависимость между показателями прямая и тесная, а значит, имеет место корреляция с моделью. В третьей строчке справа располагается значение стандартной ошибки уравнения, она составляет 4215,6, ошибка довольна велика, но это возможно из-за того что в рассматриваемых данных не достаточного числа наблюдений (n). Остальные статистические значения, в

данном анализе, не учитываются. На основании полученных результатов построим расчетное уравнение - «Yр = (-62991,7) + 0,247 *Xр» и найдем расчетные значения У. Полученные данные используем для нахождения прогнозных значений на 2011 год. Прогнозное значение для внешнеторгового оборота стран

Года (n)

X

Y

Yр.

 

 

ЕС-15

ЕС-12

ЕС-12р.

 

 

2003

422026

43261

41478

 

 

2004

456942

50198

50122

 

 

2005

496078

57724

59809

 

 

2006

556308

70256

74719

 

 

2007

592351

81946

83641

 

 

2010

584897

88181

81796

 

 

2011

647798

97367

97367

97367

 

Прогнозные значения

 
 

таб. 12 Модель внешнеторгового оборота без учета кризиса

0,2502225

-62691,61

0,0289087

15390,01

0,9258526

5226,7963

74,919852

6

2,047E+09

163916397

ЕС-12, выделенные красным цветом, получены при помощи функции «ТЕНДЕНЦИЯ» в Excel и не отличаются от данных полученных при построении расчетного уравнения. Следовательно, можно сделать следующее заключение: перспектива развития внешнеторгового оборота как стран ЕС-12, так и стран ЕС-15 положительна, так как данный показатель, следуя прогнозу, достигнет в 2011 году 97367 миллионов евро (таб. 12). Но, исходя из того, что ошибка уравнения составляет 4215,6, то прогнозное значение в реалии может составить примерно 101000 миллионов рублей. Так как в данной модели мы не учитывали значения внешнеторгового оборота кризисных лет, то рассматриваемому показателю характерна тенденция к росту. Это прослеживается на рисунке 5, который также свидетельствует о том, что фактические значения У и линия построенная с помощью уравнения регрессии почти схожи. Это

отражает тенденцию изменения внешнеторгового оборота ЕС-12 в зависимости от внешнеторгового оборота ЕС-15.

таб. 13 Данные для идентификации и анализа расчетного уравнения

Построим вторую модель внешнеторгового оборота с учетом кризисных лет, с целью нахождения прогнозных значений данного показателя для 2011 года. Строим модель по аналогии с предыдущей (таб. 13). Рассмотрим некоторые различия в моделях. Во-первых, количество наблюдений (n) увеличивается на два раза. Следовательно, изменяется и

Года (n)

X

Y

Yр.

 

ЕС-15

ЕС-12

ЕС-12р.

 

2003

422026

43261

42909

 

2004

456942

50198

51646

 

2005

496078

57724

61438

 

2006

556308

70256

76509

 

2007

592351

81946

85528

 

2008

610732

91706

90127

 

2009

508787

73166

64618

 

2010

584897

88181

83663

 

2011

623836

93406

93406

93406

Прогнозные значения

таб. 14 Модель внешнеторгового оборота с учетом кризиса

стандартная ошибка уравнения. Во второй модели она составляет 5226,7, также являющейся довольно высокой. На основании расчетного уравнения («Yр = (-62691,6) + 0,250*Xр»), а также при помощи функции «ТЕНДЕНЦИЯ» в Excel найдем прогнозные значения. Итак, согласно полученным данным, внешнеторговый оборот стран ЕС-12 в 2011 году будет составлять 93406 миллионов евро, если учитывать стандартную ошибку уравнения, то 98632. В данной модели прогнозные значения также говорят о тенденции к росту рассматриваемого показателя (таб.14).

Из проведенного исследования можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в обеих моделях сохраняется тенденция к росту внешнеторгового оборота стран ЕС-12, во второй модели, включающей в себя кризисные годы, увеличение данного показателя в 2011 году ниже, чем в первой модели на 2 368 миллионов евро. Данное заключение очевидно, так как кризисный период всегда приводит к снижению показателей. В целом представленный прогноз содержит довольно высокую ошибку, однако с учетом исходных данных, большого влияния на полученный результат он не оказывает.

Прогноз, полученный на основании данной модели, может быть использован для анализа внешнеторгового оборота стран ЕС-12. Однако, необходимо заметить, что данная модель, как и любая другая экономико-математическая модель составленная на основе статистических данных имеет погрешности. В данном исследовании, погрешность (ошибка) незначительна и составляет примерно 4%. Стоит отметить, что по мере накопления статистических данных ошибка может снизиться или исчезнуть.


Заключение

В ходе работы была представлена общая характеристика этапов формирования ЕС как интеграционного объединения, была охарактеризована общая торговая политика ЕС. На основании изучения структуры внешней торговли ЕС были выявлены преимущества единого рынка данного интеграционного объединения. Также была проанализирована экономика стран ЕС по группам и построены модели внешнеторгового оборота ЕС-12 с целью прогнозирования данного показателя.

На протяжении всего периода существования ЕС про­исходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу и на данный момент является наиболее развитым интеграционным объединением.

Единый внутренний рынок вместе с таможенным Союзом и Экономическим и валютным союзом составляют единую экономическую основу Европейского Союза. Процесс формирования ЕВР растянулся на несколько десятилетий и прошел ряд этапов - создания таможенного союза и общего рынка товаров, либерализации движения услуг, капиталов и лиц, завершающей фазы создания ЕВР и, наконец, совершенствования механизмов ЕВР и устранение остаточных препятствий внутри него в условиях создания Экономического и валютного союза. Последний этап продолжается и в настоящее время.

Анализ экономики стран ЕС по группам выявил то, что доля группы ЕС-15 превалирует над долей группы ЕС-12, а значит, изменения показателей первой группы оказывает прямое влияние на показатели ЕС-27. Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. На его долю приходится более 20% мировой торговли товарами и услугами, а также доля ВВП ЕС-27 занимает первое место в мировом рейтинге.

В ходе выявления влияния экономики стран ЕС-15 на страны ЕС-12 была выявлена очень тесная зависимость. Динамика изменения экономических показателей у стран ЕС-15, влечет за собой изменения соответствующих показателей у стран ЕС-12.

Перспектива развития внешнеторгового оборота как стран ЕС-12, так и стран ЕС-15 положительна, так как данный показатель, следуя прогнозу, достигнет в 2011 году 97367 миллионов евро. Но, исходя из того, что прогнозное значение имеет ошибку (стандартную ошибку уравнения, посредством которого был выполнен прогноз), то прогнозное значение в реалии может составить примерно 101000 миллионов рублей.

Несмотря на то, что в обеих моделях сохраняется тенденция к росту внешнеторгового оборота стран ЕС-12, во второй модели, включающей в себя кризисные годы, увеличение данного показателя в 2011 году ниже, чем в первой модели на 2 368 миллионов евро. Данное заключение очевидно, так как кризисный период всегда приводит к снижению показателей.

Прогноз, полученный на основании данной модели, может быть использован для анализа внешнеторгового оборота стран ЕС-12. Однако, необходимо заметить, что данная модель, как и любая другая экономико-математическая модель составленная на основе статистических данных имеет погрешности. В данном исследовании, погрешность (ошибка) незначительна и составляет примерно 4%. Стоит отметить, что по мере накопления статистических данных ошибка может снизиться или исчезнуть.

 

Список литературы

  • 1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 368 с.
  • 2. Борко Ю.А. Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе (перевод). М.: Фонд «Правовая культура», 2000.
  • 3. Гурова И.П. Мировая экономика. М.: Омега-Л, 2007. 394 с.
  • 4. Дейтон Э. История европейской интеграции: историография // История европейской интеграции 1945-1994 / Под. ред. А.С. Намазовой и Б. Эмерсон. М., 2008. 428 с.;
  • 5. Европейский Союз: Справочник - путеводитель/ Под. ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова, 2-ое изд., доп. и перераб., - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2003. - 345 с.;
  • 6. Захарова Н.В.Экономическая интеграция в условиях двух систем: критика буржуазных трактовок: Моногор - М. : Высшая школа, 2007. - 95 с.;
  • 7. Иванов И.Д. Европейский Союз: структура, политика, взаимоотношения с Россией. - М.: Научная книга. 2001.- 320 с.;
  • 8. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 648 с.;
  • 9. Международная экономика: Учеб. пособие - Волгина Н.А. // Издательство: Эксмо, 2010; 480 с.;
  • 10. Экономика: учебник/под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.;
  • 11. http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро Европейского Союза (Евростат);
  • 12. http://europa.eu/abc/history/index_en.htm - сайт Европейского Союза;
  • 13. http://rian.ru/politics/20081202/156289310.html - сайт Российского агентства международной информации «РИА Новости»;
  • 14. http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/ - данные Central Intelligence Agency, USA (The World Factbook - Всемирная книга фактов);
  • 15. http://www.wto.org/ - сайт Всемирной торговой организации;
  • 16. https://www.cia.gov/ - сайт ЦРУ США.

Приложения

Приложение № 1.

Таблица 1

Уровни интеграции Европейского Союза

Уровни интеграции

Период

Факторы

Торговое соглашение

1951-1957

Подписывается соглашение о том, чтобы совместно управлять тяжелой промышленностью (углем и сталью)

Зоны свободной торговли

1957-1968

Создание Европейского Экономического Сообщества и зоны свободной торговли

Таможенный союз

1968-1987

Отменены таможенные пошлины на импортированные товары из стран-участниц ЕС

Общий рынок

1987-1992

Подписывается Закон о единой Европе (свободной торговля через границы ЕС)

Экономический союз

1992-2002

Введение единой валютной и денежной политики, а также замена национальных валют единой (евро)

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/search_database - сайт Европейского Союза

 

Приложение № 2.

Таблица 2

Экспорт Европейского Союза

Доля ЕС в мировом экспорте, %

16,18

Доли основных товарных групп в экспорте ЕС:

Сельскохозяйственная продукция, %

7,2

Топливо и добывающая продукция, %

7,5

Промышленные товары, %

81,3

Основные направления экспорта:

1. США

18

2. Швейцария

7,9

3. Китай

7,2

4. Россия

5,8

5. Турция

3,9

Доля ЕС в мировом экспорте услуг, %

26,06

Доли основных групп в экспорте услуг ЕС:

Транспортные услуги, %

22,9

Туризм и путешествия, %

14,6

Остальные коммерческие услуги, %

62,5

Составлено по: источник http://www.wto.org - сайт Всемирной торговой организации.

 

Приложение № 3.

Таблица 3 Импорт Европейского Союза

Доля ЕС в мировом импорте, %

17,41

Доли основных товарных групп в импорте ЕС:

Сельскохозяйственная продукция, %

8,4

Топливо и добывающая продукция, %

27,7

Промышленные товары, %

60,6

Основные направления импорта:

Китай

17,6

США

13,1

Российская Федерация

9,4

Швейцария

6,1

Норвегия

5,6

Доля ЕС в мировом импорте услуг, %

23,55

Доли основных групп в импорте услуг ЕС:

Транспортные услуги, %

21,7

Туризм и путешествия, %

21,3

Остальные коммерческие услуги, %

57

Составлено по: источник http://www.wto.org - сайт Всемирной торговой организации.

Приложение № 4.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Торговля ЕС товарами и услугами (млн. Евро)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

Экспорт

1915800

2229400

2464200

2455200

2038500

2387900

 

Импорт

1999300

2369000

2590100

2707000

2140000

2482400

 

Сальдо

-83500

-139600

-125900

-251800

-101500

-94500

 

Внешнеторговый оборот

3915100

4598400

5054300

5162200

4178500

4870300

 
 

ВВП

11046960

11680572

12386825

12472627

11750410

12248492

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспортная квота

17,34

19,09

19,89

19,68

17,35

19,50

 

Импортная квота

18,10

20,28

20,91

21,70

18,21

20,27

 

Рассчитано и составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро

 

 

Европейского Союза (Евростат).

 

 

 

Приложение № 5.

Таблица 5

Торговля товарами между ЕС-27 и Россией (млн. Евро)

 

 

2000

2002

2004

2006

2007

2009

Россия

Экспорт

22 738

34 420

45 985

72 307

89 107

105 174

Импорт

63 777

64 493

83 711

140 887

144 526

173 445

Баланс

-41 039

-30 073

-37 726

-68 580

-55 419

-68 271

Доля России в общем объёме торговли

Экспорт

2.7%

3.9%

4.8%

6.2%

7.2%

8.0%

Импорт

6.4%

6.9%

8.2%

10.4%

10.1%

11.2%

 

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро

 

 

Европейского Союза (Евростат).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6.

 

Таблица 6

Товарная структура торговли ЕС-27 товарами с Россией

 

 

 

 

(млн. Евро)

 

 

 

 

Экспорт

Импорт

Баланс

 

2000

2009

2000

2009

2000

2009

Всего

22 738

105 174

63 777

173 445

-41 039

-68 271

Первичная продукция:

3 652

9 732

40 172

124 117

-36 519

-114 385

Пищевые продукты и напитки

2 823

7 561

727

853

2 096

6 708

Сырьё

708

1 566

3 652

5 028

-2 944

-3 463

Энергоресурсы

121

605

35 793

118 235

-35 671

-117 630

Промышленные товары:

18 483

93 211

13 487

21 472

4 996

71 738

Химикаты

3 280

14 058

2 519

5 314

761

8 744

Оборудование и транспортные средства

8 381

53 362

1 074

1 402

7 308

51 960

Другие промышленные товары

6 822

25 790

9 895

14 757

-3 072

11 034

Другое

602

2 231

10 118

27 856

-9 516

-25 625

 

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро

 

 

Европейского Союза (Евростат).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7.

 

Численность населения стран ЕС по группам

Таблица 7

 

ЕС-15

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Бельгия

10 355 844

10 396 421

10 445 852

10 511 382

10 584 534

10 666 866

10 753 080

10 839 905

Италия

57 321 070

57 888 245

58 462 375

58 751 711

59 131 287

59 619 290

60 045 068

60 340 328

Германия

82 536 680

82 531 671

82 500 849

82 437 995

82 314 906

82 217 837

82 002 356

81 802 257

Люксембург

448 300

454 960

461 230

469 086

476 187

483 799

493 500

502 066

Нидерланды

16 192 572

16 258 032

16 305 526

16 334 210

16 357 992

16 405 399

16 485 787

16 574 989

Франция

61 864 088

62 292 241

62 772 870

63 229 635

63 645 065

64 007 193

64 369 050

64 716 213

Великобритания

59 435 480

59 697 037

60 038 695

60 409 918

60 781 346

61 191 951

61 595 091

62 026 962

Дания

5 383 507

5 397 640

5 411 405

5 427 459

5 447 084

5 475 791

5 511 451

5 534 738

Ирландия

3 964 191

4 028 851

4 111 672

4 208 156

4 312 526

4 401 335

4 450 030

4 467 854

Греция

11 006 377

11 040 650

11 082 751

11 125 179

11 171 740

11 213 785

11 260 402

11 305 118

Португалия

10 407 465

10 474 685

10 529 255

10 569 592

10 599 095

10 617 575

10 627 250

10 637 713

Испания

41 663 702

42 345 342

43 038 035

43 758 250

44 474 631

45 283 259

45 828 172

45 989 016

Австрия

8 100 273

8 142 573

8 201 359

8 254 298

8 282 984

8 318 592

8 355 260

8 375 290

Финляндия

5 206 295

5 219 732

5 236 611

5 255 580

5 276 955

5 300 484

5 326 314

5 351 427

Швеция

8 940 788

8 975 670

9 011 392

9 047 752

9 113 257

9 182 927

9 256 347

9 340 682

ЕС-12

 

 

 

 

 

 

 

 

Венгрия

10 142 362

10 116 742

10 097 549

10 076 581

10 066 158

10 045 401

10 030 975

10 014 324

Кипр

715 137

730 367

749 175

766 414

778 684

789 269

796 875

803 147

Латвия

2 331 480

2 319 203

2 306 434

2 294 590

2 281 305

2 270 894

2 261 294

2 248 374

Литва

3 462 553

3 445 857

3 425 324

3 403 284

3 384 879

3 366 357

3 349 872

3 329 039

Мальта

397 296

399 867

402 668

405 006

407 810

410 290

413 609

414 372

Польша

38 218 531

38 190 608

38 173 835

38 157 055

38 125 479

38 115 641

38 135 876

38 167 329

Словакия

5 379 161

5 380 053

5 384 822

5 389 180

5 393 637

5 400 998

5 412 254

5 424 925

Словения

1 995 033

1 996 433

1 997 590

2 003 358

2 010 377

2 010 269

2 032 362

2 046 976

Чехия

10 203 269

10 211 455

10 220 577

10 251 079

10 287 189

10 381 130

10 467 542

10 506 813

Эстония

1 356 045

1 351 069

1 347 510

1 344 684

1 342 409

1 340 935

1 340 415

1 340 127

Болгария

7 845 841

7 801 273

7 761 049

7 718 750

7 679 290

7 640 238

7 606 551

7 563 710

Румыния

21 772 774

21 711 252

21 658 528

21 610 213

21 565 119

21 528 627

21 498 616

21 462 186

ЕС-27

486 646 114

488 797 929

491 134 938

493 210 397

495 291 925

497 686 132

499 705 399

501 125 880

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 8.

 

Таблица 8

ВВП по паритету пок. способности (млн. евро) стран ЕС по группам

 

ЕС-15

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Бельгия

270 787

285 185

296 336

311 554

327 939

338 822

336 297

348 110

Италия

1 295 007

1 355 809

1 400 657

1 458 584

1 507 394

1 525 718

1 485 964

1 539 396

Германия

2 124 270

2 172 480

2 210 630

2 306 660

2 389 590

2 454 890

2 346 900

2 462 100

Люксембург

24 364

26 971

28 947

31 788

36 172

37 773

37 347

38 394

Нидерланды

466 775

487 612

501 236

530 833

561 396

582 088

573 456

580 795

Франция

1 556 806

1 628 310

1 685 810

1 760 430

1 839 206

1 885 270

1 880 423

1 917 191

Великобритания

1 758 454

1 695 662

1 811 060

1 885 082

2 000 835

1 991 903

1 628 434

1 475 122

Дания

185 453

192 829

201 889

214 407

222 211

224 982

221 319

226 294

Ирландия

136 799

147 337

158 600

172 144

187 537

184 288

167 400

159 906

Греция

165 924

179 962

189 490

203 750

215 152

222 423

225 351

223 495

Португалия

138 842

145 243

149 954

155 927

164 098

169 305

167 673

170 928

Испания

751 785

808 506

871 440

945 313

1 019 465

1 062 596

1 047 618

1 052 399

Австрия

222 439

230 822

240 342

254 243

268 634

277 846

271 974

281 179

Финляндия

146 537

151 534

156 706

164 373

174 609

181 598

170 378

179 580

Швеция

272 970

290 726

300 852

311 174

328 716

335 871

316 019

307 761

Среднее знач.

634 481

653 266

680 263

713 751

749 530

765 025

725 103

730 843

ЕС-12

 

 

 

 

 

 

 

 

Венгрия

73 175

77 427

85 370

92 225

89 696

100 320

98 370

92 553

Латвия

10 567

10 820

12 281

14 348

17 556

20 442

18 802

18 403

Литва

16 688

17 798

19 666

22 607

26 466

29 576

27 645

27 004

Мальта

4 578

4 478

4 759

4 911

5 300

5 742

5 642

6 397

Польша

217 724

201 887

211 624

259 641

290 551

326 945

368 986

322 661

Словакия

27 212

30 981

36 257

41 760

49 255

58 102

61 485

65 586

Словения

25 318

26 956

28 319

30 412

33 184

35 803

34 294

35 798

Чехия

86 490

88 413

98 052

111 974

125 075

135 996

147 026

145 324

Эстония

8 380

9 272

10 543

12 311

14 394

15 480

13 980

14 153

Болгария

17 964

19 614

21 684

24 770

28 184

32 677

33 490

34 985

Румыния

51 161

57 040

63 600

86 086

103 926

133 895

130 574

115 970

Среднее знач.

49 023

49 517

53 832

63 731

71 235

81 362

85 481

79 894

ЕС-27

10 073 913

10 365 075

10 819 332

11 432 064

12 057 817

12 463 672

11 948 658

11 981 916

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС

 

Приложение №9.

 

Таблица 9

 

Внешний долг, % от ВВП стран ЕС по группам

 

ЕС-15

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

Бельгия

51

49

52

49

48

50

54

53

 

 

Италия

48

48

48

49

48

49

52

50

 

 

Германия

49

47

47

46

44

44

48

47

 

 

Люксембург

42

43

42

39

36

37

42

41

 

 

Нидерланды

47

46

45

46

45

46

51

51

 

 

Франция

53

53

54

53

52

53

56

56

 

 

Великобритания

42

43

44

44

44

47

51

51

 

 

Дания

55

55

53

52

51

52

58

59

 

 

Ирландия

33

33

34

34

37

43

48

67

 

 

Греция

45

46

44

45

47

50

53

50

 

 

Португалия

44

45

46

45

44

45

50

51

 

 

Испания

38

39

38

38

39

41

46

45

 

 

Австрия

52

54

50

50

49

49

53

53

 

 

Финляндия

50

50

50

49

48

50

57

55

 

 

Швеция

56

54

54

53

51

52

55

53

 

 

Среднее знач.

47

47

47

46

46

47

52

52

 

 

ЕС-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Венгрия

49

49

50

52

50

49

51

49

 

 

Кипр

44

42

43

43

41

42

46

47

 

 

Латвия

35

36

36

38

36

39

44

43

 

 

Литва

33

33

33

34

35

37

44

41

 

 

Мальта

48

45

45

44

43

44

43

42

 

 

Польша

45

43

43

44

42

43

45

46

 

 

Словакия

40

38

38

37

34

35

42

41

 

 

Словения

46

46

45

45

43

44

49

49

 

 

Чехия

47

45

45

44

43

43

46

45

 

 

Эстония

35

34

34

34

34

40

45

41

 

 

Болгария

39

39

40

34

40

38

41

38

 

 

Румыния

34

34

34

36

36

38

41

41

 

 

Среднее знач.

41

40

40

40

40

41

45

44

 

 

ЕС-27

47

47

47

46

46

47

51

51

 

 

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС

 

 


Приложение №10.

Таблица 10

Внешнеторговый оборот (миллионов евро) стран ЕС по группам

ЕС-15

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Бельгия

393 422

428 076

465 538

502 843

541 502

582 569

483 378

557 494

Италия

648 425

695 641

742 743

836 048

900 173

911 816

731 130

856 891

Германия

1 450 010

1 582 110

1 722 150

1 976 230

2 120 840

2 224 130

1 873 330

2 184 150

Люксембург

64 637

77 009

86 635

104 790

119 802

125 102

108 734

120 313

Нидерланды

571 036

616 005

671 141

745 144

801 463

857 489

746 973

874 562

Франция

808 674

858 958

916 621

990 627

1 042 661

1 082 637

916 119

1 029 651

Великобритания

877 685

943 150

1 030 177

1 169 949

1 155 803

1 109 622

910 805

1 056 737

Дания

159 011

169 015

193 002

220 851

232 432

249 839

204 464

224 699

Ирландия

211 873

228 081

245 983

264 280

287 717

284 058

266 939

285 574

Греция

90 158

101 458

107 547

118 050

134 856

146 041

115 211

117 939

Португалия

89 019

96 169

99 859

113 398

122 543

128 927

106 932

119 290

Испания

430 765

470 001

514 770

581 074

637 450

638 651

515 390

580 996

Австрия

209 224

232 807

254 302

278 883

307 094

318 872

264 073

296 599

Финляндия

102 715

111 460

125 045

143 001

155 553

166 949

125 881

142 941

Швеция

223 734

244 193

265 649

299 455

325 371

334 276

262 447

325 624

Среднее знач.

422 026

456 942

496 078

556 308

592 351

610 732

508 787

584 897

ЕС-12

 

 

 

 

 

 

 

 

Венгрия

93 577

106 989

118 947

140 126

160 797

171 897

137 399

161 749

Кипр

11 216

12 476

13 551

14 638

16 292

17 568

14 545

15 138

Латвия

9 650

11 571

14 324

17 849

22 109

22 872

16 547

19 597

Литва

17 860

20 215

25 531

30 809

34 763

42 496

29 360

37 940

Мальта

7 133

7 227

7 539

9 007

9 863

10 340

9 200

10 660

Польша

132 845

157 947

183 098

224 519

262 450

304 208

244 835

303 861

Словакия

45 296

51 627

60 493

76 994

95 818

109 067

89 290

107 257

Словения

27 839

31 831

35 846

41 483

48 677

51 261

40 728

46 141

Чехия

100 770

114 888

131 976

154 887

176 456

195 161

163 212

197 884

Эстония

12 718

14 838

18 107

20 842

23 039

23 792

17 114

21 739

Болгария

19 731

23 512

22 364

37 069

42 666

48 522

36 277

42 339

Румыния

40 499

49 255

60 913

74 850

90 421

103 289

79 479

93 863

Среднее знач.

43 261

50 198

57 724

70 256

81 946

91 706

73 166

88 181

ЕС-27

6 849 068

7 455 225

8 132 729

9 187 892

9 864 282

10 254 636

8 507 068

9 851 162

Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС



[1] http://rian.ru/politics/20081202/156289310.html - сайт Российского агентства международной информации «РИА Новости»

[2] Гурова И.П. Мировая экономика. М.: Омега-Л, 2007. 394 с.; стр. 284-286

[3] Борко Ю.А. Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе (перевод). М.: Фонд «Правовая культура», 2000.

[4] http://europa.eu/abc/history/index_en.htm - сайт Европейского Союза

[5] Дейтон Э. История европейской интеграции: историография // История европейской интеграции 1945-1994 / Под. ред. А.С. Намазовой и Б. Эмерсон. М., 2008. 428 с.; стр. 259

[6] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 368 с.; стр. 123-127

[7] Захарова Н.В.Экономическая интеграция в условиях двух систем: критика буржуазных трактовок: Моногор - М. : Высшая школа, 2007. - 95 с.; стр. 48

[8] Европейский Союз: Справочник - путеводитель/ Под. ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова, 2-ое изд., доп. и перераб., - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2003. - 345 с.; стр.304

[9] Иванов И.Д. Европейский Союз: структура, политика, взаимоотношения с Россией. - М.: Научная книга. 2001.- 320 с.; стр. 186

[10] Международная экономика: Учеб. пособие - Волгина Н.А. // Издательство: Эксмо, 2010; 480 с.; стр. 237

Просмотров работы: 14