Интеграционные процессы, происходящие на современном этапе развития мировой экономики, существенно меняют содержание экономических взаимосвязей, что вызывает необходимость их научного анализа. Интеграционные объединения оказывают все большее влияние на динамику развития стран-членов группировок и на мировую экономику в целом. Таким образом, актуальность исследования определяется повышенным интересом современного общества к процессам интеграции, а самое главное к влиянию данного процесса на страны-участницы и на мировое сообщество в целом.
На современном этапе процессы интеграции имеют высокую степень научной разработки, однако в данной курсовой работе будут построены модели, позволяющие сделать прогноз внешнеторгового оборота стран ЕС.
Исследование внешнеторгового оборота очень важно, так как именно значения данного показателя характеризует рост и повышение эффективности экономики, входящих стран в состав ЕС.
Объектом исследования курсовой работы является международная экономическая интеграция на примере ЕС и ее влияние на состояние экономики стран. Предмет исследования - показатель внешнеторгового оборота ЕС-12.
Основной целью работы является анализ и прогнозирование внешнеторгового оборота стран ЕС-12 . Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
Цель и задачи работы определяют её структуру. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается ЕС как интеграционное объединение. Во второй главе представляется анализ текущего состояния внешней торговли ЕС. В третьей главе прогнозируется показатель внешнеторгового оборота стран ЕС-12.
Глава 1. Европейский Союз как интеграционное объединение
•1.1. Основные этапы формирования и развития ЕС.
Европейская интеграция материализовалась в конце 1950-х годов в эпоху «холодной войны» между США и СССР за лидерство на европейском континенте. Стало необходимым установить мир и политическую стабильность и безопасность в Европе, противостоять военно-политическому доминированию СССР в Европе и финансово-экономической экспансии США. Также существовали и экономические мотивы этого процесса: необходимость восстанавливать разрушенную войной экономику; расширять рынки сбыта; изыскивать новые источники сырья и энерготехнологические ресурсы за пределами своих стран и более рационально их использовать в региональных границах; повышать совокупную конкурентоспособность; восстановить позиции мирового экономического лидерства. В совокупности эти факторы побудили жителей Европы объединить усилия для защиты своих экономических и стратегических интересов.
Основой европейской интеграции является Декларация Роббера Шумана (министр иностранных дел Франции), который 9 мая 1950 г. обратился к правительству Германии с предложением о создании франко-германского объединения угля и стали. Cтроительство единой Европы должно было быть начато в сфере экономики, что отвечало насущным потребностям участвующих государств и не затрагивало особо чувствительные сферы государственного суверенитета, такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п. Далее подразумевалось формирование единой правовой базы и системы общих институтов, имеющих наднациональный характер, которым делегируются полномочия, составляющие часть суверенных прав государств-членов ЕС. В этом заключается уникальная особенность, которая в наибольшей мере отличает ЕС от других объединений интеграционного типа.[1]
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) сроком на 50 лет был подписан 18 апреля 1951 г. Он был ратифицирован шестью подписавшими его государствами (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия). Основной целью образования ЕОУС было содействие экономическому развитию, повышению занятости и уровня жизни населения стран-участниц. В соответствии с целями были поставлены следующие задачи: обеспечить рациональное распределение производства, высокую производительность труда в угольно-металлургической промышленности Европы; содействовать постоянному расширению производства и его модернизации; поддержание условий «свободной» конкуренции и др.
Успешная реализация договора о ЕОУС позволила странам - участницам прейти к следующему этапу экономической интеграции.
В 1955 г. члены ЕОУС в Мессине объявили о решении создать Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. В марте 1957 г. в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и Евроатома.
Евроатом имел отраслевую направленность, также как ЕОУС. Основной целью Евроатома явилось создание необходимых условий для развития атомной промышленности. Договор о создании Европейского экономического сообщества имел особое значение для стран, подписавших его.[2]
Основной целью Римского договора (ЕЭС) было создание общего рынка к 1970 г. Создание общего рынка предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства. Сказанное предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, развития институциональных основ интеграции, а также единых органов управления объединительными процессами. Для достижения этой цели Римские соглашения предусматривали в определенные сроки:
В результате было создано три различные региональные организации, у каждой из которых были свои учредительные документы и институты. Таким образом, шесть европейских государств отказались от части своего суверенитета в пользу создания общего рынка, сближения экономической политики стран-членов, гармоничного развития экономической деятельности в Сообществе, стабильности, повышения уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет.
В апреле 1965 г. был подписан Договор о слиянии ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру. Этот Договор вступил в силу 1 июля 1967 г.
Однако некоторые западноевропейские государства придерживались иных взглядов в вопросе строительства единой Европы. Это относилось, прежде всего, к Великобритании, создавшей в 1960 г. совместно с Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ была соперницей ЕЭС. Ее целью была отмена тарифов в торговле между ее членами в течение десяти лет, но без создания единого внешнего тарифа или установления политического союза.
Положения Римского договора были направлены на достижение «четырех основных свобод», т.е. свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала. Приоритетным направлением было избрано свободное перемещение товаров. Введение свободного движения рабочей силы началось в 1961 г., однако гармонизация трудового и социального законодательства стран - членов ЕС не была доведена до конца, также сохранились существенные ограничения на свободное движение услуг, обусловленные различиями в национальных законодательствах и административной практике, а также разными позициями, занимаемыми правительствами стран-членов в этих вопросах. Свобода движения капитала предусматривалась Договором только успешного функционирования Общего рынка, т.е. только для текущих операций. Эти ограничения объяснялись жестким контролем правительств стран-членов в сфере денежной и фискальной политики. Мобильность капитала в рамках Сообщества воспринималась ими как потенциальная угроза эффективности национальных денежных инструментов. Координация политики между странами-членами оставалась минимальной, что в конечном итоге не позволило Сообществу в полной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний срок создать общий рынок.
Таким образом, задача создания полновесного и эффективного общего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римским договором (1970 г.). Его не удалось создать в 1970-х и начале 1980-х годах из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971 г.), мировых энергетических кризисов в 1973 г., 1978-1979 гг., экономического кризиса начала 1980-х годов.
Только к концу 1992 г. была представлена программа завершения строительства Единого внутреннего рынка (ЕВР). Его цель - интенсификация интеграционного процесса, укрепление позиций стран ЕС на мировом рынке в условиях обострения конкуренции с США и Японией. Для этого программа создания ЕВР предусматривала устранить оставшиеся барьеры на пути перемещения между странами-членами товаров, услуг, капиталов и граждан. Правой основой программы стал Единый европейский акт, подписанный государствами-членами в феврале 1986 года и вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, так как предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции.
За некоторыми исключениями, принятая программа была выполнена к намеченному сроку - 1 января 1993 г. Это открыло возможность для перехода к новому - этапу углубления интеграционного процесса.[4]
С 1992 г. по 2000 г. страны-члены ЕС поставили задачу перехода к созданию единого экономического, валютного и политического союза. 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) был подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. дав Сообществу новое название Европейский Союз. Договор предполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной финансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические трудности по не зависящим от них причинам, например вследствие стихийных бедствий. Для проведения общей валютной политики создается Европейская система центральных банков. Кроме того, целями Маастрихтского договора являются введение европейского гражданства, увеличение полномочий Европарламента, переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, а также существенное расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах.
2 мая 1992 г. государства-члены ЕАСТ и ЕС подписали Договор об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA). Был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек. В Договоре предусматривалось:
С 2001 г. - современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело Сообщество на качественно новый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте - евро, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в экономический и валютный союз.
Таким образом, логически завершилась программа создания единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства. Анализ этапов развития европейской интеграции позволяет сделать вывод, что на протяжении всего периода существования ЕС происходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу и на данный момент является наиболее развитым интеграционным объединением (Приложение №1).
•1.2. Общая торговая политика ЕС
Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. С точки зрения торгового регулирования, Европейский Союз является таможенным союзом, т.е. географическим пространством, в котором имеет место свободное передвижение товаров и услуг, а также в котором применяются общие таможенные правила в отношении третьих стран. Оставаясь индивидуальными участниками, страны ЕС выступают с единых позиций во Всемирной торговой организации.
Первые законодательные положения, касающиеся формирования единой торговой политики ЕС были заложены в Римском договоре о создании Европейского Экономического Сообщества, подписанном в 1957 г.[6]
Цели общей торговой политики:
Из выше упомянутых целей видно что, торговое законодательство стран ЕС в основном ориентировано на защиту внутреннего рынка. При проведении торговой политики ЕС выступает фактически с позиций приоритета целей и интересов национального рынка и национальной дипломатии. В мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым, и по сей день. В подтверждение этому приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Экспортеры и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений в торговле, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.
С другой стороны, в официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. Существуют подтверждения данному тезису.
ЕС как крупнейший в мире экспортер заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки и, следовательно, должен соблюдать принцип открытости своего рынка для иностранных экспортеров.
Усиление конкуренции на своем рынке для ЕС является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышая эффективность и конкурентоспособность экономики.
Режим свободной торговли - необходимое условие привлечения прямых инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.
В общей торговой политике ЕС действительно заложено противоречие, но противоречие естественное, вытекающее из самой логики международной торговой системы как сплава соперничества и сотрудничества ее участников. В данный момент ЕС делает все возможное, чтобы сохранить и идеал либерализации международной торговли, и отстоять свои материальные интересы. Действуя в рамках согласованных международных правил, ЕС искусно использует любую лазейку для поддержки своих экономических операторов.
При выработке согласованной позиции ЕС происходит торг, в ходе которого страна, заинтересованная, скажем в защите рынка обуви, получает поддержку со стороны страны - производителя автомобилей в обмен на свое согласие с мерами по защите автомобильного рынка.
Основными инструментами торговой политики ЕС являются:
Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств- членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются таможенными пошлинами в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступал импортный товар. Таможенная пошлина с него больше не взимается.
Единый таможенный тариф (ЕТТ) вступил в силу с 1 января 1968 г. и закрепил общие для ЕС таможенные ставки. Он распространяется на все товары, ввозимые на территорию Европейского Союза, и основан на принципе режима наибольшего благоприятствования в отношении всех стран. При выработке механизма таможенного регулирования в ЕС учитываются интересы промышленной политики. В торговле сельскохозяйственными товарами основным барьером являются сельскохозяйственные сборы, носящие характер пошлин. Ставки этих сборов значительно выше пошлин на промышленные товары и отличаются в зависимости от товарной позиции. Полные пошлины применяются к странам, с которыми ЕС не имеет соглашений о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Менее видимым, но не менее значительными инструментами торговой политики являются нетарифные барьеры. Политика ЕС заключается в постепенном освобождении внешней торговли от этих барьеров. Основными формами нетарифных барьеров являются квоты и добровольные ограничения экспорта.
Количественные ограничения. За национальными государствами сохранялось право устанавливать свои собственные тарифные ограничения на импорт (квоты), даже если речь шла об импортных товаров из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это делалось для того, чтобы дать возможность отдельным странам защищать «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары из третьих стран могли без ограничений ввозиться на территорию других государств. В 1994 г. в связи с созданием Единого внутреннего рынка и упразднением таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены. Взамен были введены общие для всего Сообщества квоты по товарным позициям.
Добровольное ограничение экспорта. Соглашение об ограничении экспорта товаров из одной страны в другую практиковалось отдельными государствами-членами ЕС в их отношениях со странами Юго-Восточной Азии. Оно касалось главным образом экспорта японских автомобилей. В 1993 г. было заключено специальное соглашение, которое регулировало импорт автомобилей, произведенных японскими фирмами и их филиалами в третьих странах. Оно предусматривало отмену всех ограничений, как в пределах территорий национальных государств, так и территории ЕС в целом начиная с 1999 г.[7]
Добровольные ограничения экспорта как одной страной-экспортером, так и несколькими странами, существовали вне рамок ГАТТ, поэтому с политической точки зрения были более выгодны. В своих документах ЕС заявил о стремлении отказаться от таких мер ограничения торговли.
Внутренняя либерализация ЕС имела и внешний эффект. Так, товар из страны за рамками ЕС, ввезенный в одну из стран ЕС и реализуемый там, поскольку он отвечает техническим спецификациям этой страны, автоматически получал разрешение на продажу во всех остальных странах Союза.
Методы защиты внутреннего рынка ЕС очень обширные, особенно в тех случаях, когда увеличение импорта из третьих стран вызывает ущерб или угрозу местным производителям. Например, в 2002 г. действовало 11 антидемпинговых процедур против России.
•1.3. Преимущества единого рынка ЕС
Основой европейской интеграции, без которой само объединение было бы бессмысленно, является Единый внутренний рынок. (ЕВР). Единый внутренний рынок вместе с таможенным Союзом и Экономическим и валютным союзом составляют единую экономическую основу Европейского Союза.
По своему экономическому содержанию ЕВР - это зона свободного движения товаров, услуг, капиталов и лиц. Поскольку ЕВР создан путем слияния национальных рынков государств, его функционирование обеспечивается огромным количеством нормативных документов, составляющих наиболее крупную часть общего законодательства ЕС, и основанной на этих нормах политикой ЕС.
Процесс формирования ЕВР растянулся на несколько десятилетий и прошел ряд этапов - создания таможенного союза и общего рынка товаров, либерализации движения услуг, капиталов и лиц, завершающей фазы создания ЕВР и, наконец, совершенствования механизмов ЕВР и устранение остаточных препятствий внутри него в условиях создания Экономического и валютного союза. Последний этап продолжается и в настоящее время.[8]
Подписанием Парижского Договора об образовании ЕОУС в 1951 г., было положено начало первого этапа трансформации взаимных торговых связей стран - членов на европейских рынках. В период с 1951 по 1955 гг. (т.е. всего за несколько лет) были ликвидированы таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле сырьем и продукцией указанных отраслей между странами-участницами; устранены препятствия в свободном перемещении рабочей силы, занятой в этих отраслях; установлены в рамках ЕОУС единые транспортные тарифы на сырье и продукцию данных отраслей.
При создании ЕОУС не предполагалось установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран.
Деятельность ЕОУС привела к образованию общего рынка (10 февраля 1953 г. - угля и железной руды, 15 марта 1953 г. - железного лома, 1 мая 1953 г. - чугуна и стали, 1 августа 1954 г.- специальных сталей). В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост производства стали стал выше, а падение производства угля и цен на него - значительно ниже, чем в остальных высокоразвитых странах Западной Европы.
Вторым этапом трансформации является подписание Римских договоров в 1955 г., учреждающих Евроатом и ЕЭС. Основной целью этих договоров было создание необходимых условий для развития атомной промышленности и общего рынка к 1970 г. В этот период был создан таможенный союз (1968 г.). Его создание предусматривало следующие меры:
таможенные пошлины на импорт и экспорт и равные им по своему значению сборы будут постепенно отменены в течении переходного периода;
Во взаимной торговле товарами были устранены внутренние таможенные сборы и количественные ограничения, но сохранились процедуры таможенного контроля и оформления товаров на государственных границах между странами, входящими в ЕЭС, а также множество нетарифных ограничений, предусмотренных национальными законами и препятствовавших свободному движению товаров. Свободное движение лиц было введено лишь для тех, кто занят наемным трудом (исключая государственных служащих). Введение свободного движения услуг и капиталов вообще не было начато, в том числе банковские и страховые услуги, связанные с движением капиталов, транспортные услуги, многие виды валютных операций и т.д.
Государства-члены ЕС добились в высшей степени позитивной эффективности таможенного союза благодаря следующим обстоятельствам:
Структура производства. При объединении стран с конкурирующей экономикой таможенный союз открывает перспективу внутренней кооперации и углубления разделения труда.
Размеры союза. При наличии в составе союза большего числа участников (желательно крупных размеров), их доля в мировой торговле становится более значительной, углубление разделения труда перспективнее и меньше опасность «отвлечения торговли».
Уровень тарифов. Выигрыш, от отмены первоначальных, высоких тарифов в торговле между участниками таможенного союза, является значительным. Однако, позитивный эффект может уменьшиться, если участники введут слишком высокий внешний тариф на торговлю с третьими странами.
Транспортные и транзакционные издержки. Чем ближе друг к другу расположены страны, тем больше выигрыш от увеличения торговли между ними.
Гибкость. Преимущества продвинутой специализации могут быть уменьшены существованием «узких мест», препятствующих быстрой перестройке структуры производства.
Условия торговли. При условии сосредоточения в своих руках значительной доли импорта отдельных товаров, участники таможенного союза могут улучшить условия торговли, используя свое положение на рынке для понижения импортных цен.
Масштаб производства. Как правило, объединение рынков позволяет увеличить масштаб производства и снизить средние издержки.
Соединение этих факторов и обеспечило блестящий успех таможенному союзу государств-членов ЕС. Однако Римский договор предполагал создание общего рынка к 1970 г. за 12 лет. В реальной действительности на это потребовалось более 20 лет. Это объяснялось тем, что, несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены в течение длительного времени не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира, в том числе и от партнеров по ЕС.
Третий этап трансформации начался в середине 1980-х гг. В феврале 1986 г. государствами-членами был подписан Единый европейский акт, целью которого было завершение строительства Единого внутреннего рынка (ЕВР) к концу 1992 г. За этот период завершилось формирование единого внутреннего рынка, произошло расширение интеграции (распространение на науку и технику, валютные отношения, охрану окружающей среды) усиление наднационального характера ЕС. Также было обеспечено свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции.
Четвертый этап трансформации связей начался с 1990 г. и продолжается до сих пор. В течение этого периода была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), независимая от национальных органов управления и осуществляющая регулирование валютной и банковской сфер. С 2001 г. начал функционировать валютный союз ЕС, введена единая европейская валюта - евро. Это перевело Сообщество на качественно новый уровень интеграции. Государства отказались от собственной валютной политики в отношении друг с другом и с третьими странами, а также передали под контроль ЕСЦБ золотовалютные резервы всех стран-членов ЕС. [10]
По сути, это меняет качество внешнеэкономических связей, которые из внешних превратились во внутренние, регулируемые наднациональными органами.
Глава 2. Анализ текущего состояния внешней торговли ЕС
2.1. Структура внешней торговли ЕС
Доля Европейского союза в мировом импорте превышает долю в экспорте на 1,23% и составляет 17,41%. Основной группой импортируемых товаров является промышленные товары - 60,6%. В основном продукция ЕС импортируются из Китая, США, Российской Федерации, Норвегии и Швейцарии (страны указаны в порядке убывания долей). Основными экспортируемыми товарами Европейского Союза является также промышленные товары, но их доля в общем экспорте составляет 81,3% (Приложение №3). В основном экспорт направлен в США, Швейцарию, Китай, Российскую Федерацию, и Турцию (страны указаны в порядке убывания долей). Но стоит отметить, что основным импортером товаров ЕС все же является США, доля этой страны составляет 18%, что превышает остальные страны в среднем на 10%. Доля Европейского Союза в мировом экспорте услуг составляет 26,06%, из которых 62,5% приходится на коммерческие услуги, 22,9 на транспортные услуги, 14,6% на туризм и путешествия (Приложение №2). Что касается импорта услуг, то доля его составляет 23,55%. В основном ЕС импортирует коммерческие услуги (57%).
Если рассмотреть изменение объема экспорта и импорта в динамике, то начиная с 2005 г. было увеличение, но в 2009 г., из-за последствий мирового экономического кризиса произошло резкое сокращение. Но затем, в 2010 г. объем внешнеторгового оборота, который состоит из суммарного объема экспорта и импорта, увеличился, но так и не достиг отметки 2008 г.
На протяжении всего рассматриваемого периода у ЕС сохранялось отрицательное сальдо торгового баланса. Это означает, что объем импорта превышает объем экспорта. Об этом также свидетельствует экспортная и импортная квоты. Доля импорта в ВВП Европейского союза превышает долю экспорта. Международный валютный фонд в своих рекомендациях и условиях выдачи кредитов указывает на необходимость и полезность для экономики иметь положительный торговый баланс (Приложение №4). Несмотря на это уровень жизни стран входящих в состав ЕС довольно высок.
Что касается торговых отношений ЕС и России, то здесь складывается следующая ситуация. В период с 2000 по 2009 гг. объем торговли товарами между ЕС и Россией утроился в стоимостном выражении. Объем экспорта из ЕС в Россию поднялся от отметки 23 млрд. евро в 2000 г. до отметки в 105 млрд. евро в 2009 году, а импорт - с 64 млрд. до 173 млрд. Как следствие, торговый дефицит ЕС в отношении России значительно возрос и в 2009 составил 68 млрд. евро, в то время как в 2000 году он равнялся 41 млрд. евро.
Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась в два раза в период с 2000 по 2009 гг. В 2009 г. Россия стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая; на неё пришлось 8% экспорта ЕС и 11% импорта ЕС.
Германия, Нидерланды и Италия являются крупнейшими торговыми партнерами России среди стран-членов ЕС.
Среди 27 стран-членов ЕС, Германия (32 млрд. евро, 31% экспорта ЕС), несомненно, была крупнейшим экспортером в Россию в 2009 г. (Приложение №5). За ней с большим отрывом следуют Италия (10%) и Финляндия (7%). Германия (20%) являлась также и крупнейшим импортером; за ней следуют Нидерланды (11%) и Италия (9%).
Половину всего экспорта из ЕС в Россию в 2009 составляли оборудование и транспортные средства, еще четверть составляли товары промышленного производства, в то время как энергоресурсы составляли две трети импорта. Что касается качественного состава, из ЕС в Россию экспортировались в основном автомобили, медикаменты, мобильные телефоны и самолёты, а основными статьями импорта были нефть, газ и уголь. Европейский Союз является основным торговым партнером для России (Приложение №6).
2.2. Анализ состояния экономики ЕС по группам
Для анализа экономического состояния ЕС по группам было выбрано три показателя: ВВП по паритету покупательной способности, доля внешнего долга по отношению к ВВП и внешнеторговый оборот. Объектами анализа стали три группы. Первой группой является ЕС-15, это страны, относящиеся к основателям данного объединения, а именно: Бельгия, Италия, Германия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия и Швеция. Во вторую группу, под название ЕС-12, вошли: Кипр, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния. К третьей группе - ЕС-27 относятся все выше перечисленные страны.
Начнем с анализа ВВП по паритету покупательной способности. Показатель ВВП по паритету покупательной способности ЕС-27 в период с 2003 по 2008 г. сохранял тенденцию к росту, но, вследствие экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 г., в 2009 г. данный показатель рассматриваемой группы снизился и составил 11948658,4 млн. руб. по сравнению с 12463672,2 млн. руб. в 2008. Но уже к 2010 году показатель ВВП стал увеличиваться и составил 11981916,3, так и не достигнув уровня 2008 г. (Рис. 1). Что касается ЕС-15, то в этой группе сохраняется та же тенденция. В группе ЕС-12 показатель ВВП по паритету покупательной способности снизился лишь к 2010 г., но данная ситуация не повлияла на изменения показателя ВВП ЕС-27, так как доля данной группы не на столько значительна по сравнению с долей ЕС-15.
Если рассматривать каждую группу в частности, то в ЕС-15 можно выделить пять лидеров по рассматриваемому показателю. В период с 2003-2008 г. Сохранялась следующая последовательность. Лидирующую позицию занимала Германия, затем Великобритания, Франция, Италия и Испания. С 2009 г. Расстановка позиций изменилась. Германия сохранила за собой лидирующую позицию, но второе место заняла Франция, затем Великобритания, Италия и Испания соответственно. Уже в 2010 г. Великобритания спустилась на четвертое место, уступив свою позицию Италии. При рассмотрении ЕС-12 были выявлены следующие лидеры. Первое место отведено Польше, второе - Чехии. Позиции данных стран были сохранены в течение всего рассматриваемого периода (2003-2010 г.). Что касается третьего и четвертого места, то до 2006 года расстановка была следующей - Венгрия и Румыния соответственно. Но уже в 2007 году Румыния поднялась на позицию выше (Приложение №8).
Показатель соотношения внешнего долга к ВВП ЕС-27 не характеризуется стабильным ростом. В 2004, 2006, 2007 гг. данный показатель сокращался в среднем на 0,3%. Но с 2008 г. внешний долг ЕС-27 принял тенденцию к росту и к 2010 г. составил 50,5% от ВВП по сравнению с 45,6% в 2007 г. Динамика изменения показателя внешнего долга ЕС-12 схожа с ситуацией, сложившейся в рассматриваемой группе ЕС-27. Что касается ЕС-15, то период с 2005-2007 г. характеризовался стабильным уменьшение, а период с 2008-2010 г. - стабильным увеличением. Если сравнить показатели ЕС-15 и ЕС-12, то можно заметить, что разница процентного соотношения внешнего долга к ВВП составляет примерно 8% (Рис. 2).
При рассмотрении показателя внешнеторгового оборота во всех рассматриваемых группах сохранялось увеличение показателя по 2008 г. С 2009 г., после удара экономического кризиса, внешнеторговый оборот сокращается, но с тенденцией к росту. Так, например, в группе ЕС-27 в 2008 показатель составлял 10254636,1 млн. евро, в 2009 - 8507068, а уже в 2010 - 9851162,4, так и не достигнув уровня 2008 г. (Рис. 3).
При рассмотрении внутреннего состояния групп ЕС-15 и ЕС-12 были выявлены следующие лидеры. В группе ЕС-15 бессменным лидером за рассматриваемый период стала Германия. Второе и третье место до 2006 г. сохранялось за Великобританией и Францией соответственно, но с 2007 по 2009 г. разрыв между показателями внешнеторгового оборота данных стран стал сокращаться и уже в 2010 г. второе место заняла Франция и уже следом за ней Великобритания. Также необходимо выделить четвертое и пятое места, на которых разместились Италия и Испания. Что касается группы ЕС-12, то здесь тройка лидеров сформировалась следующим образом: Польша, Чехия, Венгрия (Приложение №10).
Данный анализ выявил то, что доля группы ЕС-15 превалирует над долей группы ЕС-12, а значит, изменения показателей первой группы оказывает прямое влияние на показатели ЕС-27. Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. На его долю приходится более 20% мировой торговли товарами и услугами, а также доля ВВП ЕС-27 занимает первое место в мировом рейтинге.
Глава 3. Прогнозирование показателя внешнеторгового оборота ЕС-12
Для построения динамической модели анализа экономических показателей и прогнозирования был выбран регрессионный анализ линейного программирования. Вначале, с помощью статистической функции «КОРРЕЛ» в Excel, была установлена зависимость между рассматриваемыми показателями. В ходе данной работы было выявлено, что зависимости показателя внешнеторгового оборота ЕС-12 от показателя внешнего долга ЕС-15, зависимости показателя внешнеторгового оборота ЕС-27 от показателя внешнего долга ЕС-27, зависимости показателя внешнеторгового оборота ЕС-27 от показателя численности населения ЕС-27, а также, показателя внешнеторгового оборота ЕС-12 от показателей внешнего долга и численности населения ЕС-27 не было, либо она была слабой. Об этом свидетельствовали полученные коэффициенты корреляции, варьирующиеся в интервале от 0,2 до 0,8.
Что касается зависимости показателя внешнеторгового оборота стран ЕС-12 и ЕС-15 от внешнеторгового оборота ЕС-27, зависимость показателя внешнеторгового оборота ЕС-12 от показателя численности населения ЕС-15, а также внешнеторгового оборота ЕС-27 от показателя ВВП по паритету покупательной способности ЕС-27, то данным показателям характерна тесная или очень тесная зависимость (коэффициент корреляции по своему значению близок к 1).
К рассмотрению зависимость выше упомянутых показателей не принялась, так как она обусловлена очевидными фактами. По этому, для построения модели была выбрана зависимость показателей внешнеторгового оборота стран ЕС-12 от стран ЕС-15, которую можно охарактеризовать, как тесную (коэффициент корреляции равен 0,96).
Итак, для регрессионного анализа первой модели была выбрана зависимость таких показателей как, внешнеторговый оборот ЕС-12 и ЕС-15. Имеются данные о внешнеторговом обороте ЕС-15 - это Х, также данные о внешнеторговом обороте ЕС-12, их мы определим за Y за ряд лет (n). При рассмотрении кризисные года не учитываются. На основании графика на рисунке 4, сделаем вывод, что между Х и Y существует линейная взаимосвязь. Данное предположение было сделано при помощи добавления к графику прямой линии тренда. Исходя из числа рассматриваемых факторов, можно построить однофакторное уравнение регрессии, имеющее вид - «Y = a + b*X». Для того, чтобы найти коэффициенты a и b, при помощи которых будет возможна идентификация уравнения, а также исследовать взаимосвязь искомых показателей необходимо воспользоваться функцией «ЛИНЕЙН» в Excel (таб.11).
0,2475442 |
-62991,77 |
0,0267207 |
13950,566 |
0,9554686 |
4215,6442 |
85,824233 |
4 |
1,525E+09 |
71086622 |
таб. 11 Данные для идентификации и анализа расчетного уравнения |
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы. В верхнем левом углу находится значение коэффициента b, которое составляет - 0,247. В правом верхнем углу находится значение коэффициента a - -62991,77. Во второй строчки находятся значения стандартных ошибок данных коэффициентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ошибка коэффициента b мала и составляет всего 0,02 пункта, следовательно, данный коэффициент является статистически значимым. Противоположная ситуация складывается с коэффициентом a - он не значим, это заявление можно сделать вследствие того, что его значение отрицательно, а также из-за того, что его ошибка составляет 13950, 5 пунктов. На третьей строке в ячейке слева располагается коэффициент детерминации. Сравниваются фактические значении У и значения, получаемые из уравнения прямой; по результатам сравнения вычисляется коэффициент детерминации, нормированный от 0 до 1. Если он равен 1, то имеет место полная корреляция с моделью, т.е. различий между фактическим и расчетным значениями У нет. В противоположном случае, если коэффициент детерминации равен 0, использовать уравнение регрессии для предсказания значений У не имеет смысла. В рассматриваем случае, коэффициент детерминации положителен и равен 0,95, это означает, что зависимость между показателями прямая и тесная, а значит, имеет место корреляция с моделью. В третьей строчке справа располагается значение стандартной ошибки уравнения, она составляет 4215,6, ошибка довольна велика, но это возможно из-за того что в рассматриваемых данных не достаточного числа наблюдений (n). Остальные статистические значения, в
данном анализе, не учитываются. На основании полученных результатов построим расчетное уравнение - «Yр = (-62991,7) + 0,247 *Xр» и найдем расчетные значения У. Полученные данные используем для нахождения прогнозных значений на 2011 год. Прогнозное значение для внешнеторгового оборота стран
Года (n) |
X |
Y |
Yр. |
|
|
ЕС-15 |
ЕС-12 |
ЕС-12р. |
|
||
2003 |
422026 |
43261 |
41478 |
|
|
2004 |
456942 |
50198 |
50122 |
|
|
2005 |
496078 |
57724 |
59809 |
|
|
2006 |
556308 |
70256 |
74719 |
|
|
2007 |
592351 |
81946 |
83641 |
|
|
2010 |
584897 |
88181 |
81796 |
|
|
2011 |
647798 |
97367 |
97367 |
97367 |
|
Прогнозные значения |
|||||
таб. 12 Модель внешнеторгового оборота без учета кризиса |
0,2502225 |
-62691,61 |
0,0289087 |
15390,01 |
0,9258526 |
5226,7963 |
74,919852 |
6 |
2,047E+09 |
163916397 |
ЕС-12, выделенные красным цветом, получены при помощи функции «ТЕНДЕНЦИЯ» в Excel и не отличаются от данных полученных при построении расчетного уравнения. Следовательно, можно сделать следующее заключение: перспектива развития внешнеторгового оборота как стран ЕС-12, так и стран ЕС-15 положительна, так как данный показатель, следуя прогнозу, достигнет в 2011 году 97367 миллионов евро (таб. 12). Но, исходя из того, что ошибка уравнения составляет 4215,6, то прогнозное значение в реалии может составить примерно 101000 миллионов рублей. Так как в данной модели мы не учитывали значения внешнеторгового оборота кризисных лет, то рассматриваемому показателю характерна тенденция к росту. Это прослеживается на рисунке 5, который также свидетельствует о том, что фактические значения У и линия построенная с помощью уравнения регрессии почти схожи. Это
отражает тенденцию изменения внешнеторгового оборота ЕС-12 в зависимости от внешнеторгового оборота ЕС-15.
таб. 13 Данные для идентификации и анализа расчетного уравнения |
Построим вторую модель внешнеторгового оборота с учетом кризисных лет, с целью нахождения прогнозных значений данного показателя для 2011 года. Строим модель по аналогии с предыдущей (таб. 13). Рассмотрим некоторые различия в моделях. Во-первых, количество наблюдений (n) увеличивается на два раза. Следовательно, изменяется и
Года (n) |
X |
Y |
Yр. |
|
ЕС-15 |
ЕС-12 |
ЕС-12р. |
|
|
2003 |
422026 |
43261 |
42909 |
|
2004 |
456942 |
50198 |
51646 |
|
2005 |
496078 |
57724 |
61438 |
|
2006 |
556308 |
70256 |
76509 |
|
2007 |
592351 |
81946 |
85528 |
|
2008 |
610732 |
91706 |
90127 |
|
2009 |
508787 |
73166 |
64618 |
|
2010 |
584897 |
88181 |
83663 |
|
2011 |
623836 |
93406 |
93406 |
93406 |
Прогнозные значения |
таб. 14 Модель внешнеторгового оборота с учетом кризиса |
стандартная ошибка уравнения. Во второй модели она составляет 5226,7, также являющейся довольно высокой. На основании расчетного уравнения («Yр = (-62691,6) + 0,250*Xр»), а также при помощи функции «ТЕНДЕНЦИЯ» в Excel найдем прогнозные значения. Итак, согласно полученным данным, внешнеторговый оборот стран ЕС-12 в 2011 году будет составлять 93406 миллионов евро, если учитывать стандартную ошибку уравнения, то 98632. В данной модели прогнозные значения также говорят о тенденции к росту рассматриваемого показателя (таб.14).
Из проведенного исследования можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в обеих моделях сохраняется тенденция к росту внешнеторгового оборота стран ЕС-12, во второй модели, включающей в себя кризисные годы, увеличение данного показателя в 2011 году ниже, чем в первой модели на 2 368 миллионов евро. Данное заключение очевидно, так как кризисный период всегда приводит к снижению показателей. В целом представленный прогноз содержит довольно высокую ошибку, однако с учетом исходных данных, большого влияния на полученный результат он не оказывает.
Прогноз, полученный на основании данной модели, может быть использован для анализа внешнеторгового оборота стран ЕС-12. Однако, необходимо заметить, что данная модель, как и любая другая экономико-математическая модель составленная на основе статистических данных имеет погрешности. В данном исследовании, погрешность (ошибка) незначительна и составляет примерно 4%. Стоит отметить, что по мере накопления статистических данных ошибка может снизиться или исчезнуть.
Заключение
В ходе работы была представлена общая характеристика этапов формирования ЕС как интеграционного объединения, была охарактеризована общая торговая политика ЕС. На основании изучения структуры внешней торговли ЕС были выявлены преимущества единого рынка данного интеграционного объединения. Также была проанализирована экономика стран ЕС по группам и построены модели внешнеторгового оборота ЕС-12 с целью прогнозирования данного показателя.
На протяжении всего периода существования ЕС происходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу и на данный момент является наиболее развитым интеграционным объединением.
Единый внутренний рынок вместе с таможенным Союзом и Экономическим и валютным союзом составляют единую экономическую основу Европейского Союза. Процесс формирования ЕВР растянулся на несколько десятилетий и прошел ряд этапов - создания таможенного союза и общего рынка товаров, либерализации движения услуг, капиталов и лиц, завершающей фазы создания ЕВР и, наконец, совершенствования механизмов ЕВР и устранение остаточных препятствий внутри него в условиях создания Экономического и валютного союза. Последний этап продолжается и в настоящее время.
Анализ экономики стран ЕС по группам выявил то, что доля группы ЕС-15 превалирует над долей группы ЕС-12, а значит, изменения показателей первой группы оказывает прямое влияние на показатели ЕС-27. Европейский Союз является крупнейшим торговым объединением в мире. На его долю приходится более 20% мировой торговли товарами и услугами, а также доля ВВП ЕС-27 занимает первое место в мировом рейтинге.
В ходе выявления влияния экономики стран ЕС-15 на страны ЕС-12 была выявлена очень тесная зависимость. Динамика изменения экономических показателей у стран ЕС-15, влечет за собой изменения соответствующих показателей у стран ЕС-12.
Перспектива развития внешнеторгового оборота как стран ЕС-12, так и стран ЕС-15 положительна, так как данный показатель, следуя прогнозу, достигнет в 2011 году 97367 миллионов евро. Но, исходя из того, что прогнозное значение имеет ошибку (стандартную ошибку уравнения, посредством которого был выполнен прогноз), то прогнозное значение в реалии может составить примерно 101000 миллионов рублей.
Несмотря на то, что в обеих моделях сохраняется тенденция к росту внешнеторгового оборота стран ЕС-12, во второй модели, включающей в себя кризисные годы, увеличение данного показателя в 2011 году ниже, чем в первой модели на 2 368 миллионов евро. Данное заключение очевидно, так как кризисный период всегда приводит к снижению показателей.
Прогноз, полученный на основании данной модели, может быть использован для анализа внешнеторгового оборота стран ЕС-12. Однако, необходимо заметить, что данная модель, как и любая другая экономико-математическая модель составленная на основе статистических данных имеет погрешности. В данном исследовании, погрешность (ошибка) незначительна и составляет примерно 4%. Стоит отметить, что по мере накопления статистических данных ошибка может снизиться или исчезнуть.
Список литературы
Приложения
Приложение № 1.
Таблица 1
Уровни интеграции Европейского Союза
Уровни интеграции |
Период |
Факторы |
Торговое соглашение |
1951-1957 |
Подписывается соглашение о том, чтобы совместно управлять тяжелой промышленностью (углем и сталью) |
Зоны свободной торговли |
1957-1968 |
Создание Европейского Экономического Сообщества и зоны свободной торговли |
Таможенный союз |
1968-1987 |
Отменены таможенные пошлины на импортированные товары из стран-участниц ЕС |
Общий рынок |
1987-1992 |
Подписывается Закон о единой Европе (свободной торговля через границы ЕС) |
Экономический союз |
1992-2002 |
Введение единой валютной и денежной политики, а также замена национальных валют единой (евро) |
Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/search_database - сайт Европейского Союза
Приложение № 2.
Таблица 2
Экспорт Европейского Союза
Доля ЕС в мировом экспорте, % |
16,18 |
Доли основных товарных групп в экспорте ЕС: |
|
Сельскохозяйственная продукция, % |
7,2 |
Топливо и добывающая продукция, % |
7,5 |
Промышленные товары, % |
81,3 |
Основные направления экспорта: |
|
1. США |
18 |
2. Швейцария |
7,9 |
3. Китай |
7,2 |
4. Россия |
5,8 |
5. Турция |
3,9 |
Доля ЕС в мировом экспорте услуг, % |
26,06 |
Доли основных групп в экспорте услуг ЕС: |
|
Транспортные услуги, % |
22,9 |
Туризм и путешествия, % |
14,6 |
Остальные коммерческие услуги, % |
62,5 |
Составлено по: источник http://www.wto.org - сайт Всемирной торговой организации.
Приложение № 3.
Таблица 3 Импорт Европейского Союза
Доля ЕС в мировом импорте, % |
17,41 |
Доли основных товарных групп в импорте ЕС: |
|
Сельскохозяйственная продукция, % |
8,4 |
Топливо и добывающая продукция, % |
27,7 |
Промышленные товары, % |
60,6 |
Основные направления импорта: |
|
Китай |
17,6 |
США |
13,1 |
Российская Федерация |
9,4 |
Швейцария |
6,1 |
Норвегия |
5,6 |
Доля ЕС в мировом импорте услуг, % |
23,55 |
Доли основных групп в импорте услуг ЕС: |
|
Транспортные услуги, % |
21,7 |
Туризм и путешествия, % |
21,3 |
Остальные коммерческие услуги, % |
57 |
Составлено по: источник http://www.wto.org - сайт Всемирной торговой организации.
Приложение № 4.
|
|
|
|
|
|
||
Таблица 4 Торговля ЕС товарами и услугами (млн. Евро) |
|||||||
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Экспорт |
1915800 |
2229400 |
2464200 |
2455200 |
2038500 |
2387900 |
|
Импорт |
1999300 |
2369000 |
2590100 |
2707000 |
2140000 |
2482400 |
|
Сальдо |
-83500 |
-139600 |
-125900 |
-251800 |
-101500 |
-94500 |
|
Внешнеторговый оборот |
3915100 |
4598400 |
5054300 |
5162200 |
4178500 |
4870300 |
|
ВВП |
11046960 |
11680572 |
12386825 |
12472627 |
11750410 |
12248492 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспортная квота |
17,34 |
19,09 |
19,89 |
19,68 |
17,35 |
19,50 |
|
Импортная квота |
18,10 |
20,28 |
20,91 |
21,70 |
18,21 |
20,27 |
|
Рассчитано и составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро |
|||||||
|
Европейского Союза (Евростат). |
|
Приложение № 5.
|
|||||||
|
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
2007 |
2009 |
|
Россия |
|||||||
Экспорт |
22 738 |
34 420 |
45 985 |
72 307 |
89 107 |
105 174 |
|
Импорт |
63 777 |
64 493 |
83 711 |
140 887 |
144 526 |
173 445 |
|
Баланс |
-41 039 |
-30 073 |
-37 726 |
-68 580 |
-55 419 |
-68 271 |
|
Доля России в общем объёме торговли |
|||||||
Экспорт |
2.7% |
3.9% |
4.8% |
6.2% |
7.2% |
8.0% |
|
Импорт |
6.4% |
6.9% |
8.2% |
10.4% |
10.1% |
11.2% |
|
|
|||||||
|
Европейского Союза (Евростат). |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 6.
Таблица 6 Товарная структура торговли ЕС-27 товарами с Россией |
|||||||
|
|
(млн. Евро) |
|
|
|
||
|
Экспорт |
Импорт |
Баланс |
||||
|
2000 |
2009 |
2000 |
2009 |
2000 |
2009 |
|
Всего |
22 738 |
105 174 |
63 777 |
173 445 |
-41 039 |
-68 271 |
|
Первичная продукция: |
3 652 |
9 732 |
40 172 |
124 117 |
-36 519 |
-114 385 |
|
Пищевые продукты и напитки |
2 823 |
7 561 |
727 |
853 |
2 096 |
6 708 |
|
Сырьё |
708 |
1 566 |
3 652 |
5 028 |
-2 944 |
-3 463 |
|
Энергоресурсы |
121 |
605 |
35 793 |
118 235 |
-35 671 |
-117 630 |
|
Промышленные товары: |
18 483 |
93 211 |
13 487 |
21 472 |
4 996 |
71 738 |
|
Химикаты |
3 280 |
14 058 |
2 519 |
5 314 |
761 |
8 744 |
|
Оборудование и транспортные средства |
8 381 |
53 362 |
1 074 |
1 402 |
7 308 |
51 960 |
|
Другие промышленные товары |
6 822 |
25 790 |
9 895 |
14 757 |
-3 072 |
11 034 |
|
Другое |
602 |
2 231 |
10 118 |
27 856 |
-9 516 |
-25 625 |
|
|
|||||||
|
Европейского Союза (Евростат). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 7.
|
|
Численность населения стран ЕС по группам |
Таблица 7
|
|||||||
ЕС-15 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Бельгия |
10 355 844 |
10 396 421 |
10 445 852 |
10 511 382 |
10 584 534 |
10 666 866 |
10 753 080 |
10 839 905 |
Италия |
57 321 070 |
57 888 245 |
58 462 375 |
58 751 711 |
59 131 287 |
59 619 290 |
60 045 068 |
60 340 328 |
Германия |
82 536 680 |
82 531 671 |
82 500 849 |
82 437 995 |
82 314 906 |
82 217 837 |
82 002 356 |
81 802 257 |
Люксембург |
448 300 |
454 960 |
461 230 |
469 086 |
476 187 |
483 799 |
493 500 |
502 066 |
Нидерланды |
16 192 572 |
16 258 032 |
16 305 526 |
16 334 210 |
16 357 992 |
16 405 399 |
16 485 787 |
16 574 989 |
Франция |
61 864 088 |
62 292 241 |
62 772 870 |
63 229 635 |
63 645 065 |
64 007 193 |
64 369 050 |
64 716 213 |
Великобритания |
59 435 480 |
59 697 037 |
60 038 695 |
60 409 918 |
60 781 346 |
61 191 951 |
61 595 091 |
62 026 962 |
Дания |
5 383 507 |
5 397 640 |
5 411 405 |
5 427 459 |
5 447 084 |
5 475 791 |
5 511 451 |
5 534 738 |
Ирландия |
3 964 191 |
4 028 851 |
4 111 672 |
4 208 156 |
4 312 526 |
4 401 335 |
4 450 030 |
4 467 854 |
Греция |
11 006 377 |
11 040 650 |
11 082 751 |
11 125 179 |
11 171 740 |
11 213 785 |
11 260 402 |
11 305 118 |
Португалия |
10 407 465 |
10 474 685 |
10 529 255 |
10 569 592 |
10 599 095 |
10 617 575 |
10 627 250 |
10 637 713 |
Испания |
41 663 702 |
42 345 342 |
43 038 035 |
43 758 250 |
44 474 631 |
45 283 259 |
45 828 172 |
45 989 016 |
Австрия |
8 100 273 |
8 142 573 |
8 201 359 |
8 254 298 |
8 282 984 |
8 318 592 |
8 355 260 |
8 375 290 |
Финляндия |
5 206 295 |
5 219 732 |
5 236 611 |
5 255 580 |
5 276 955 |
5 300 484 |
5 326 314 |
5 351 427 |
Швеция |
8 940 788 |
8 975 670 |
9 011 392 |
9 047 752 |
9 113 257 |
9 182 927 |
9 256 347 |
9 340 682 |
ЕС-12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Венгрия |
10 142 362 |
10 116 742 |
10 097 549 |
10 076 581 |
10 066 158 |
10 045 401 |
10 030 975 |
10 014 324 |
Кипр |
715 137 |
730 367 |
749 175 |
766 414 |
778 684 |
789 269 |
796 875 |
803 147 |
Латвия |
2 331 480 |
2 319 203 |
2 306 434 |
2 294 590 |
2 281 305 |
2 270 894 |
2 261 294 |
2 248 374 |
Литва |
3 462 553 |
3 445 857 |
3 425 324 |
3 403 284 |
3 384 879 |
3 366 357 |
3 349 872 |
3 329 039 |
Мальта |
397 296 |
399 867 |
402 668 |
405 006 |
407 810 |
410 290 |
413 609 |
414 372 |
Польша |
38 218 531 |
38 190 608 |
38 173 835 |
38 157 055 |
38 125 479 |
38 115 641 |
38 135 876 |
38 167 329 |
Словакия |
5 379 161 |
5 380 053 |
5 384 822 |
5 389 180 |
5 393 637 |
5 400 998 |
5 412 254 |
5 424 925 |
Словения |
1 995 033 |
1 996 433 |
1 997 590 |
2 003 358 |
2 010 377 |
2 010 269 |
2 032 362 |
2 046 976 |
Чехия |
10 203 269 |
10 211 455 |
10 220 577 |
10 251 079 |
10 287 189 |
10 381 130 |
10 467 542 |
10 506 813 |
Эстония |
1 356 045 |
1 351 069 |
1 347 510 |
1 344 684 |
1 342 409 |
1 340 935 |
1 340 415 |
1 340 127 |
Болгария |
7 845 841 |
7 801 273 |
7 761 049 |
7 718 750 |
7 679 290 |
7 640 238 |
7 606 551 |
7 563 710 |
Румыния |
21 772 774 |
21 711 252 |
21 658 528 |
21 610 213 |
21 565 119 |
21 528 627 |
21 498 616 |
21 462 186 |
ЕС-27 |
486 646 114 |
488 797 929 |
491 134 938 |
493 210 397 |
495 291 925 |
497 686 132 |
499 705 399 |
501 125 880 |
Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 8.
Таблица 8 |
|
ВВП по паритету пок. способности (млн. евро) стран ЕС по группам |
|
|||||||
ЕС-15 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Бельгия |
270 787 |
285 185 |
296 336 |
311 554 |
327 939 |
338 822 |
336 297 |
348 110 |
Италия |
1 295 007 |
1 355 809 |
1 400 657 |
1 458 584 |
1 507 394 |
1 525 718 |
1 485 964 |
1 539 396 |
Германия |
2 124 270 |
2 172 480 |
2 210 630 |
2 306 660 |
2 389 590 |
2 454 890 |
2 346 900 |
2 462 100 |
Люксембург |
24 364 |
26 971 |
28 947 |
31 788 |
36 172 |
37 773 |
37 347 |
38 394 |
Нидерланды |
466 775 |
487 612 |
501 236 |
530 833 |
561 396 |
582 088 |
573 456 |
580 795 |
Франция |
1 556 806 |
1 628 310 |
1 685 810 |
1 760 430 |
1 839 206 |
1 885 270 |
1 880 423 |
1 917 191 |
Великобритания |
1 758 454 |
1 695 662 |
1 811 060 |
1 885 082 |
2 000 835 |
1 991 903 |
1 628 434 |
1 475 122 |
Дания |
185 453 |
192 829 |
201 889 |
214 407 |
222 211 |
224 982 |
221 319 |
226 294 |
Ирландия |
136 799 |
147 337 |
158 600 |
172 144 |
187 537 |
184 288 |
167 400 |
159 906 |
Греция |
165 924 |
179 962 |
189 490 |
203 750 |
215 152 |
222 423 |
225 351 |
223 495 |
Португалия |
138 842 |
145 243 |
149 954 |
155 927 |
164 098 |
169 305 |
167 673 |
170 928 |
Испания |
751 785 |
808 506 |
871 440 |
945 313 |
1 019 465 |
1 062 596 |
1 047 618 |
1 052 399 |
Австрия |
222 439 |
230 822 |
240 342 |
254 243 |
268 634 |
277 846 |
271 974 |
281 179 |
Финляндия |
146 537 |
151 534 |
156 706 |
164 373 |
174 609 |
181 598 |
170 378 |
179 580 |
Швеция |
272 970 |
290 726 |
300 852 |
311 174 |
328 716 |
335 871 |
316 019 |
307 761 |
Среднее знач. |
634 481 |
653 266 |
680 263 |
713 751 |
749 530 |
765 025 |
725 103 |
730 843 |
ЕС-12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Венгрия |
73 175 |
77 427 |
85 370 |
92 225 |
89 696 |
100 320 |
98 370 |
92 553 |
Латвия |
10 567 |
10 820 |
12 281 |
14 348 |
17 556 |
20 442 |
18 802 |
18 403 |
Литва |
16 688 |
17 798 |
19 666 |
22 607 |
26 466 |
29 576 |
27 645 |
27 004 |
Мальта |
4 578 |
4 478 |
4 759 |
4 911 |
5 300 |
5 742 |
5 642 |
6 397 |
Польша |
217 724 |
201 887 |
211 624 |
259 641 |
290 551 |
326 945 |
368 986 |
322 661 |
Словакия |
27 212 |
30 981 |
36 257 |
41 760 |
49 255 |
58 102 |
61 485 |
65 586 |
Словения |
25 318 |
26 956 |
28 319 |
30 412 |
33 184 |
35 803 |
34 294 |
35 798 |
Чехия |
86 490 |
88 413 |
98 052 |
111 974 |
125 075 |
135 996 |
147 026 |
145 324 |
Эстония |
8 380 |
9 272 |
10 543 |
12 311 |
14 394 |
15 480 |
13 980 |
14 153 |
Болгария |
17 964 |
19 614 |
21 684 |
24 770 |
28 184 |
32 677 |
33 490 |
34 985 |
Румыния |
51 161 |
57 040 |
63 600 |
86 086 |
103 926 |
133 895 |
130 574 |
115 970 |
Среднее знач. |
49 023 |
49 517 |
53 832 |
63 731 |
71 235 |
81 362 |
85 481 |
79 894 |
ЕС-27 |
10 073 913 |
10 365 075 |
10 819 332 |
11 432 064 |
12 057 817 |
12 463 672 |
11 948 658 |
11 981 916 |
Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС |
Приложение №9.
Таблица 9
Внешний долг, % от ВВП стран ЕС по группам |
|
|||||||||
ЕС-15 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
|
Бельгия |
51 |
49 |
52 |
49 |
48 |
50 |
54 |
53 |
|
|
Италия |
48 |
48 |
48 |
49 |
48 |
49 |
52 |
50 |
|
|
Германия |
49 |
47 |
47 |
46 |
44 |
44 |
48 |
47 |
|
|
Люксембург |
42 |
43 |
42 |
39 |
36 |
37 |
42 |
41 |
|
|
Нидерланды |
47 |
46 |
45 |
46 |
45 |
46 |
51 |
51 |
|
|
Франция |
53 |
53 |
54 |
53 |
52 |
53 |
56 |
56 |
|
|
Великобритания |
42 |
43 |
44 |
44 |
44 |
47 |
51 |
51 |
|
|
Дания |
55 |
55 |
53 |
52 |
51 |
52 |
58 |
59 |
|
|
Ирландия |
33 |
33 |
34 |
34 |
37 |
43 |
48 |
67 |
|
|
Греция |
45 |
46 |
44 |
45 |
47 |
50 |
53 |
50 |
|
|
Португалия |
44 |
45 |
46 |
45 |
44 |
45 |
50 |
51 |
|
|
Испания |
38 |
39 |
38 |
38 |
39 |
41 |
46 |
45 |
|
|
Австрия |
52 |
54 |
50 |
50 |
49 |
49 |
53 |
53 |
|
|
Финляндия |
50 |
50 |
50 |
49 |
48 |
50 |
57 |
55 |
|
|
Швеция |
56 |
54 |
54 |
53 |
51 |
52 |
55 |
53 |
|
|
Среднее знач. |
47 |
47 |
47 |
46 |
46 |
47 |
52 |
52 |
|
|
ЕС-12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Венгрия |
49 |
49 |
50 |
52 |
50 |
49 |
51 |
49 |
|
|
Кипр |
44 |
42 |
43 |
43 |
41 |
42 |
46 |
47 |
|
|
Латвия |
35 |
36 |
36 |
38 |
36 |
39 |
44 |
43 |
|
|
Литва |
33 |
33 |
33 |
34 |
35 |
37 |
44 |
41 |
|
|
Мальта |
48 |
45 |
45 |
44 |
43 |
44 |
43 |
42 |
|
|
Польша |
45 |
43 |
43 |
44 |
42 |
43 |
45 |
46 |
|
|
Словакия |
40 |
38 |
38 |
37 |
34 |
35 |
42 |
41 |
|
|
Словения |
46 |
46 |
45 |
45 |
43 |
44 |
49 |
49 |
|
|
Чехия |
47 |
45 |
45 |
44 |
43 |
43 |
46 |
45 |
|
|
Эстония |
35 |
34 |
34 |
34 |
34 |
40 |
45 |
41 |
|
|
Болгария |
39 |
39 |
40 |
34 |
40 |
38 |
41 |
38 |
|
|
Румыния |
34 |
34 |
34 |
36 |
36 |
38 |
41 |
41 |
|
|
Среднее знач. |
41 |
40 |
40 |
40 |
40 |
41 |
45 |
44 |
|
|
ЕС-27 |
47 |
47 |
47 |
46 |
46 |
47 |
51 |
51 |
|
|
Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС |
|
|
Приложение №10. Таблица 10 Внешнеторговый оборот (миллионов евро) стран ЕС по группам |
||||||||
ЕС-15 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Бельгия |
393 422 |
428 076 |
465 538 |
502 843 |
541 502 |
582 569 |
483 378 |
557 494 |
Италия |
648 425 |
695 641 |
742 743 |
836 048 |
900 173 |
911 816 |
731 130 |
856 891 |
Германия |
1 450 010 |
1 582 110 |
1 722 150 |
1 976 230 |
2 120 840 |
2 224 130 |
1 873 330 |
2 184 150 |
Люксембург |
64 637 |
77 009 |
86 635 |
104 790 |
119 802 |
125 102 |
108 734 |
120 313 |
Нидерланды |
571 036 |
616 005 |
671 141 |
745 144 |
801 463 |
857 489 |
746 973 |
874 562 |
Франция |
808 674 |
858 958 |
916 621 |
990 627 |
1 042 661 |
1 082 637 |
916 119 |
1 029 651 |
Великобритания |
877 685 |
943 150 |
1 030 177 |
1 169 949 |
1 155 803 |
1 109 622 |
910 805 |
1 056 737 |
Дания |
159 011 |
169 015 |
193 002 |
220 851 |
232 432 |
249 839 |
204 464 |
224 699 |
Ирландия |
211 873 |
228 081 |
245 983 |
264 280 |
287 717 |
284 058 |
266 939 |
285 574 |
Греция |
90 158 |
101 458 |
107 547 |
118 050 |
134 856 |
146 041 |
115 211 |
117 939 |
Португалия |
89 019 |
96 169 |
99 859 |
113 398 |
122 543 |
128 927 |
106 932 |
119 290 |
Испания |
430 765 |
470 001 |
514 770 |
581 074 |
637 450 |
638 651 |
515 390 |
580 996 |
Австрия |
209 224 |
232 807 |
254 302 |
278 883 |
307 094 |
318 872 |
264 073 |
296 599 |
Финляндия |
102 715 |
111 460 |
125 045 |
143 001 |
155 553 |
166 949 |
125 881 |
142 941 |
Швеция |
223 734 |
244 193 |
265 649 |
299 455 |
325 371 |
334 276 |
262 447 |
325 624 |
Среднее знач. |
422 026 |
456 942 |
496 078 |
556 308 |
592 351 |
610 732 |
508 787 |
584 897 |
ЕС-12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Венгрия |
93 577 |
106 989 |
118 947 |
140 126 |
160 797 |
171 897 |
137 399 |
161 749 |
Кипр |
11 216 |
12 476 |
13 551 |
14 638 |
16 292 |
17 568 |
14 545 |
15 138 |
Латвия |
9 650 |
11 571 |
14 324 |
17 849 |
22 109 |
22 872 |
16 547 |
19 597 |
Литва |
17 860 |
20 215 |
25 531 |
30 809 |
34 763 |
42 496 |
29 360 |
37 940 |
Мальта |
7 133 |
7 227 |
7 539 |
9 007 |
9 863 |
10 340 |
9 200 |
10 660 |
Польша |
132 845 |
157 947 |
183 098 |
224 519 |
262 450 |
304 208 |
244 835 |
303 861 |
Словакия |
45 296 |
51 627 |
60 493 |
76 994 |
95 818 |
109 067 |
89 290 |
107 257 |
Словения |
27 839 |
31 831 |
35 846 |
41 483 |
48 677 |
51 261 |
40 728 |
46 141 |
Чехия |
100 770 |
114 888 |
131 976 |
154 887 |
176 456 |
195 161 |
163 212 |
197 884 |
Эстония |
12 718 |
14 838 |
18 107 |
20 842 |
23 039 |
23 792 |
17 114 |
21 739 |
Болгария |
19 731 |
23 512 |
22 364 |
37 069 |
42 666 |
48 522 |
36 277 |
42 339 |
Румыния |
40 499 |
49 255 |
60 913 |
74 850 |
90 421 |
103 289 |
79 479 |
93 863 |
Среднее знач. |
43 261 |
50 198 |
57 724 |
70 256 |
81 946 |
91 706 |
73 166 |
88 181 |
ЕС-27 |
6 849 068 |
7 455 225 |
8 132 729 |
9 187 892 |
9 864 282 |
10 254 636 |
8 507 068 |
9 851 162 |
Составлено по: источник http://epp.eurostat.ec.europa.eu - статистическое бюро ЕС |
[1] http://rian.ru/politics/20081202/156289310.html - сайт Российского агентства международной информации «РИА Новости»
[2] Гурова И.П. Мировая экономика. М.: Омега-Л, 2007. 394 с.; стр. 284-286
[3] Борко Ю.А. Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе (перевод). М.: Фонд «Правовая культура», 2000.
[4] http://europa.eu/abc/history/index_en.htm - сайт Европейского Союза
[5] Дейтон Э. История европейской интеграции: историография // История европейской интеграции 1945-1994 / Под. ред. А.С. Намазовой и Б. Эмерсон. М., 2008. 428 с.; стр. 259
[6] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 368 с.; стр. 123-127
[7] Захарова Н.В.Экономическая интеграция в условиях двух систем: критика буржуазных трактовок: Моногор - М. : Высшая школа, 2007. - 95 с.; стр. 48
[8] Европейский Союз: Справочник - путеводитель/ Под. ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова, 2-ое изд., доп. и перераб., - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2003. - 345 с.; стр.304
[9] Иванов И.Д. Европейский Союз: структура, политика, взаимоотношения с Россией. - М.: Научная книга. 2001.- 320 с.; стр. 186
[10] Международная экономика: Учеб. пособие - Волгина Н.А. // Издательство: Эксмо, 2010; 480 с.; стр. 237