Особенности создания комфортного визуального пространства городской среды - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Особенности создания комфортного визуального пространства городской среды

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Когда мы говорим о городе, нам представляются высотки на фоне общей массы городских построек, асфальтовые дороги, мощеные тротуары. Чаще всего забываем об одной из наиболее важных частей города - растениях.  Зеленая зона является необходимым элементом городской среды. Она обладает не только климатофоримирующей функцией, поддерживает экологическое состояние среды, но и может оказывать сильное влияние на людей.

Цвет и форма растений могут эффективно воздействовать на человека, формируя его психоэмоциональное состояние. С помощью этих двух средств можно создать у людей настроение, соответствующее той или иной функциональной зоне. При этом функция зоны будет раскрыта более полно.

Сочетание разных типов пространств, обладающих различной эмоционально-образной характеристикой, представляют собой своего рода «матрицу норм поведения», созданную средствами ландшафтной архитектуры. Здесь таятся большие возможности ландшафтов как среды психологической разгрузки.

Построить пространство в соответствие с определенной функцией можно с помощью разнообразных приемов: цвета, света, формы.

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще И. В. Гёте отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на:

а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие;

б) порождающие печально-беспокойное настроение.

К первым он относил красно-желтые, ко вторым - сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т. д. [4, 5]

Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм.

Свет и цвет по своей сути едины. Сильное излучение воспринимается нами как свет, а относительно слабое - как цвет. Поэтому освещённость во многом определяет видимый облик предметов и цвет растений, оказывая непосредственное влияние на дизайн сада. [3]

Вблизи, ориентировочно на расстояниях, равных высоте дерева, особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры. Например, листва характеризуется размером листовой пластинки, ее формой, оттенком, фактурой, подвижностью, цветовой динамикой в различные времена года.

Одна из задач ландшафтного строителя в том, чтобы наполнить парки такими растениями, чтобы до самого снега можно было любоваться яркими красками.

Считается, что в зимнем пейзаже основную роль играют хвойные и вечнозеленые породы, но эстетическое воздействие листопадных может быть не меньшим: архитектоника кроны, изгибы ветвей, рисунок коры летом маскируются листвой, зимой же особенности кроны, фактура и окраска коры выявляются более живописно и четко, особенно на фоне снега. Очень динамичен, например, вяз, ветви которого в молодом возрасте приподняты и устремлены вверх. Уравновешенность крон древовидных ив создает настроение покоя. К таким деревьям всегда тянутся люди с повышенной нервной возбудимостью.

Не только цвет является сильным средством воздействия на человека. Тень также служит отличной возможностью создавать яркие, контрастные зоны в парке.

Усиление действия визуальных акцентов происходит под воздействием света и тени. Свет может в значительной степени изменить восприятие человеком окружающего пространства. Очень важно «правильно» распределить вечернее освещение (что сделать достаточно несложно). Также, необходимо распределить пейзажные композиции так, чтобы дневное освещение усиливало уже задуманные акценты.

Глаз человека прежде всего воспринимает свет, затем следует восприятие цвета и далее формы. Без необходимой освещенности мы не можем зрительно воспринимать предметный мир. Таким образом, свет и порождаемые им тени имеют первостепенное значение в композиции зеленых насаждений: они способствуют выявлению пространственной организации озеленяемых территорий, их объемно-глубинных композиций, объемной пластики, цветового решения и фактуры отдельных пространственных форм. Правильное распределение световых акцентов помогает четче выделить разные функциональные зоны.[1]

Не всегда хватает светового дня на то, чтобы посетители успели насладиться природой. Правильно расположенное искусственное освещение может оказать эффект более сильный чем непредсказуемое естественное освещение. Характер освещения (дневное или электрическое) влияет на цвет. При электрическом освещении красные объекты кажутся более насыщенными, а синие - наоборот.

Искусственная подсветка в вечернее и ночное время по своему характеру близка к приемам театрального освещения. В ночном освещении создается эффектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразуется цвет листвы, газонов, цветников, кроме того, имеются большие возможности получения цветовых контрастов. [2]

Помимо опосредованного влияния растений на человека своими цветом, формой, отбрасываемыми тенями, растения могут непосредственно влиять на людей. Растения оказывают непосредственное действие на физиологические процессы, что связано с аэрофолидностью, способностью выделять летучие вещества, обладающие противомикробным действием.

Культурные ландшафты позволяют горожанам удовлетворить их генетическую потребность в общении с природой. По данным академика АМН СССР Мясникова пребывание человека на природе в течение трёх часов сокращает частоту дыхательных движений и уменьшает пульс на пять ударов в минуту. Кроме того, созерцание спокойных вод водоёмов, текучих вод водотоков повышает жизненный тонус, улучшает настроение, увеличивает психическую устойчивость.

Сочетание разных пространств, обладающих различной эмоционально-образной характеристикой, представляет собой своего рода «матрицу норм поведения», созданную средствами ландшафтной архитектуры. Здесь таятся большие возможности ландшафтов как среды отдыха. Сама возможность выбора пространства важна для того, чтобы человек мог расслабиться и отдохнуть: мы не чувствуем напряжения и гнета, когда заняты чем-то, но переключиться на что-то другое в нашей власти. Общее, к чему приходят психологи в своих наблюдениях: отдыхающий человек предпочитает находиться на границе различных сред - у воды, на бровке откоса, на опушке леса. Эти места притягивают людей. Две граничащие микроландшафтные зоны в парке, например, открытые и закрытые ландшафты, расцениваются как участки с высокими эстетическими достоинствами. Именно здесь архитектор намечает пешеходный маршрут, размещает видовые площадки, места отдыха.

Этот принцип можно разнообразно использовать при включении небольших озелененных пространств («малых садов») в городскую застройку: контраст между яркими, насыщенными звуком и цветом пространствами городского центра и расположенным поблизости садом может сразу привести к необходимому эмоциональному переключению. На таком принципе основана композиция многих центральных садов и скверов.

Ландшафт парка или сада при активном использовании его для оздоровительных целей может оказывать значительное положительное воздействие на организм человека, поэтому больничный парк - своеобразная лечебница. [5]

Одной из проблем оценки влияния окружающей среды является поиск методов оценки визуальной среды.

Проблема визуального загрязнения окружающей среды в настоящее время является не менее острой, чем остальные экологические проблемы. В настоящее время окружающая среда анализируется методами, применяемыми в эстетике, такие как экспертная оценка, социологический опрос, что не дает возможности глубоко и точно оценить воздействие среды на психическое состояние человека. Только интенсивное взаимодействие ученых, занимающихся видеоэкологией, архитектурой (в том числе и ландшафтной) с психологами позволит создать городскую среду безопасную для человека.

 

Библиографический список

1. Авадяева Е. Н.  «Русский ландшафтный дизайн» [текст]/ Е. Н.Авадяева. М.: Олма-Пресс, 2000  - 383с.

2. Гостев В. Ф. Проектирование садов и парков [текст]/В. Ф. Гостев, Н. Н. Юскевич, М.: Стройиздат. 1991 - 340с.

3. Макарова Л.,  «Ландшафтные решения» № 3, 2008 г [эл. ресурс]/режим доступа http://www.zs-z.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=578&Itemid=46

4. Саймондс Дж. О. Ландшафт и архитектура [текст]/Дж. О. Саймондс М.: Издательство литературы по строительству, 1965 - 193 с.

5. Специфика и интенсивность эстетического воздействия ландшафтов [эл. ресурс]/ режим доступа http://www.construction-technology.ru/landiz/2/1.php

Просмотров работы: 39