ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЛЕСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЛЕСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Леса занимают значительную часть территории РФ, регулирование отношений лесопользования, охраны лесов, государственного управления лесопользования - все это составляет элементы правового режима, отсюда и проистекает актуальность исследования. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны данных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдался требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное же правило зачастую не исполняется. Актуальным является и регулирование платежей за использование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства - видов платежей за пользование лесным фондом, лесных податей, арендной платы и так далее. С этим же вопросом связаны и льготы по платежам за пользование лесным фондом, и финансирование на государственное управление и на. ведшие лесного хозяйства Не все здесь на сегод ня урегулировано законом, кое - что остается не ясным.

До 17 века лес рассматривался, прежде всего, как способ охоты, бортничества и заграждения от набегов врагов, об этом сказано в Уложении Алексея Михайловича, В 18 веке при Петре 1 и Екатерине, лесу придается значение корабельного материала строительства российского флота, В 19 и 20 вежах лес становится средством извлечения прибыли, в 1913 году лесная отрасль давала 2% государственного бюджета. Лесным кодексом РСФСР 1923 года устанавливались новые отношения в области лесопользования. Экспорт лесной продукции давал значительные средства для индустриализации и обеспечения независимости страны, таким образом, лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров и вредителей. "В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности"[1].

В преамбуле Лесного кодекса РФ, сказано, что лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.

Лесной фонд находится в федеральной государственной собственности. Вопросы владения пользования и распоряжения лесным фондом РФ находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве Росси велись «условно сплошные рубки», которые привели к большим потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования - к ежегодному перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах. За последние двадцать лет ежегодный переруб расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительному сокращению запасов хвойных лесов на 17- 20 %, а особенно хвойный лес выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы.

Данная тема еще актуальна и тем, что, необходимо государственное централизованное управление лесами, оно обеспечивает сохранение их экологического и ресурсного потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы.

Лесным кодексом устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире, земельного законодательства и тому подобное. Все это достаточно важно, так как в условиях рыночной экономики целесообразно и необходимо отграничить различные виды отношений - лесные и имущественные друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользования, обеспечения прав и свобод человека, обеспечения экологических требований.

В ст. 129 Г К РФ сказано, что природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании выше ´перечисленных отношений закрепляется как Лесным кодексом РФ, так и Гражданским кодексом РФ, что и нашло отражение в нормах этих законодательных актов. Необходимо разобраться, в какой мере законодателю удалось разделить и совместить регулирование пользования, владения и распоряжения лесами в зависимости от предмета и метода регулирования данных отношений.

    В данной работе ставятся следующие задачи:

  1. дать понятие правового режима лесов
  2. раскрыть особенности правового режима лесов с учётом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде, то есть это леса первой, второй, и третей групп;
  3. дать правовое понятие леса как объекта в лесных отношениях;
  4. определить особенности государственного регулирования в области использования, охраны, защиты лесного фонда;
  5. рассмотреть государственный контроль со стороны государства;
  6. описать ответственность за нарушение законодательства по охране и защите лесов.

Базируясь на конституционных нормах, Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала Правовое понятие лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное социальное, экономическое и экологическое значение, так это понятие определено Лесным кодексом РФ. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом данного понятия является то, что в этом понятии не учитывается принцип разделения отраслей законодательства об использовании и охране природных ресурсов таких как, например - земли, воды, животный мир и другие. Естественно, биологические связи определяют сущность правового понятия лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовую категорию по ошошшию к земельному фоццу. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений, но регулируется не только земельным, но и экологическим законод ательством

Юрщрческое же понятие же, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т. П)´.

Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно - кустарниковой раститедьности, расположенной на земшх

сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для личного подсобного хозяйства и садоводства;

транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

водного фонда (на полосах отводов каналов); населённых пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов).

Таким образом, можно придти к выводу что под правовым режимом лесов, понимается вся совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу лесов и древесно - кустарниковой растительности, как на землях лесного фоцда, так и на иных землях, как объектах собственности, пользования и охраны

Таким образом; лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустфниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях Состав земель лесного фонда имеет сложную структуру, которая обусловлена особенностями использования отдельных частей- участков лесного фонда Эш земли подразделяются на лесные и нелесные. Такое деление предопределено целевым назначением двух названных разновидностей земель. Об этом говорится в Статье 8 Лесного Кодекса РФ которая звучит следующим образом: в состав -земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками» не отшшувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просевами, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в хранитщх лесного фонде (земли, занятытые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Лесные земли предназначены для выращивания лесов, продуктивного их использования и воспроизводства Этим целям служат и те участки лесного фонда, которые в течение короткого или длительного срока не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не етмкнувшимися лесными культурами и другие). Они пред назначены для ее восстановления, поэтом/ относятся к лесным землям, даже если временно по каким-то причинам пустуют. Нелесные земли - это участки, не только не занятые лесами, но и не предназначенные для выращивания леса Они предназначены для других нужд лесного хозяйства - устройства просек; дорог и т.д. Важную часть нелесных земель составляют сельскохозяйственные угодья. Лесные земли отграничиваются от нелесных земель в порядке лесоустройства (ст. 72 ЛК РФ). Лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению едино научно - технической политики в лесном хозяйстве.

Эффективной мерой ответственности за нарушение лесного законодательства, согласно Кодексу об административных правонарушениях является штраф. Размеры штрафов, указанные в КоАП РСФСР в редакции от 20.03.01года[2] в связи с инфляцией изменяются. Чтобы размер их соответствовал степени содеянного, в Кодекс периодически вносятся поправки. Штрафы за различные лесонарушения колеблются от незначительных сумм (часть минимального месячного размера оплаты труда) до нескольких размеров этой оплаты

За что же налагаются штрафы? Кодекс указывает несколько административных правонарушений, наказываемых штрафом:

  • - незаконное использование участков земель государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст. 61 КоАП РФ) Использование участков земель государственного жшого фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков -

влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей;

  • - нарушение установленного поряд ка использования лесосечного фощр, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы (ст. 62) Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей;
  • - незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63) Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а тжже молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лешвосстшовжние, - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей;
  • - уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64) Уничтожение или повреждение подроста в лесах - влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей;
  • - осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65) Осуществление летных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете, -

влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей;

  • - нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния и породаого состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины (ст. 66) Нарушение правили инструкций по восстановлению, улучшению состояния и породного состава лесов, повышению их гфодукшвносш, а также по использованию ресурсов спелой древесины влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей;
  • - повреждение сенокосов и пастбищных угодий не землях государственного лешого фонда (ст. 67) Повреждение сенокосов и пастбищных утодай на землях государственного лешого фонда -влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей;
  • - самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках где это запрещено или допускается только по лешым билетам (ст. 68) Самовольное сенокошение и пастьба осота в лесах и на землях государственного лешого фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т. п. не участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам, - влечет наложение штрафа на. .граждан в размере до д есяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей;
  • - сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных сроков их сбора (ст. 69) Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п с нарушением установленных сроков их сбора влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей;
  • - ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятии, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов (ст. 70) Е&од в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до пятадесяти рублей;
  • - повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально - бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание (ст. 71) Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально - бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей;
  • - засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72) Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами - влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей;
  • - уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73)

При рассмотрении данной темы, были выявлены и рассмотрены следующие проблемы:

  • 1) было выделено и дано понятие правового режима лесов, так кик в юридической литературе чистого понятия «правовой режим лесов» нет;
  • 2) были поставлены проблемы и даны различия в правовом режиме между лесами первой, второй и третей групп с учетом их социально значимых функции;
  • 3) также были затронуты проблемы государственного управления в области лешого фонда Российской Федерации;
  • 4) был рассмотрен вопрос об ответственности за нарушение законодательства по охране и защите лешого фонда;
  • 5) освещены проблемы государственного контроля за состоянием, ишользованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда.

При рассмотрении данной темы была рассмотрена судебная и административная практика в области охраны окружающей гриродной среды. Рассматривались особенности пршового режима лесов всех трех групп, было дано понятие правового режима лешв, также была рассмотрена с учетом уголовного законодательства и зжонодательетва. об административных правонарушениях ответственность за нарушения в области законодательства по охране и защите лешого фонда.

Идеальных законов не существует. № полное выполнение уже существующего на дшный момент лесного законодательства практически полностью решило бы проблемы лешв в России.

В настоящее время должен идти разговор о размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, шоружений и других объектов, а также внедрений новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов. Должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обешечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально - бытовых выбросов и отходов.

При производстве в летшс таких работ, как строительные и взрывные, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы, должны осуществляться способами, не вызывакжцими ухудшения противопожарного и сшитарного состояния лесного фонда Российской Федерации а шкже условий их производства

В данный момент необходимо:

  • 1) ужесточить санкции, применяемые в уголовном и административном законодательстве к нарушителям лесного законодательства;
  • 2) увеличить систему платежей за пользование лесным фондом, а именно:

а) увеличить арендную плату и лесные подати;

б) уменьшить систему льгот арендаторам по платежам за заготовку древесины при рубках промежуточного пользования.

  • 3) увеличить финансирование расходов на. ведение государственного управления в области использования, охраны и защиты летного фонда;
  • 4) необходимо усовершенствовать систему воспроизводства и лесоразведения лесного фонда.

Необходимо обратится к опыту, накопленному в мире который, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж и необходимы Объемы вырубки лесов могут бьпъ значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для производства, бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства широко используют вторичное сырье. В этих странах по всей территории созданы и четко действуют разветвленные системы сбора макулатуры

В условиях современной Российской действительности все это позволяет говорить о необходимости, в настоящее время в России следует возобновить систему пунктов сбора макулатуры, ведь ранее существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена и недействует. В последнее время макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается. № шли бы существовала данная система сбора макулатуры тогда можно было бы уменьшить вырубку лесов.


[1] В. В. Петров "Эколошческое право России", М, 1995г., с,6.

[2] Росошская газета", N 146, 04.08.1998."

Просмотров работы: 188