Новые рыночные отношения и современный подход государства к совершенствованию судебной системы вызывают необходимость разработки и применения более гибких, экономичных, доступных и оперативных способов разрешения споров, возникающих в сфере общественных отношений.
Тенденция урегулирования разногласий вне рамок суда или в суде, но до начала судебного разбирательства с помощью альтернативных способов разрешения конфликтов, квалифицированных посредников в последнее время набирает обороты не только в России, но и во многих странах мира.
Наиболее перспективной формой разрешения правовых конфликтов во внесудебном порядке, на наш взгляд, является медиация. Впервые к помощи медиатора при урегулировании различных споров стали прибегать в США. Хорошо зарекомендовав себя, институт медиации получил также распространение в странах континентальной Европы, в Канаде, Австралии, Великобритании и других государствах. Медиация имеет свои преимущества, а именно: короткие сроки рассмотрения спора, сохранение сторонами хороших отношений, конфиденциальность. По мнению М. Соколова, эти факторы значительно снижают затраты на урегулирование спора или, по крайней мере, делают их более эффективными[1]. При медиации достигается сочетание двух элементов: высокой автономии сторон и значительных гарантий по выработке общей позиции и достижению взаимовыгодного результата, для чего стороны наделяют определенным объемом правомочий третье лицо - медиатора.
Медиатор сопровождает стороны на пути разрешения конфликта, он может собирать и воспроизводить информацию, разделять и обобщать ее, обозначать перспективы, создавать соответствующую атмосферу, способствует возникновению взаимопонимания сторон - стороны сами должны ликвидировать конфликт в рамках их собственной позиции. Медиация представляет собой самостоятельное разрешение конфликта сторонами при поддержке нейтрального третьего лица, не обладающего полномочиями по разрешению спора.
Медиация «состоит в переговорах между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего при этом права выносить обязательное для сторон решение»[2].
Термин «медиатор» является буквальным воспроизведением английского mediator, означающего «посредник, примиритель»[3]. Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Следует обратить внимание на то, что закон о медиации не содержит каких-либо ограничений относительно направленности образования медиаторов, устанавливая лишь возрастной ценз в 25 лет и квалификационные критерии, к которым относятся наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16)[4]. При этом Закон ориентирован на проведение медиации по юридическим спорам (ч. 2 ст. 1), что, в свою очередь, диктует необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в целях разработки действительного (законного) и исполнимого соглашения, а также правильной формулировки и надлежащего закрепления достигнутых договоренностей[5].
Медиаторы не являются судьями или представителями какой-либо стороны спора и не обладают правом принимать решение по спору. Они лишь способствуют урегулированию возникшего спора, помогают сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта[6]. Однако, бесспорно то, что наиболее эффективным медиатором может стать лишь тот кандидат, который обладает юридическими знаниями, имеет навыки психолога и необходимый жизненный опыт. По мнению отдельных ученных, медиаторами являются и нотариусы и адвокаты.
Основополагающими принципами медиации являются: добровольность; добросовестность и беспристрастность посредника; полный контроль сторон за результатами процедуры; неконфронтационный характер процедуры; конфиденциальность; обширный круг возможных взаимоприемлемых решений спора.
Частью 2 ст. 1 Закона о процедуре медиации предусмотрено, что этот акт призван регламентировать проведение процедуры медиации применительно к "спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений". По смыслу этой нормы урегулирование споров с участием посредника (процедура медиации) может осуществляться в каждой организации, где между наемными работниками и работодателем возникают трудовые правоотношения. Медиация имеет место и в уголовном судопроизводстве, где медиатором фактически выступают следователь или судья, осуществляющие процедуру примирения сторон. Однако, особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве все еще вызывает к себе настороженное отношение. В связи с примирением сторон уголовные дела чаще прекращают в судебном производстве, чем в досудебном, а прекращение уголовных дел в связи с деятельным раскаянием почти не практикуется.
У медиации есть четкая процедура и обязательные принципы. Отсутствие хотя бы одного из этих принципов означает, что идет любой иной процесс, но не медиация.
В каком направлении пойдет развитие медиации в РФ пока неизвестно. Настоящих серьезных специалистов по медиации пока нет, и нет еще доверия к этим специалистам, потому что все абсолютно новое. Тем не менее, как нам кажется, медиацию нужно более активно внедрять в процесс урегулирования конфликтов. Мирное разрешение спора всегда имело и будет иметь значительные преимущества перед войной, скандалами, длительными судебными разбирательствами.
[1] Соколов М. О медиации за рубежом и в России // Корпоративный юрист. 2006. N 2. С. 44.
[2] Зайцев А.М., Кузнецов Н.В., Савельева Т.Л. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2000. С. 38
[3] Носырева Е.И., Стернин И.А. "Посредничество" или "медиация": к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. N 1. С. 10
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// "РГ" - Федеральный выпуск №5247 30 июля 2010 г.
[5] Понасюк А.М. Выполнение адвокатом роли медиатора как особый вид адвокатской деятельности // Адвокат. 2010. N 9. С. 24 - 29.
[6] Корякин В.М. Медиация как способ урегулирования споров, и возможность ее применения к воинским правоотношениям // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 10. С. 2