Оценка эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Оценка эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Введение

В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для экономического развития любой страны и успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, являясь основой приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.

Инновации обеспечивают компании конкурентными  преимуществами,  которые  могут  быть  как операционными, то есть повышать текущую эффективность деятельности предприятия (снижение себестоимости, расширение рынка и т.п.), так и стратегическими, формирующими неповторимость организации. В связи с этим, для оценки стратегической эффективности деятельности предприятия, сегодня в условиях динамично развивающейся внешней среды целесообразно рассматривать характеристики интенсивности его инновационной деятельности, измеряя соответствующие инновационные параметры.

Определение понятия «инновация» и виды инноваций

В научной и учебной литературе приводятся различные определе­ния понятия «инновация», или «нововведение»:

■    превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;

■    результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;

■    результат творческой деятельности, направленный на разработ­ку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;

■   новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инновации на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять  их разновидностей:

  • новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
  • новый, более эффективный метод производства известной про­дукции;
  • открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
  • открытие новых источников сырья или производства полуфаб­рикатов;
  • реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то уста­новившейся в нем монополии.

Й. Шумпетер отождествлял нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т. е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся - знаний (концептуальные положения, теории, методики и т. д.), материальных, финансовых и других ресурсов. Причем результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стре­мился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение пред­принимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управле­нию предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.).

Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не явля­ются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изде­лия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они ста­новятся инновациями, или нововведениями [1].

  Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Система оценки инновационной деятельности

Система оценки инновационной деятельности зависит, прежде все­го, от стратегии организации (стратегических направлений инноваци­онной деятельности), структуры управления (состава, количества сотрудников, вовлеченных в инновационную деятельность) и от того, какую систему управления идеями она использует.

Для того чтобы повысить качество оценки инновационной деятельности, менеджерам необходимо постоянно вести ее учет. На основе по лученной информации гораздо проще осуществлять оценку и корректировку дальнейших действий.

Учет инновационной деятельности должен базироваться на стратегических направлениях инновационной деятельности (Направление 1, Направление 2,..., Направление п).

Полной информацией об инновационной стратегии должны, прежде всего, обладать генеральный директор и его заместитель по инновациям (руководитель инновационного подразделения организации2).

Менеджеры, ответственные за одно или несколько направлений

инновационной деятельности организации, владеют стратегически важной

информацией в рамках своего направления.

Каждое направление содержит инновационные цели, которые должны отражать результат и планируемый срок его достижения (рис. 1).

 

Направление 1 (Н1)

Направление 2 (Н2)

Направление 3 (Н3)

Цель 1 (Ц1)

Цель...

Цель n (Цn)

Срок 1

Срок...

Срок n

Цель 1

Цель...

Цель n

Срок 1

Срок...

Срок n

Цель 1

Цель...

Цель n

Срок 1

Срок...

Срок n

           

 

На основе полученных от сотрудников идей руководство получает воз­можность корректировать или определять новые цели (рис. 2).

Направление 1 (Н1)

Цель 1 (И1)

Цель 2 (Ц2)

Идея 1 (И1)

                           Идея ...

                           Идея n

Идея 1 (И1)

                                Идея ...

                                Идея n

Найденные идеи проходят отбор и оценку, к которой привлекаются опытные экономисты-аналитики. После одобрения руководства идеи трансформируются в инновационный проект с конкретными характери­стиками: бюджет, участники, основные вехи, сроки начала и окончания.

Для возможности дальнейшей оценки сильных и слабых сторон ин­новационной деятельности рекомендуется вести учет следующих дан­ных для поступающих идей:

  • тип инновации (инкрементальная, существенная, радикальная);
  • планируемые затраты на инновацию (бюджет инновации);
  • планируемый доход от инновации;
  • планируемый срок проекта (даты начала и завершения проекта);
  • планируемый вклад в развитие организации.

Для текущего и заключительного контроля инновационных процес­сов рекомендуется вести учет следующих фактических данных:

  • затраты на инновацию;
  • доход от инновации;
  • дата завершения проекта (запуска инновации на рынок);
  • рост дохода или иного «вклада» в развитие организации.

Формирование базы учетных данных позволяет организации полу­чить значительные преимущества. Во-первых, становится видна общая ретроспективная картина результатов инновационной деятельности. Анализ инновационной деятельности может проводится, как в сопоставлении с конкурентами, так и с внутренними  инновационными процессами. Некоторые индикаторы, например низкие показатели эффективности, незначительная доля выручки с продаж нового продукта или небольшое количество инноваций-прорывов в сопоставлении с показателями кон­курентов, могут указать на необходимость внесения изменений в инновационную дея­тельность организации. Во-вторых, эти данные могут указать на ключе­вые проблемы и возможности их решения.

Своевременно обнаружив подобные проблемы, руководство получает возможность вовремя принять правильные решения. Таким образом, описанный метод учета инновационной деятельности представляет собой инструмент, позволяющий анализировать результаты инновационной деятельности за определенный срок и вносить корректирующие действия, снижая тем самым степень риска инновационной деятельности [4].

Система показателей эффективности инновационной деятельности

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

  • экономический;

Экономическими эффектами могут быть:

  • прибыль от внедрения изобретений, патентов;
  • прирост объема продаж;
  • снижение затрат на управление;
  • улучшение использования ресурсов: рост производительности труда.
  • научно-технический;

Источник научно-технического эффекта:

  • появление новых информационных технологий;
  • повышение коэффициента автоматизации производства;
  • повышение организационного уровня производства и труда.
  • социальный;

    Источник социального эффекта:

  •  повышение безопасности труда;
  •  изменение количества рабочих мест;
  •  улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников.
  • экологический.

Источниками экологического эффекта могут быть:

  •  уменьшение загрязнения окружающей среды;
  •  повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
  •  снижение отходов производства.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационной организации осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния со­трудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономиче­ский эффект. Например, разработанное инновационной организацией изобретение как новшество высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после реализации товара ИО, разработанного на осно­ве изобретения. Или повышение степени удовлетворения физиологических потребностей сотрудников ИО и их семей сократит потери ра­бочего времени по болезням, повысит производительность труда, ка­чество воспроизводства трудовых ресурсов и т. д., что не посчитаешь сразу в форме экономического эффекта. Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет экосистему, увели­чивает продолжительность жизни человека и т. д. Этот эффект невоз­можно сразу перевести в прибыль.

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: эко­номический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в ин­новацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, со­циальный и экологический эффект может иметь форму только потен­циального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимост­ном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются время получения фактического экономического эффекта и степень неопре­деленности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

Критерием принятия управленческого решения является экономи­ческий эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показа­тели оценки эффективности инновационной деятельности:

1) чистый дисконтированный доход (NPV):

где Т - горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на кото­ром производится ликвидация объекта; R - результаты, достиг­нутые на t-u шаге расчета; 3t - затраты, осуществляемые на этом шаге; Е - норма дисконта;

2)срок окупае­мости инвестиций в инновационный проект (То):

где Пч - чистая годовая прибыль, получаемая в результате функцио­нирования объекта.

2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконти­рования;

Где IRR - внутренняя норма рентабельности.

3) простая норма прибыли:

где NP - чистая прибыль, руб; Р - сумма процентов на заемный капитал, руб; I - общие инвестиционные издержки, руб;

4) простая норма прибыли на акционерный капитал:

где Q - акционерный капитал, руб;

5) коэффициент финансовой автономности проекта (Кфа):

где Сс - собственные средства, руб; Z - заемные средства, руб;

6) коэффициент текущей ликвидности (Кл):

где Оа - сумма оборотных активов проекта, руб;

7) в качестве интегрального показателя, характеризующего эффек­тивность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы (r):

 

 

где Rc - суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве; Qi - фактические затраты на НИОКР за i-й год; N - число лет анали­зируемого периода; Н1 - незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; H2 - то же на конец анализируемого периода [6].

Предложенная система показателей является лишь одной из возмож­ных систем учета и оценки, которая может и должна претерпевать изме­нения по мере того, как будет формироваться, и трансформироваться стратегия организации. Тем не менее, важно, чтобы оценочные показа­тели были связаны с ее инновационными целями и выступали в качест­ве инструмента контроля на всех ключевых этапах инновационной деятельности.

Вывод.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

Список Литературы:

1.Шумпетер Й. Теории экономического развития. М.:Прогресс, 1982.

2.Бовин А.А., Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - Управление инновациями в организации. 3-е изд.,стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 415 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Вильямс, 2006

4.Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2010. - 200 с.

5.Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. - М.: Магистр, 2009. - 159 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 448 с.

Просмотров работы: 336