В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для экономического развития любой страны и успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, являясь основой приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.
Инновации обеспечивают компании конкурентными преимуществами, которые могут быть как операционными, то есть повышать текущую эффективность деятельности предприятия (снижение себестоимости, расширение рынка и т.п.), так и стратегическими, формирующими неповторимость организации. В связи с этим, для оценки стратегической эффективности деятельности предприятия, сегодня в условиях динамично развивающейся внешней среды целесообразно рассматривать характеристики интенсивности его инновационной деятельности, измеряя соответствующие инновационные параметры.
Определение понятия «инновация» и виды инноваций
В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», или «нововведение»:
■ превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
■ результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;
■ результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
■ новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инновации на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:
Й. Шумпетер отождествлял нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т. е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся - знаний (концептуальные положения, теории, методики и т. д.), материальных, финансовых и других ресурсов. Причем результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.).
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями [1].
Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Система оценки инновационной деятельности
Система оценки инновационной деятельности зависит, прежде всего, от стратегии организации (стратегических направлений инновационной деятельности), структуры управления (состава, количества сотрудников, вовлеченных в инновационную деятельность) и от того, какую систему управления идеями она использует.
Для того чтобы повысить качество оценки инновационной деятельности, менеджерам необходимо постоянно вести ее учет. На основе по лученной информации гораздо проще осуществлять оценку и корректировку дальнейших действий.
Учет инновационной деятельности должен базироваться на стратегических направлениях инновационной деятельности (Направление 1, Направление 2,..., Направление п).
Полной информацией об инновационной стратегии должны, прежде всего, обладать генеральный директор и его заместитель по инновациям (руководитель инновационного подразделения организации2).
Менеджеры, ответственные за одно или несколько направлений
инновационной деятельности организации, владеют стратегически важной
информацией в рамках своего направления.
Каждое направление содержит инновационные цели, которые должны отражать результат и планируемый срок его достижения (рис. 1).
Направление 1 (Н1) |
Направление 2 (Н2) |
Направление 3 (Н3) |
|||
Цель 1 (Ц1) Цель... Цель n (Цn) |
Срок 1 Срок... Срок n |
Цель 1 Цель... Цель n |
Срок 1 Срок... Срок n |
Цель 1 Цель... Цель n |
Срок 1 Срок... Срок n |
На основе полученных от сотрудников идей руководство получает возможность корректировать или определять новые цели (рис. 2).
Направление 1 (Н1) |
|
Цель 1 (И1) |
Цель 2 (Ц2) |
Идея 1 (И1) Идея ... Идея n |
Идея 1 (И1) Идея ... Идея n |
Найденные идеи проходят отбор и оценку, к которой привлекаются опытные экономисты-аналитики. После одобрения руководства идеи трансформируются в инновационный проект с конкретными характеристиками: бюджет, участники, основные вехи, сроки начала и окончания.
Для возможности дальнейшей оценки сильных и слабых сторон инновационной деятельности рекомендуется вести учет следующих данных для поступающих идей:
Для текущего и заключительного контроля инновационных процессов рекомендуется вести учет следующих фактических данных:
Формирование базы учетных данных позволяет организации получить значительные преимущества. Во-первых, становится видна общая ретроспективная картина результатов инновационной деятельности. Анализ инновационной деятельности может проводится, как в сопоставлении с конкурентами, так и с внутренними инновационными процессами. Некоторые индикаторы, например низкие показатели эффективности, незначительная доля выручки с продаж нового продукта или небольшое количество инноваций-прорывов в сопоставлении с показателями конкурентов, могут указать на необходимость внесения изменений в инновационную деятельность организации. Во-вторых, эти данные могут указать на ключевые проблемы и возможности их решения.
Своевременно обнаружив подобные проблемы, руководство получает возможность вовремя принять правильные решения. Таким образом, описанный метод учета инновационной деятельности представляет собой инструмент, позволяющий анализировать результаты инновационной деятельности за определенный срок и вносить корректирующие действия, снижая тем самым степень риска инновационной деятельности [4].
Система показателей эффективности инновационной деятельности
Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:
Экономическими эффектами могут быть:
Источник научно-технического эффекта:
Источник социального эффекта:
Источниками экологического эффекта могут быть:
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационной организации осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Например, разработанное инновационной организацией изобретение как новшество высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после реализации товара ИО, разработанного на основе изобретения. Или повышение степени удовлетворения физиологических потребностей сотрудников ИО и их семей сократит потери рабочего времени по болезням, повысит производительность труда, качество воспроизводства трудовых ресурсов и т. д., что не посчитаешь сразу в форме экономического эффекта. Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет экосистему, увеличивает продолжительность жизни человека и т. д. Этот эффект невозможно сразу перевести в прибыль.
Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффект может иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).
Критерием принятия управленческого решения является экономический эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:
1) чистый дисконтированный доход (NPV):
где Т - горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта; R - результаты, достигнутые на t-u шаге расчета; 3t - затраты, осуществляемые на этом шаге; Е - норма дисконта;
2)срок окупаемости инвестиций в инновационный проект (То):
где Пч - чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирования объекта.
2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконтирования;
Где IRR - внутренняя норма рентабельности.
3) простая норма прибыли:
где NP - чистая прибыль, руб; Р - сумма процентов на заемный капитал, руб; I - общие инвестиционные издержки, руб;
4) простая норма прибыли на акционерный капитал:
где Q - акционерный капитал, руб;
5) коэффициент финансовой автономности проекта (Кфа):
где Сс - собственные средства, руб; Z - заемные средства, руб;
6) коэффициент текущей ликвидности (Кл):
где Оа - сумма оборотных активов проекта, руб;
7) в качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы (r):
где Rc - суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве; Qi - фактические затраты на НИОКР за i-й год; N - число лет анализируемого периода; Н1 - незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; H2 - то же на конец анализируемого периода [6].
Предложенная система показателей является лишь одной из возможных систем учета и оценки, которая может и должна претерпевать изменения по мере того, как будет формироваться, и трансформироваться стратегия организации. Тем не менее, важно, чтобы оценочные показатели были связаны с ее инновационными целями и выступали в качестве инструмента контроля на всех ключевых этапах инновационной деятельности.
Вывод.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.
Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.
При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.
Список Литературы:
1.Шумпетер Й. Теории экономического развития. М.:Прогресс, 1982.
2.Бовин А.А., Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - Управление инновациями в организации. 3-е изд.,стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 415 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Вильямс, 2006
4.Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2010. - 200 с.
5.Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. - М.: Магистр, 2009. - 159 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 448 с.