ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Именно им предоставлено право самостоятельно решать экономические проблемы, а также устанавливать межрегиональные связи и заниматься внешнеэкономической деятельностью.

Каждый регион России отличается своеобразием экономических, исторических и других условий развития своих территорий, особенностями задач и механизмов реализации региональной политики.

Дальний Восток и Забайкальский регион - обширная территория с богатейшими природными ресурсами, но отдаленность от центра, малая заселенность и недостаток капитала явно замедляли ход экономической реформе, особенно в части институциональных преобразований и управления освоением территории, что, однако, нельзя во всех случаях считать неоправданным.

Территория Дальнего Востока и Байкальского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 процента территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Республику Бурятия, Забайкальский край и Иркутскую область.

Численность населения, постоянно проживающего на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, составляет 11072,9 тыс. человек (7,8 процента населения страны) с преобладанием городского населения. Плотность населения колеблется в пределах от 0,1 до 12,1 человека на 1 кв. км, в среднем - 1,4 человека на 1 кв. км.

Природно-климатические условия на большей части территории Дальнего Востока и Байкальского региона характеризуются как весьма суровые и даже экстремальные. Только на юге Приморского края среднегодовая температура превышает нулевую отметку.

Территория Дальнего Востока и Байкальского региона отличается богатством недр. Здесь находятся (как правило, в труднодоступных районах) крупнейшие месторождения углеводородов, гелия, угля, золота, меди, алмазов, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов, фосфоритов урана, олова, плавикового шпата и других рудных и нерудных полезных ископаемых. Именно поэтому территория Дальнего Востока изначально рассматривалась как перспективная зона развития и заселения обладающая всеми необходимыми ресурсами. Более того, природные ресурсы общемирового значения привлекают к Дальнему Востоку и Байкальскому региону внимание всех государств, особенно стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Производительность труда в расчете на одного занятого в экономике Дальнего Востока и Байкальского региона в 4 раза ниже, чем в Японии, в 6 раз ниже, чем в США, в 2,5 раза ниже, чем в Южной Корее, и в 5 раз ниже, чем в Австралии, а также указанная производительность труда ниже среднероссийской. Потребление первичных энергоресурсов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона на единицу валового регионального продукта в 2,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, электрической энергии - в 1,8 раза, а нефтеемкости - в 2 раза. Структура топливно-энергетического баланса крайне неэффективна.

Степень интегрированности экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, можно охарактеризовать как невысокую. В большей степени интегрированы отдельные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона, объединенные единой транспортной и энергетической инфраструктурой.

При этом вклад экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, в экономику Российской Федерации незначителен. В то же время на территории Дальнего Востока и Байкальского региона добыча олова составляет 100 процентов, алмазов - более 98 процентов, золота - 67,5 процента, улов рыбы и добыча морепродуктов - 65 процентов общероссийского объема.

За прошедшие годы сложился наиболее интенсивный по России отток населения с территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Сокращение численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе сопровождается его дальнейшей концентрацией в городских населенных пунктах и старением населения. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона демографическая ситуация развивается с положительной динамикой - численность населения растет, доля молодого населения не опускается ниже критического уровня.

Занимая значительную часть территории Российской Федерации, Дальний Восток и Байкальский регион имеют недостаточно развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - в 5,6 раза.

Основными транспортными артериями являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссибирскую магистраль, имеющую пропускную способность до 100 млн. тонн в год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 12,5 млн. тонн в год и не имеет резервов пропускной способности на протяжении 280 км пути. Износ основных фондов железнодорожного транспорта составляет 60 процентов.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Дальнего Востока и Байкальского региона как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских перевозок и сообщений в регионах. В удаленных труднодоступных районах Крайнего Севера и на Курильских островах он является безальтернативным видом круглогодичного транспорта.

Порты Дальневосточного бассейна обеспечивают 17,7 процента грузооборота морских портов России. Ведущую роль в Дальневосточном бассейне играют 3 транспортных узла - Владивостокский, Находкинский и Ванинский.

Трубопроводный транспорт Дальнего Востока и Байкальского региона динамично развивается в рамках единой трубопроводной инфраструктуры России.

Всё это, несомненно, говорит о немаловажном положении данной территории на карте мира.

Несмотря на богатство природных ресурсов и благоприятное месторасположение Дальнего Востока и Забайкальского региона существует ряд проблем не позволяющих использовать ресурсный потенциал и развивать территорию в полном объёме. Это:

  • низкая производительность труда;
  • неэффективность структуры топливно-энергетического баланса;
  • неразвитость и местами полное отсутствие предприятий обрабатывающей промышленности;
  • слаборазвитое транспортное сообщение, труднодоступность территорий;
  • отсутствие развитой инфраструктуры;
  • низкий уровень жизни населения;
  • снижение численности населения.

Для решения данных и многих других проблем в регионе принимаются ряд мер для дальнейшего развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Прежде всего, хочется обратить внимание на федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. Данная целевая программа направлена на создание и формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учётом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

В текущий момент основной этап реализации данной программы находится в завершающейся стадии. Тем не менее, несмотря на, в основном, положительный результат программы - инфраструктура нуждается в дальнейшем развитии, благоприятный инвестиционный климат также ощущается не во всех регионах, кроме того, мы наблюдаем продолжение снижения численности населения Дальнего Востока.

В связи с этим в настоящее время в Министерстве Регионального Развития идут активные обсуждения по вопросам реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и создании новой федеральной целевой программы сформированной на период 2014-2018 годов.

«Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона рассматривается реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке за счёт формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Для достижения этой цели в рамках данной стратегии необходимо решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

  • создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала;
  • формирование устойчивой системы расселения с комфортной средой обитания человека;
  • снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг;
  • формирование нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
  • формирование численности населения и трудовых ресурсов в объёмах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом;
  • сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает:

  • модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;
  • усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;
  • развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;
  • масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
  • развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики);
  • создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке "идея - технология - товар - услуга".

Для более эффективного выполнения поставленных целей и задач, а также полноценой реализации всего сценария стратегии в период 2009 - 2025 годов выделяются 3 этапа экономического развития.

Первый этап (2009 - 2015 годы) предусматривает:

  • превышение темпов роста инвестиций по сравнению со среднероссийскими темпами роста;
  • внедрение энергоресурсосберегающих технологий;
  • незначительное повышение занятости населения;
  • начало реализации новых инфраструктурных проектов, а также проектов в области промышленности и сельского хозяйства в зонах опережающего экономического роста, что способствует росту инвестиций в экономику и формированию новых центров регионального развития.

Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает:

  • осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций и обеспечивающих преодоление сложившихся инфраструктурных барьеров;
  • увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и грузопотоков, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов;
  • рост доли экспорта продукции глубокой переработки добываемого сырья.

Третий этап (2021 - 2025 годы) предусматривает:

  • социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, связанное с закреплением лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и значительно возросшей интеграцией Дальнего Востока и Байкальского региона в мировое экономическое пространство;
  • развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в сферах высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики и транспорта;
  • реализацию крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородного топлива;
  • завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;
  • расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
  • ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран.

В соответствии с этапами реализации настоящей Стратегии должны быть определены направления деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые планируется отразить в плане мероприятий по реализации настоящей Стратегии.

Необходимо формирование системы таких документов стратегического планирования, как федеральные отраслевые стратегии развития, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, документы территориального планирования всех уровней, а также стратегические программы крупных компаний.

Такие стратегические ориентиры развития Дальнего Востока и Байкальского региона должны опираться на реализацию комплекса мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов для Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечивающих благоприятные условия для ускоренного развития экономики и социальной сферы, закрепления и притока трудоспособного населения.

Место Дальнего Востока и Байкальского региона в глобальной экономике невозможно представить без учета оценки потенциала, тенденций развития и потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также экономики ведущих стран мира. В настоящее время резко возросла роль простых ресурсов - земли, воды, дикой природы, а потенциал простых ресурсов таких бурно развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как Китай, Индия, Южная Корея и Сингапур, практически исчерпан.

В этих условиях потенциал минерально-сырьевых ресурсов при наличии эффективной стратегии их использования может стать ключевым фактором изменения геополитического значения восточной части России.

В этой связи требуется формирование нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой (в том числе путем увеличения региональной части отдельных налогов) и финансово-бюджетной политики, которая обеспечивает экономический рост, конкурентоспособность продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией, снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и регионами АТР.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

  • создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов РФ, расположенных на данной территории;
  • формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
  • снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией;
  • формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;

 На основе представленных данных можно сделать вывод о том, что в настоящее время активно ведётся краткосрочное и долгосрочное планирование развития Дальнего Востока и Байкальского региона, как в целом, так и более дифференцированно по отраслям экономики и социальной сферы. Более того, разрабатываются, внедряются и реализуются федеральные целевые программы, а также стратегии развития. Ведётся финансирование стратегических проектов, постепенно подготавливается благоприятная почва для дальнейших инвестиций. Всё это, несомненно, говорит о том, что Дальний Восток и Байкальский регион не стоит на месте и развивается.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Морозова, Т.Г. Экономическая география России / Т.Г. Морозова. М. : Юнити, 2010. - 479 с.

2 Макар, С.В. Федеральные округа России. Региональная экономика / С.В.Макар, А.А. Винокуров, В.Г. Глушкова. М. : КноРус, 2009. - 352 с.

3 Желтиков, В.П. Экономическая география и регионалистика / В. П. Желтиков. М. : Дашков и К, 2010.- 384 с.

4 Фром, Т.А. Экономическая география. Конспект лекций / Т.А. Фром. М. : А-Приор, 2010. - 127 с.

5 Прохорова, В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России / В.В. Прохорова. М. : Изд. Моск.университета, 2010. - 348 с.

6 Козьева, И.А. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) / И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев, М.Г. Клевцова. М. : Юрайт, 2009. - 536 с.

7 Горохов, С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география / С.А. Горохов, Н.Н. Роготень. М. : Юрайт , 2010. - 271 с.

8 Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика / Е.В. Вавилова. М.: Юрайт, 2010. - 224 с.

9 Максаковский, В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях. Часть 2 / В.П. Максаковский. М.: МКПресс, 2009. - 525 с.

10  Гапоненко, А.Л. Региональная экономика и упраление: учебник / А.Л. Гапоненко, Ю.С. Дульщиков. М.: Гардарики, 2006. - 616 с.

11 Скопин, А.Ю. Экономическая география России: учебник / А.Ю. Скопин. М.: Гардарики, 2006. - 368 с.

12 Видяпин, В.И. Экономическая география России: учеб. для вузов / В.И. Видяпин, М.В. Степанов. М. : Инфра-М, 2009. - 586 с.

13 Министерство регионального развития Российской Федерации. - [сайт] URL: http://www.minregion.ru/ministerstvo/ (дата обращения 19.12.11).

14 Информационное агентство REGNUM. - [сайт] URL: http://www.regnum.ru (дата обращения 19.12.11).

15 Сайт саммита АТЭС-2012. - [сайт] URL: http://apec.primorsky.ru (дата обращения 19.12.11).

16 Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). - [сайт] URL: http://www.roszeldor.ru (дата обращения 19.12.11).

17 Официальный сайт Приморского края. - [сайт] URL: http://www.primorsky.ru/administration (дата обращения 19.12.11).

Просмотров работы: 100