ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  Современный этап развития мировой экономики и экономики России характеризуется усилением конкуренции и возрастающим влиянием инновационной деятельности на темпы экономического роста. На мировом рынке продукты интеллектуального труда имеют более высокую стоимость по сравнению с другими видами продукции. Рынок диктует необходимость создания условий для широкого использования нововведений, усиления инновационной активности в связи с его открытостью и ужесточением конкуренции.

С целью получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены искать новые формы организации своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса, является активное использование инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды.

Спрос на инновации, однако, у большого российского бизнеса практически отсутствует.  Ассоциация менеджеров России (АМР) в национальном докладе «Инновационное развитие» оценивает количество инновационно активных компаний лишь в 10-12% от общего их количества. Такая ситуация вызвана тем, что многие предприятия замкнулись на региональном рынке (около 30%) или работают на очень узких, «нишевых» рынках (около 20%), не представляющих интереса для глобальных конкурентов. По данным опроса менеджеров средних и крупных промпредприятий, проведенного Высшей школой экономики и Всемирным банком, около 40% организаций не конкурируют ни с  российскими, ни с забежными компаниями. А для 30% из них проблемы конкуренции с зарубежными компаниями не существует.

Под инновациями, как фактором повышения конкурентоспособности, понимаются конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта на фундаментальном уровне, который используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также - это результат внедрения инновационных разработок на рынке, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования - продукта или товара, когда оно начинает давать экономический эффект.

Инновации, влияющие на конкурентоспособность предприятий, классифицируются по следующим признакам:

-характеру отношений: социально-экономические, организационные, технологические инновации;

-сфере распространения: управленческие, производственные, технические, социальные инновации;

-предметно-содержательной структуре: продуктовые, процессные и аллокационные инновации.

Исходя из этой классификации, можно определить основные направления воздействия инноваций на конкурентоспособность.

Влияние социально-экономических инноваций состоит в оптимизации использования ресурсов. Например, финансовых ресурсов - с целью повышения сравнительных и конкурентных преимуществ; Организационных ресурсов для использовании эффекта масштаба. Это позволяет снижать издержки производства в долгосрочном периоде, Технологические ресурсы для реализации мероприятий по ресурсо- и энергосбережению. Это позволяет снизить затраты  и повысить качество продукции.

Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, новых административных процессах и организационных структурах. Данные инновации заключаются в реализации творческой деятельности, направленной на разработку, создание новых управленческих методов и форм. Это приведет к переустройству системы управления, способствующей росту прибыли, а, следовательно, укреплению ее конкурентоспособности. Технические инновации связаны с использованием новой техники. Это позволит снижать издержки, социальные - с улучшением условий труда, проведением тренингов и мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, что повышает сравнительные и конкурентные преимущества. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников  воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке.  Качество рабочей силы определяет способность экономического субъекта осуществлять собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) или копировать новые продукты у других фирм.

По предметно-содержательной структуре к улучшению потребительских свойств товара и повышению конкурентных преимуществ приведут продуктовые инновации; преобразования, вносимые в процессы, проходящие на предприятии - к снижению издержек, стоимости, повышению качества, сравнительных и конкурентных преимуществ, что произойдет под влиянием процессных инноваций. Реорганизация предприятия, направленная на повышение конкурентоспособности, связана с внедрением аллокационных инноваций. Нельзя не сказать, что продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями, в частности, касается источника инновационной активности:  осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов  других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.

В 2010 г. только 9,6 % российских предприятий осуществляли технологические инновации; 3,9 % - организационные и 2,6 - управленческие, в том числе маркетинговые.

Далее рассмотрим влияние инноваций и их видов на элементы конкурентоспособности посредством объективных, субъективных, организационных, технологических, внешних и внутренних факторов.

Для начала обозначим, что к объективным факторам, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта, следует отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность, а к субъективным факторам, относятся те факторы,  действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений. К внешним,  относятся факторы, которые обуславливают взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами. А внутренние факторы можно определить как существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность.

Так социально-экономические инновации воздействуют через такие факторы, как эффективность производства, сравнительная стоимость сырья и капитал на издержки, сравнительные и конкурентные преимущества и состоят в оптимизации использования финансовых ресурсов.

Организационные инновации оказывают влияние на сравнительные и конкурентные преимущества через все организационные факторы, а также через некоторые внутренние - уровень и динамику цены предложения товара, гибкость ценовой политики на предприятии.

Технологические инновации оказывают влияние посредством технологических факторов на элементы конкурентоспособности (издержки и цену) таким образом, что конкурентоспособность субъекта и объекта повышается на порядок.  Технология, используемая производителем, влияет на качество продукции и её себестоимость. Если технология изготовления продукции является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность продукции, изготовленной по этой технологии. Выбор технологии производства продукции влияет, в первую очередь, на её себестоимость, и здесь уже определяющими становятся экономические параметры и ее оценка конкурентоспособности.

Управленческие инновации воздействуют через организационные факторы на затраты, качество и цену. Они создают сильные конкурентные преимущества современного бизнеса и изменяют привычные принципы, процессы, структуру и практику менеджмента, совершенствуют способы и инструменты, которыми оперируют менеджеры и влияют, прежде всего, на управленческие процессы.

Производственные инновации оказывают влияние на все элементы конкурентоспособности через экономические и внутренние факторы. Такой вид инноваций, воздействуя через ресурсную и кадровую обеспеченность, уровень менеджмента и сервис повышает конкурентоспособность бизнеса.

Технические инновации воздействуют через технологические факторы и через внешние на сравнительные преимущества, качество и издержки.

Социальные инновации воздействуют через внутренние факторы на качество, цену и затраты.

Показателем применяемости инноваций на предприятии является т.н. инновационная активность. Под инновационной активностью следует понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товаров или услуг, выраженную в достижении диктуемых спросом приращения новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время. В странах экономического сотрудничества и развития (OECD) показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет 53%. В России этот показатель значительно меньше (10-12%).

Крупный бизнес в России относится к одним из самых  незаинтересованных участников инновационных процессов. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем по странам OECD  приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР.

 Суммарный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР более чем в 2 раза уступает бюджету на исследования и разработки компании «Volkswagen». Удельный вес затрат на НИОКР в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Однако инновационные процессы в стране на уровне малого бизнеса активно развиваются. Так, например, в 2011 году на десятом Конкурсе русских инноваций представлено на 20% проектов больше, чем в 2010 году, а их число за все время проведения конкурса достигло абсолютного максимума. Созданный всего год назад Открытый инновационный университет, ориентированный на популяризацию лучшего опыта инноваций среди регионального изобретательского и студенческого актива, уже располагает несколькими тысячами слушателей.

Российские территории продолжают создавать инновационную инфраструктуру и собственные институты развития. Так, в ближайшее время в Башкортостане будет введена должность вице-премьера по инновациям. В регионах проводятся различные мероприятия: инновационный форум провела Брянская область, «Ярмарку изобретений» - Алтайский край, проект регионального центра инноваций «Аврора-парк» презентован в Белгороде, III Каспийский инноваций форум состоялся в Астрахани, бизнес-инкубатор на базе Кузбасского технопарка был открыт в Кемерово, а в Сочи состоялся первый международный молодежный научно-инновационный форум «Бизнес-инкубаторы как основа регионального развития». Также региональные власти развивают партнерские отношения с компаниями. К примеру, Белгородский филиал «Ростелеком» и правительство Белгородской области подписали соглашение о сотрудничестве по созданию на территории области регионального центра инноваций.

Лидирующие позиции в рейтинге инновационной активности занимают два региона- Подмосковье и Томская область, а также растет активность Свердловской области и Татарстана  -3, 4 место соответственно. В Московской области основным «драйвером» является проект «Сколково», продолжающий генерировать вокруг себя значительные ожидания. В Томской области инновационная активность не монополизирована каким-либо «локомотивом», а источником новостей выступают различные вузы, компании, научные институты, администрации.

От внедрения инноваций на предприятии с точки зрения его конкурентоспособности, можно получить следующие эффекты:

Во - первых  повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;

Во - вторых  привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;

В - третьих  повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

Итак, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что воздействие на элементы конкурентоспособности со стороны инновационного фактора, формирующее положительные их изменения: улучшение качества продукции, снижение затрат, цены, улучшение сбыта, активизация инновационной деятельности приводит к повышению конкурентоспособности предприятий.

В России с целью повышения конкурентоспособности высокотехнологичных секторов - авиастроение, космический и оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика, для которых  характерно наличие крупных компаний с внутрифирменной наукой, сильная вертикальная кооперация, существенный экспортный потенциал будет оказана государственная поддержка. Основными инструментами поддержки станут государственные программы в соответствующих секторах (а также федеральные целевые программы и подпрограммы государственных программ), в рамках которых будет предусматриваться финансирование наиболее важных и перспективных проектов. Также государственная поддержка будет оказана проектам, позволяющим закрепить российское технологическое лидерство в соответствующих секторах, создать технологии и продукты нового поколения, выиграть конкуренцию с зарубежными производителями на внутреннем и мировых рынках.

Важным станет также расширение и повышение эффективности поддержки высокотехнологичного экспорта, включая предоставление госгарантий.

Список использованных источников:

 

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период   до  2020 года

2 Журнал «Эксперт» (www.expert.ru)

3 www.oad.rags.ru

4 www.dissercat.com

5 www.moluch.ru

6 www.logistics.ru

7 www.raexpert.ru

8 www.fpp.spb.ru

9 www.nair-it.ru

Просмотров работы: 449