ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Опыт стран с высоко развитой экономикой показывает, что основные достигнутые успехи были обеспечены за счет постоянного поиска инноваций и их внедрения. Рост населения, ограниченность природных ресурсов в значительной мере ограничивают возможности дальнейшего развития производства экстенсивным путем. Для большинства стран единственным является интенсивный путь - путь инновационного развития, направленный на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Государство берет на себя функцию обеспечения бизнеса научными знаниями и идеями, призвано обеспечить поддержку научных исследований и разработок, определить цели, принципы и приоритеты своей политики в области инновационной деятельности.

Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон)                  в главе VI.1 «Государственная поддержка инновационной деятельности (введена Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 254-ФЗ)  в статье 16.1 «Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности» раскрывает понятие государственной поддержки инновационной деятельности: совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Эти меры направлены на модернизацию российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках, улучшение качества жизни населения.

Государственная поддержка инновационной деятельности основывается на принципах: программного подхода и измеримости целей; доступности этой поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства; опережающего развития инновационной инфраструктуры; публичности оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; приоритетности дальнейшего развития результатов инновационной деятельности; защиты частных интересов и поощрения частной инициативы; приоритетного использования рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; обеспечения эффективности государственной поддержки для целей социально-экономического развития РФ и субъектов РФ; целевого характера использования бюджетных средств.

Согласно Закону государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах: предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; предоставления образовательных услуг; предоставления информационной поддержки; предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации; формирования спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ; поддержки экспорта; обеспечения инфраструктуры; в формах, не противоречащих законодательству РФ.

На сегодняшний момент для поддержки инновационного развития, государство создало следующие государственные институты поддержки инновационного предпринимательства:

1 Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» создана в 2007 году федеральным законом № 139-ФЗ для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий. Она  выступает соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом.

2 ОАО «Российская венчурная компания» (далее - «РВК») создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2006 года     № 838-р. Представляет собой государственный фонд и институт развития РФ, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Основные цели деятельности - стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. «РВК» осуществляет государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовую поддержку высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в РФ.

3 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года № 65. В Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку. Основные задачи: формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (в приоритете малые наукоемкие предприятия), развитие науки и формирование национальной инновационной системы (активное вовлечение объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета), вовлечение молодежи в инновационную деятельность. На 1 июля          2011 года было поддержано более 8200 проектов.

4 Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково) обеспечивает формирование полного цикла инновационного процесса, включающего в себя образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов. В том числе Фонд финансирует  прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы, организацию пилотного производства, запуск и развитие продаж, продвижение инновационного продукта и технологии на рынок. Объем выделяемого финансирования: стадия идеи - до 1,5 млн. рублей; посевная стадия - до 30 млн. рублей; ранняя стадия - до 150 млн. рублей; продвинутая стадия - до 300 млн. рублей.

5 Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы основан с целью удовлетворения потребностей малых инновационных предприятий в финансовых ресурсах и создание на территории города Москвы благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в научно-технической сфере. Основная задача Фонда - обеспечить доступ малых инновационных предприятий к источникам внебюджетного финансирования (от 10 до 120 млн. рублей) для реализации венчурных проектов.

6 Фонд содействия кредитованию малого бизнеса города Москвы утвержден правительством Москвы (в лице Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы) 3 марта 2006 года на основании Постановления Правительства Москвы от 17 января         2006 года № 35-ПП «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы». Фонд создан с целью развития системы гарантирования кредитов, займов и отношений лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы.

7 Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК) образован в 1994 году как некоммерческая организация Распоряжением мэра Москвы от 21 декабря 1994 года № 630-РМ «О деятельности Московского фонда подготовки кадров». Цели - подготовка и обучение руководителей и представителей малого и среднего бизнеса, участвующих в реализации экономической политики Правительства Москвы, повышение их профессионального мастерства и, как следствие, уровня конкурентоспособности в рыночных условиях.

8 ОАО «Московская венчурная компания» - институт развития города Москвы, созданный в целях финансирования высокотехнологичных компаний на начальной стадии развития, а также вывода продукции (услуг) проектных компаний на отечественный и зарубежные рынки. Основные направления деятельности: инвестиции, управление активами, обучение, выставочно-ярмарочная деятельность, исследование рынка, конкурсы и мероприятия.

На Дальнем Востоке так же проводится активная политика государства  в целях развития инноваций. Для субъектов Дальнего Востока это налоговые льготы или бюджетная поддержка. В каждом субъекте такая государственная поддержка документально оформлена в виде Постановлений Правительства республики (Республика Саха (Якутия)), законов субъектов (Амурская область, Камчатский край), Постановлений губернатора области (Сахалинская область) и т.д.

Так же на территории региона создан Фонд финансовой поддержки промышленности Хабаровского края. Фонд участвует в финансировании программ развития предприятий, наращивающих объемы промышленного производства, внедряющие передовые технологии, осваивающих новые виды продукции.

Такие инструменты государства по поддержке инвестиционных проектов в Дальневосточном Федеральном округе позволили региону занять лидирующую позицию среди других федеральных округов по совокупным объемам инвестиций за период 2009-2010 гг. (рисунок 1).

Кроме этого, благодаря такой поддержке за последнее время в крае наблюдается приток инвестиций, динамика которого представлена на рисунке 2.

Из рисунка 2 видно, что рост инвестиций по годам составил:  в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 36,51 % (17262,4 млн. рублей);     в 2008 году по сравнению с 2007 годом - 29,64 % (19131,2 млн. рублей);    в 2009 году по сравнению с 2008 годом - 15,89 % (13299,1 млн. рублей);    в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 49,35 % (47859,5 млн. рублей). Объем финансирования в 2010 году по сравнению с первоначальными инвестициями 2006 года увеличился на 206 % (97552,2 млн. рублей).

Одним из инструментов механизма финансирования инноваций на территории Хабаровского края выступают конкурсы инновационных проектов и научно-технических разработок. Общий фонд их финансирования за 2006-2008 гг. представлен на рисунке 3.

Из рисунка 3 видно, что в 2007 году общий фонд финансирования составил 49259 тыс. рублей. Его размер увеличился по сравнению с 2006 годом на 308,45 % (37198 тыс. рублей). В 2008 году финансирование составило 63925 тыс. рублей и увеличилось на 29,77 % (14666 тыс. рублей) в сравнении с 2007 годом.

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет так же участвует в конкурсах инновационных проектов, начиная с 2007 года. Так, в 2007 году было  получено первое финансирование в сумме 2,041 млн. рублей. Тогда как в 2010-2011 гг.  краевое финансирование по инновационным проектам в конкурсах «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К.» составило уже в общей сумме более 3,5 млн. рублей и увеличилось более чем на 71 % (1,459 млн. рублей) по сравнению с 2007 годом.

Из этого можно сделать вывод, что инновационная политика края и региона, в целом, стимулирует инновационную деятельность, при этом координируя процессы разработки и реализации инновационных проектов и максимизируя влияние реализуемых инновационных проектов на улучшение экономической ситуации в регионе.

К сожалению, имеющееся законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, не может обеспечить возрастание эффективности. Возможности региональных властей в направлении повышения инвестиционной привлекательности территорий также ограничены бюджетом. Поэтому, необходим новый государственный подход на федеральном уровне к проблеме инвестиционной привлекательности Дальнего Востока. Для этого актуальным становится взаимодействие различных форм государственно-частного партнерства.

Литература:

1 Ардильянова, Е.К. Капитализация знаний / Е.К. Ардильянова // Дальневосточный капитал. - 2010. - № 2 - с. 18 - 25.

2 Пинегина, И.Т. Анализ конкурсов инновационных проектов и научно-технических разработок Хабаровского края / И.Т. Пинегина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2009. - № 4 -  с. 93 - 102. 

3 Прокапало, О.М. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2010 г. / О.М. Прокапало, А.Г. Исаев, Д.В. Суслов, Е.И. Деваева, Т.Е. Котова // Пространственная экономика. - 2011. - № 2 - с. 54 - 91.

4 http://www.innovbusiness.ru/pravo/default.asp?dir=1&type=7

5 http://www.gosbook.ru/node/29045

6 http://mon.gov.ru/dok/fz/nti/898/

7 http://www.kapital-rus.ru/articles/article/194174/

8 http://www.rftr.ru/

9 http://www.rg.ru/2011/07/26/nauka-dok.html

Просмотров работы: 12