ИНФОРМАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РТ (КЕЙС «ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 – 2015 ГОДЫ. - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИНФОРМАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РТ (КЕЙС «ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 – 2015 ГОДЫ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием региона; целевые комплексные программы как инструмент программно - целевого метода управления социально-экономическим развитием региона; реализация конкретной целевой программы в Республике Татарстан.

Abstract

In article theoretical aspects of a programmno-target management method are considered by social and economic development of region; target complex programs as the tool программно - a target management method social and economic development of region; realization of the concrete target program in Republic Tatarstan.

Ключевые слова: The target program, programmno-target method, the long-term target program of Republic Tatarstan «Accessible environment».

Keywords: Target program, the program-target method, the RT target program «Accessible Environment».

Одной из важнейших задач российского общества является повышение качества управления социальным развитием региона. Современная наука имеет в своем арсенале множество подходов к управлению социальными процессами. Но при этом значительное внимание в настоящее время уделяется программно-целевому методу, позволяющему эффективно решать комплексные задачи социально-экономического развития региона.

Программно - целевой метод служит внешним инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем. Он позволяет не только находить наиболее оптимальные варианты региональных преобразований, но и обеспечивать их необходимыми ресурсами, а также координацией процессов планирования, управления и принятия решений при постановке задач по управлению изменениями.

Основными компонентами программно-целевого метода являются:

  • - комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;
  • - организационная система управления программой;
  • - система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;
  • - система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;
  • - законодательная и нормативная база программы.

Одним из основных инструментов реализации программно целевого метода управления социально-экономическим развитием региона, является долгосрочная целевая программа.

Долгосрочная целевая программа - это документ, в котором отражаются цель и комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Срок реализации долгосрочной целевой программы должен быть не менее 3 лет. По сути, долгосрочная целевая программа должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления), в отличие от ведомственной целевой программы - которая направлена на реализацию цели (задачи) определенного ведомства и больше отражает в программном разрезе текущую деятельность определенного ведомства. Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Прежде всего, целевые программы нужны для того, чтобы бюджет не представлял собой эклектичный набор каких-то несвязных действий.

По данным статистики  Жителей в Республике Татарстан - 3.8 млн. человек, число инвалидов- 326.03 тысяч.

По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 процента от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тысячи человек), 2,9 процента - слепые и слабовидящие (9,5 тысячи человек), 1,2 процента - глухие и слабослышащие (3,9 тысячи человек).

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9 % населения Республики Татарстан - это инвалиды, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция. Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:

  • дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации);
  • высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов. Она осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
  • негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и неинвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно- информационных кампаний;
  • дискомфорт, ограничения жизнедеятельности иных маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.

В качестве одного из механизмов решения данной проблемы Правительством Республики Татарстан выбран программно-целевой метод, и постановлением от 22.09.2011 № 786  утверждена долгосрочная целевая программа Республики Татарстан  «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы.

В настоящее время доступность среды для инвалидов в Республики Татарстан  находится на низком уровне. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.

Между тем, действующее федеральное законодательство (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 1995 г.; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Федеральный закон от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 1954-ФЗ) устанавливает обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.

Не так часто, мы встречаем людей с инвалидностью, работающих на предприятиях или учреждениях. Одна из основных причин - отсутствие возможности получить достойное профессиональное образование, которое позволило бы применить себя и реализовать свои возможности. Потребности инвалидов в получении профессионального образования в Республике велики.  Университет управления «ТИСБИ» практически единственный ВУЗ, который с 1997 года по настоящее время целенаправленно занимается образованием инвалидов.

По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Татарстан проживают 326,03 тысячи инвалидов, из них 13,94 тысячи - дети-инвалиды.

Инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, учиться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных школ. К образовательным учреждениям, должны быть предъявлены требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов, технических средств, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми - инвалидами.

Для формирования толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями должны быть направлены мероприятия по созданию и транслированию социальной рекламы, подготовке и транслированию тематических радио- и телепередач, по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Татарстан, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, уважение их особенностей; по организации и проведению общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на уровне Республики Татарстан.

Источники финансирования Программы: средства бюджета Российской Федерации; средства бюджета Республики Татарстан; средства бюджетов муниципальных образований; привлеченные внебюджетные средства.

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:

  • на 2011 год - 695727,832 тыс.рублей, в том числе 347863,916 тыс.рублей - средства бюджета Республики Татарстан; 347863,916 тыс.рублей - средства бюджета Российской Федерации;
  • на 2012 год объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 году, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • на 2013 - 2015 годы - по итогам реализации мероприятий в 2011 - 2012 годах.

Объемы предполагаемых средств бюджетов муниципальных районов и городских округов будут определены после принятия соответствующих целевых муниципальных программ.

Привлечение в установленном порядке внебюджетных средств из различных источников осуществляется государственным заказчиком Программы, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, региональными отделениями общероссийских общественных организаций инвалидов.

Нельзя решить всё и сразу, значит,  количество целей должны быть ограничены. Поэтому в целевых программах существуют индикаторы, которые оценивают приближение к назначенной цели.

К 2015 году планируется достижение следующих результатов Программы «Доступная среда»:

  • - наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;
  • - доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры - 45 %;
  • - доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава - 16,5 %;
  • - доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения - 10 %;
  • - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений - 20 %;
  • - доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг - 55 %;
  • - доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов, - 49,6 %.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием региона  являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.

Литература:

  • 1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. - М.: Наука. 2009.
  • 2. Миронов В.С. Методика оценки эффективности программно-целевого подхода в управлении экономикой региона // Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
  • 3. Стефанов, Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика:Учебник /Н.Стефанов, К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. - М: "Прогресс", 2009. - 315 с.
  • 4. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015гг// mert.tatarstan.ru
  • 5. Эффективность бюджетных расходов на муниципальном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. - М.: Издательство «Весь Мир», - 2009, - 171 с

The literature:

1. Agafonov V. A. The analysis of strategy and working out of complex programs. - М: the Science. 2009.

2. Mironov V. S. A technique of an estimation of efficiency of the programmno-target approach in management of region economy//Problems of modern economy, N 4 (28), 2008

3. Стефанов, N.G.programmno the approach in management. The theory and практика:Учебник/N.Stefanov, K.Simeonov, K.Kostev, S.Kachaunov. - M: "Progress", 2009. - 315 with.

4. The program of social and economic development of Republic Tatarstan on 2011-2015гг//mert.tatarstan.ru

5. Efficiency of budgetary expenses at municipal level / Under the editorship of A.M.Lavrova. - М: Publishing house "Whole world", - 2009, - 171 with

Просмотров работы: 22