МИФОСТРОИТЕЛЬСТВО М.ГОРЬКОГО - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МИФОСТРОИТЕЛЬСТВО М.ГОРЬКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

В 1909 году Ленин написал как философский трактат «Материализм и эмпириокритицизм», где критиковал философские заблуждения группы ряда партийных функционеров (А. А. Богданова, А. В. Луначарского, В.А. Базарова и др.),  предпринявших попытку соединить марксизм с религией, названную «богостроительством», так и письма Горькому, после которых последний разочаровался в «богостроителях».

Герой повести «Исповедь», которую Горький написал под влиянием «богосикателей», с ранних лет сталкивается с жизненными невзгодами, так как он был подкидышем. Его берет к себе дьячок Ларион, который внушает ему сознание своей богооставленности. Вот та исходная точка, от которой началось богоискательство Матвея. Темой произведения является мысль о невмешательстве Бога в судьбу человека и искание правды.

Другая истина, которую воспринял от Лариона Матвей - неверие в существование дьявола. Это заставляет его видеть причину зла в воле Божией. Кроме этого проблемой героя является самонадеянность, которая приводит к несогласию с духовенством и собственной трактовке правил веры. Однако Матвей любил храм с детских лет, поэтому поиск истины он начинает именно с Церкви.Сложные колебания претерпевает герой в своем отношении к Богу: он то молит Его о помощи, то винит в своих бедах, то злится на Него, то просит прощения. Мечется его душа, и нигде он не может отыскать правды. Присматриваясь к людям, Матвей приходит к выводу о царящем в мире многобожии: «Вот, - думаю, - разобрали люди Бога по частям, каждый по нужде своей, - у одного - добренький, у другого - страшный, попы Его в разбойники наняли себе и кадильным дымом платят Ему за то, что Он сытно кормит их. Только Ларион необъятного Бога имел»[1].

Все эти мысли сопровождают разные события. У Матвея умирает жена и сын, и он отправляется в монастырь на послушание. Но в монастыре он находит злобу, зависть, разврат. Он не обретает правды, но лишь углубляются его колебания в вере. Его мучают карамазовские вопросы: есть ли Бог и зачем Он попускает столько зла? Ищет герой правды, а жизнь все новые соблазны являет. Дьявол, в которого не верит Матвей, тешится над ним. Перед уходом из монастыря его совсем сбивает с пути монах Антоний, провозглашая: «Бог же твой - сон твоей души»[2].

После монастыря Матвей скитается со странниками. Смятение его души переходит в неколебимое утверждение в мысли о всеобщей злобе, об отчаянии, о многобожии, о безысходности и богооставленности мира. За время странствий перед нами встают еще проблемы - проблема разобщенности людей и бегства от жизни в грезу. Писатель ищет ответы на вопросы с помощью своего героя. Так встречается Матвею новый странник - «расстриженный» священник (иереев не «расстригают», а лишают сана). Он окончательно раскрывает перед Матвеем «обман Церкви», освобождая место для своей правды. А она у него заключается в том, что Христа сделали Богом люди, некое коллективное единство - народ. В итоге оказывается, что народ - это и есть Бог. Задача человека - раствориться в единстве, так как личность есть лишь отломленность от родного целого.

Эта идея принимает вид правды в рациональном и эмоциональном построении. Бывший священник отправляет его к богостроителям, ими являются рабочие-революционеры. Однако Матвей не годится для богостроительства, так как он хочет сознавать себя героем нового дела, т. е. он стремится к индивидуальности, а это противоречит идее единства. Герой, после новых странствий, все же сливается с народом-Богом. Это происходит при исцелении больной во время крестного хода с чудотворной иконой Богоматери. Однако исцеление свершается не благодатию Божией, но силой «психологии коллективизма».

И потому «единство» кажется понятием абстрактным. Даже сам автор признавал, что «Исповедь» - «книга не ясная»: «Я - атеист. В «Исповеди мне нужно было показать, какими путями человек может прийти от индивидуализма к коллективистическому пониманию мира»[3]. Можно было бы прийти к выводу: обожествляемое единство - это пролетарский интернационализм, если бы не понятие не исконно русский пасхальный архетип[4], следуя которому герой проходит путь от «Я» с соборному «Мы».  Горький ставил задачу создания нового архетипа.



[1]Горький М. //Соч.: в 30т. - М., 1950. - Т. 8. - С.262.

[2]  Там же. - С.294.

[3] Горький. Исповедь. Электронный ресурс - http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/proza/ispoved/ispoved-primechaniya.htm

[4] См.: Есаулоа И.А. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004.

Просмотров работы: 2