«И ПУСТЬ У ГРОБОВОГО ВХОДА МЛАДАЯ БУДЕТ ЖИЗНЬ ИГРАТЬ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«И ПУСТЬ У ГРОБОВОГО ВХОДА МЛАДАЯ БУДЕТ ЖИЗНЬ ИГРАТЬ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

 Перед лицом смерти выявляется до конца вся сила базаровской натуры. "Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг." "Нигилист остается верен себе до конца"[1]. Оставаясь медиком, он хладнокровно отмечает этапы своей болезни, злясь на смерть как на нелепую случайность и презирая себя за беспомощность ("Что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится"). "В критическую минуту [он] не меняет своего мрачного миросозерцания на другое, более отрадное"[2] ("Да, поди попробуй отрицать смерть! Она тебя отрицает, и баста!"). Но перед концом он все-таки посылает за Одинцовой, чтобы проститься со всем дорогим, что оставалось у него в жизни - проститься с жизнью как таковой. Прося у нее последний поцелуй, он неожиданно говорит с такой же "красивостью", за которую так негодовал на Аркадия: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...", что означает его невольную капитуляцию перед прежде столь презрительно третируемым им романтизмом.

Одной из последних фраз Базарова Тургенев сделал слова о его ненужности для России: "Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен...". Это должно означать, что России не нужен нигилизм, не нужно разрушение, а надобны созидатели, труженики, мастера и просто честные люди. Таким образом, Базаров не нужен России как нигилист, но, несомненно, нужен как выдающаяся личность. Будучи нигилистом, отрицателем по мировоззрению, Базаров нигде в романе не выступает собственно разрушителем, посягнувшим на какие-либо сокровенные жизненные ценности. От этого его удерживает всякий раз здравый смысл, прирожденные нравственность, благородство и чувство справедливости, так как Базаров не сомневается признать правоту и хорошие качества даже совершенно чуждых ему по духу людей. Он великолепно знает свое дело, образован и трудолюбив, ненавидит слабость во всех ее видах, ненавидит русскую расслабленность воли и душевную нечистоплотность. Он способен к упорному созидательному труду - и этим он нужен России. Он умнее, сильнее и «больше», чем исповедуемая им теория, которая становится глупой и вредной, как только попадает на вооружение к бездарным Ситниковым.

Возвеличив нигилиста, сделав его почти титанической фигурой, равной которой по силе нет в романе, Тургенев поступил очень смело, фактически пойдя против своих единомышленников. И его друг П.В. Анненков, и издатель "Русского вестника" М.Н. Катков уговаривали его переделать роман, снизив образ Базарова, чтобы не дать нигилистам утвердиться в общественном мнении. Но сам Тургенев был явно увлечен своим героем, и именно в силу его новизны, яркости и предельной чуждости миру самого писателя - миру дворянской культуры и искусству. "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу" - писал Тургенев Фету в апреле 1862 г. "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной чужостью и резкостью... - я виноват и не достиг своей цели."

Так оказывается в конце концов снятым основной конфликт романа - вместе с устранением из жизни обоих антагонистов. Но жизнь продолжается дальше, оказываясь бесконечно сложнее, чем представлялось героям, а противоречия между поколениями, казавшиеся столь острыми вначале романа, сглаживаются и уходят. В один день совершаются две счастливые свадьбы - Аркадия и его отца, на свет появляется следующее поколение, а Аркадий тем временем берется за хозяйство, не дававшееся его отцу, и понемногу исправляет положение. Последняя же картина романа - изображение могилы Базарова с безмятежно растущими на ней цветами соотносит все действие романа с вечностью, перед лицом которой растворяется конфликт двух исторических сословий. Торжествуют те самые силы природы, которые действовали в Базарове даже помимо его сознания и воли и продолжают владычествовать в мире и после его исчезновения. Те же герои, которые любили природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным, неодолимым силам, действующим в ней, обретают истинное счастье в любви, и жизнь продолжается именно ими. По свидетельству самого автора, истинное счастье в романе достается все-таки мягкому Аркадию: "Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек". Природа как мать всего живого, источник "всякого дыхания", божественная мудрость которой проявляется в ее совершенной красоте, - не просто величаво "равнодушна" к судьбам своих детей, как писал Пушкин в своем знаменитом философском стихотворении[3], но примиряет их в своей любви и "жизни бесконечной". И последний эпизод, где на мой взгляд ярко проявляется противоречие Базарова это последние минуты жизни, его разговор с отцом о причастии,  о Боге. Из - за чего же Евгений заговорил о Боге, существование которого отрицал ? «- Я не отказываюсь, если это может вас утешить, - промолвил он наконец, - но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше» из- за того, что верил или из-за того , чтоб отдать дань почтения своему отцу на смертном одре? Но в то же время: «Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что‑то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Это содрогание ужаса нельзя объяснить рационально, но и в символическом плане сцену нельзя воспринимать - его нет в романе. Содрогание ужаса при соборовании - просто последняя черта в жизни трагического героя.

Но вот что важно - роман начинается 20 мая 1859 г., по богослужебному календарю это - Троицкая родительская суббота. Как известно, суббота в Православной Церкви посвящена поминовению усопших. Связан этот обычай с мыслью о покое и тем, что именно в субботу тело Иисуса Христа покоилось во гробе. «Сия есть благословенная суббота, сей есть упокоения день» - звучит стихира в Великую Субботу. Смысл службы в том, что пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых.  После богослужения христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Такой чистотой родительских сердец дышат последние строки романа: «Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»


[1] Писарев Д.И. Базаров. // Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1955. С. 45-46.

[2] Там же

[3] В словах Тургенева о "равнодушной" природе в последней фразе "Отцов и детей" скрывается цитата из стихотворения Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных": "... И пусть у гробового входа/ Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять."

Просмотров работы: 16