Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
В процессе конъюнктурой ревизии культурного наследия советской эпохи Маяковскому достается едва ли не больше других. Так, Инна Вишневская в своей интерпретации "Мистерии-Буфф" приписывает главному герою - Человеку будущего - сатанинское начало[1]. Глеб Анищенко в Человеке Просто видит Антихриста[2]. Пресс-релиз первого Московского фестиваля Маяковского гласил: «Маяковский - человек-перформанс"[3].
Воистину: «Теперешний облик Маяковского неубедителен, он даже может ввести в обман»[4].
Множество исследований творчества Маяковского нуждается в новом прочтении и реинтерпретации в соответствии с принципами научной объективности - образ бога, божественного у Маяковского - тема особого исследования, также как и богатство библейских аналогий, цитат, ассоциаций в его творчестве. Обращусь к сердцевинному произведению - «Мистерии-буфф», что позволит проследить динамику библейского структурно-семантического слоя в творчестве Маяковского и объяснить его модификацию эволюцией мировоззренческих целеустановок художника: от стихийного безбожества (богоборчества) через духовные искания (богоискательство) к полной апостасии (богоотступничеству). Полагаю, интерпретация библейской символики завершается пьесой «Мистерия-буфф», поскольку в послереволюционном аксиологическом пространстве богоборческие и богоискательские тенденции трансформируются Маяковским в антирелигиозную пропаганду.
В "Мистерии-Буфф" еще сильны отзвуки проблем, волновавших Маяковского в дореволюционный период (абстрактный человек, социалистический рай). В либретто Маяковский сам сказал, что нечистые "радуются и дивятся... первым чудесам будущего, открывшегося за горами труда". Трудящихся манят в землю обетованную, где «сладкий труд не мозолит руки» и «работа розой цветет на ладони».
Кругом потопа смертельная ванная.
Пускай!
Найдется обетованная!
Человек-водитель воплощается в нечистых, а во втором варианте «Мистерии Буфф» 1921 этот же человек фигурирует уже в качестве пришедшего рассказать нечистым как очевидец о социалистическом рае
Я видел тридцатый,
сороковой век.
Я из будущего времени
просто человек.
Перед нами не просто водитель будущего - он утверждает на горе из верстаков, станков и горнов:
Эта ставка последняя у мира в игорне,
Слушайте! Новая проповедь нагорная!
И далее Человек просто действительно произносит слова, взятые из Нагорной проповеди, но с совершенно противоположной коннотацией:
Мой рай для всех, кроме нищих духов,
От постов великих вспухших с луну.
Условие для достижения земного рая - просто:
На пророков перестаньте пялить око,
Взорвите все, что чтили и чтут.
И она, земля обетованная,окажется под боком -
Вот тут!
Остается добавить, что в первой - мейерхольдовской - постановке «Мистерии» Человека Просто играл сам Маяковский. Играл просто, играл потому, что был «здоров, силен и молод, любит таблицу умножения и солнце (не "светило", но просто). Выйдя навстречу толпе, он гаркнул простое, понятное: "хлебище дайте жрать ржаной!" "Дайте жить с живой женой!" Крик животного отчаянья и высокой надежды. Здесь кончается быт и начинается эпос»[5].
Эренбург очень точно увидел в Маяковском надежду - надежду спасающегося во времена потопа в ковчеге. Знаменательно, что поэт играл в той постановке не только Человека просто, но и - ввиду неявки нескольких актеров - черта в аду и Мафусаила в раю. Маяковский вобрал в себя и ад, и рай - подобно пророкам, берущим на себя всю ответственность за происходящее с народом.
[1] Вишневская И. "Как живой с живыми говоря..." // http://www.krug.ooo-radoneg.ru/374123/436307
[2] Анищенко Г. Православие. Литература. Революция. М., Паломник, 2010. С. 259-278
[3] Чучалова Ю. «Девушка пляшет, а шарик улетел» // НГ+ Антракт 2002-07-24
[4] Эренбург И.Г.. Портреты русских поэтов. I.G.Erenburg. Portrats russischer Dichter. Berlin: Scholz, 1922. Центрифуга. Centrifuga. Russian Reprintings and Printings. Munchen: Wilhelm Fink Verlag, 1972 // http://www.litera.ru/stixiya/articles/781.html
[5] Эренбург И.Г.. Указ соч.