Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Война, оккупация, немцы...Русские люди, пытающиеся выжить среди охваченного огнем города. С одной стороны - таких историй тысячи в литературе, с другой - неповторимость каждой судьбы. В рассказе Андрея Платонова «Житель родного города» Мы видим человека, главного героя произведения, чей образ отличается от сотен других персонажей. По-моему, одна из причин особой значимости этого образа в том, Иван Коншин - живописец. Художник, творец - он видит мир через призму создаваемых образов даже в захваченном фашистами Воронеже.
Живя среди врагов, рискуя в любой момент перестать существовать, Иван тихо ходит по родному городу, не боясь врагов, посещая те места, где прошли его счастливые дни. Каждый день даже каждый час город безвозвратно рушится. Вместе с погибающими улочками и строениями постепенно, по частичкам умирает и Иван. Стремясь предотвратить полное исчезновение города, главный герой запоминает все до мелочей и рисует - рисует для тех, кто будет воскрешать руины.
Уходят дорогие Ивану люди... Его старший друг, «живая библия» - Артемий Дмитриевич Дежкин безвременно погибает. Хоть ему уже было больше девяносто лет от роду, и «он стал бурый, точно ржавь пошла по его бороде и волосам, а кожа к этому сроку у него потемнела и стала походить по цвету на торфяную землю»[1], Митрич мог бы еще пожить. Да и сам Дежкин говорил: «...Почва уж на теле растет. А жить всё одно надо: живется». Иван Петрович знал Дежкина с детства, будучи ребёнком, нередко бывал им наказан. Но и взрослея, Коншин не прекратил общения с наставником. В какой-то момент, не зная как жить дальше, чувствуя свое сиротство, Коншин приходит к Митрофаньевскому монастырю, который ранее был одним из важнейших религиозных центров православной России и одной из главных святых мест Воронежской губернии. Монастырь выделялся своим архитектурным ансамблем, создававшимся в течение многих лет, и Коншин, видя его, верил, «что не изжила себя та сила, которая создала его, и под большим шатром голубых небес жила все та же вековечная, тихая и могучая Россия». Именно здесь он находит успокоение, наверно, даже не понимая, что через прикосновение к прошлому он приближается к вечному.
И вот настает день, когда Иван остается без родного дома, а главное - без своих рисунков. Но он не жалеет об этой утрате. Всеобщее горе объединяет ранее даже не знакомых людей и придает им силы на борьбу с врагом. И Иван Коншин идет на смерть, защищая своих соседей, таких же простых людей, как и он сам. Они тоже предпочли смерть бесчестию в плену.
Чудом спасшись, Иван начинает восстанавливать город. И здесь воплощается его вера в то, что в России осталась «прежняя материнская сила, которая воскресит все то, что несправедливо погибло». Ведь голубой шатер - знак архитектурной символики богородичных храмов. По-моему, именно надежда и заступничество Богоматери помогли главному герою пережить все испытания и не пасть духом. «Эта слабая ветвь должна вытерпеть и преодолеть и ветер, и огонь, и камень: она - единственное живое здесь, а все остальное - уже мертвое, и, быть может, эта ветвь прорастет сквозь камень в почву и когда-нибудь ее обильные разросшиеся листья наполнят шумом опустевший воздух, и буря в них станет песней» - на мой взгляд, эти слова очень точно отражают обновление души главного героя маленького рассказа А.Платонова «Житель родного города». Писатель акцентирует ответственность творческой личности - в том числе и своей - перед миром, от нее, от этой личности, зависит, каким станет мир после смерти, какие каноны повлияют на его обновление.
Поэтому каждый рассказ Платонова является учебником жизни, зовущим к обновлению - себя и мира.
[1] Ссылки на текст - по Платонов А.П. Чутье правды / Cост. В.А. Верина. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 393-397