Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Критики очень часто называли Сергея Орлова «не вернувшимся с войны». Это определение, очевидно, подчеркивает трагизм лирики замечательного поэта. При этом подчеркивается присущий ей дух религиозности. Мне представляется, что эти два положения - взаимоисключающие. Достаточно углубиться в стихотворение «А мы прошли по жизни просто», в котором, на первый взгляд, звучит трагическое равнодушие к будущему:
Что из того, что потом поставят
Потомки, благодарные навек
Нам монументы?....................
Им только счастье светлое досталось,
И мир всю жизнь, как нам всю жизнь - война.
Однако здесь сомнения, но есть борение, подобное евангельскому «да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Строки
...и солёным потом воздух,
Где мы прошли, на все века пропах,
проникнутые строками Евангелия от Луки «был пот Его как капли крови...», безусловно, соединены с центральными по смыслу:
Мы замутили кровью столько рек.
Пот и кровь - некое фразеологическое сращение, описывающее тяжкий труд: «всю жизнь - война». Что Орлов имеет в виду, говоря эти слова? Может он говорит, о большевистском - безрелигиозном - режиме, в котором он жил? Но обратим внимание на важное обстоятельство: автор не ставит эти два слова рядом. Не для того ли, чтобы у читателяза образами горя и страдания проступил образ искупления? Глаголы, прикрепленные к местоимению «они», рисуют образ будущего поколения, глаголы же, относящиеся к «мы», связаны со временем войны: «прошли», «мерзли», «замутили», «пеклись». Христианская маркированность данных лексем очевидна, так определяется пасхальное движение к спасению - от «я» к «мы».
Таким образом, читая стихотворение Сергея Орлова «А мы прошли по жизни просто», понимаешь, что Орлов, говоря о сущем, затрагивает вечную тему - тему спасения в воинском подвиге как истинной христианской жизни, невозможной без борения.