РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия.

Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивидов.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Мы рассматриваем понятие «информационная культура».

«Информационная культура - это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений». Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Существует несколько интерпретаций понятия информационная культура:

«Информационная культура - совокупность имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач»; информационная культура - достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровень создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни.

«Информационная культура - умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными».

«Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности».

«Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию».

«Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании».

Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура).

«Будучи неотъемлемой частью культуры, в целом информационная культура неразрывно связана со «второй социальной природой» человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа - носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом - то, на что направлена указанная деятельность субъекта».

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях:

  1. Информационная культура личности.
  2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).
  3. Информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки.

Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также: способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Эмпирическая интерпретация понятия информационная культура личности

Информационная культура личности

Когнитивный уровень
(знания, умения)

Эмоционально-ценностный уровень
(установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень
(реальное и потенциальное поведение)

1. Интернет-грамотность

2. Навыки обращения с информацией:

  • умение организовать поиск необходимой информации;
  • умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
  • умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
  1. Содержание информационных потребностей и интересов.
  2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.
  3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации.
  4. Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.
  5. Отношение к девиантному поведению в Интернет.
  1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации.
  2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.
  3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.
  4. Способы распространения новой информации.
  5. Степень включенности в Интернет-сообщество.
  6. Формы деятельности в Интернет.

Таким образом, понятие информационной культуры может иметь три уровня проявления, которые реализуются в процессе жизнедеятельности человека, если создаются необходимые условия для формирования культуры. Обобщая вышесказанное, информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.

Просмотров работы: 326