ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них - погибают; 60% - сироты, достигшие трехлетнего возраста, - попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 2005 - 2009 гг.»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права и обязанности, закрепленные за ними в действующих законодательных актах.[19]
Следует также отметить, что одной из основных причин совершения несовершеннолетними противоправных действий является их недостаточная информированность в плане ответственности за совершение таких деяний.
В настоящее время защита прав ребенка изучается на уроках ОБЖ только в 10 классе в рамках одного часа в теме: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и в 11 классе в рамках одного часа в разделе «Основы здорового образа жизни» в рамках темы: «Семья в современном обществе. Законодательство о семье». В рамках данной темы освещаются вопросы, связанные с заключением и расторжением брака, права и обязанности супругов, права и обязанности детей и родителей. Этого не достаточно для того чтобы учащиеся получили нужные им знания об их правах, свободах и обязанностях не как граждан, а именно как детей. Да и к тому же, на мой взгляд, просвещение школьников в данном вопросе должно начинаться не со старшей школы, а на более ранних этапах обучения. Для этого необходимо разработать программу, которая позволит улучшить знания учащихся прав и обязанностей детей.
Теоретическую основу написания курсовой работы составили: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, международные документы по правам ребенка, труды И. М. Кузнецовой(1999), С. Р. Коробова(2003), А. М. Нечаева(2004) и других теоретиков и практиков в области защиты прав ребенка.
Цель исследования: изучение прав ребенка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: изучение прав ребенка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи исследования:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 История проблемы защиты прав детей
Ювенальная юстиция (Juvenile Justice - в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних) в современном понимании имеет довольно длительную и интересную историю. Ювеналиями в Древнем Риме называли празднества в честь богини юности.
Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова. Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневековья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары за совершенное деяние.
В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность, как и взрослые и в отношении них могли применяться практически все виды уголовных наказаний. Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.[1]
Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания.[22]
В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в.
В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрослых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.[4]
И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890г.), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894г.) и в 1899г. в США.
Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.[1 с. 1]
26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве была принята декларация прав ребенка, разработанная Эглантин Джебб. Она состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Ассамблея призвала своих членов руководствоваться положениями декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние.[3 c. 1]
Не малую роль в становлении правосудия в области защиты прав ребенка сыграла всемирная организация ООН. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.[14]
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.[17]
На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. При подписании Конвенции ООН, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Конвенцию, делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил Анджею Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду - Международную золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве.[6]
Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).[11]
СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.[2 с. 2-3]
1.2 Правовое регулирование защиты прав ребенка в Российской Федерации
Ювенальная юстиция в России - создаваемая в России специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.
Предполагается, что данная система будет представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.[20]
В России ювенальная юстиция реализуется в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Нормативная база, необходимая для введения в России государственной системы органов ювенальной юстиции, находится в процессе обсуждения.
Особый статус несовершеннолетнего преступника находит закрепление в самых ранних российских нормативных актах. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года уголовная ответственность была ограничена возрастом семи лет.
5 декабря 1866 года Александром II был утверждён Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», которым устанавливались особые правила содержания несовершеннолетних преступников, в том числе установлено раздельное содержание лиц мужского и женского пола.
Следующим этапом развития особых правил правосудия по делам несовершеннолетних стало изменение 2 Июня 1897 года Николаем II действовавшего Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в части ответственности и наказания несовершеннолетних.[22]
В Уголовном уложении 1903 года возраст наступления уголовной ответственности определён в десять лет, а одним из оснований освобождения от уголовной ответственность признана неспособность несовершеннолетнего «понимать свойства и значение им совершаемого или руководить своими поступками». Регламентирован порядок отбывания несовершеннолетними наказания, а для малолетних преступников предусматривалась возможность отбывания наказания послушником в монастыре.
В России первый детский суд просуществовал с 1910 до 1918 года, однако после октябрьской революции был упразднён и не получил дальнейшего развития.
14 января 1918 года Советом народных комиссаров принят Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, в соответствии с которым упразднялись суды и тюремное заключения для малолетних, а дела о несовершеннолетних до 17 лет стали передаваться в комиссии для несовершеннолетних.
Принципы ювенальной юстиции в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 942 от 14.09.1995, утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», в соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.[21]
В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к которым, в частности, были отнесены: дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим».
Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи.[18]
Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний.
В 2009 году введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте, губернаторов субъектов РФ.
В 2010 году во втором чтении в Госдуме отклонён проект федерального конституционного закона №38948-3«О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов).[8]
В феврале 2011 года утверждено Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел. С позиции ювенальной юстиции большое значение придаётся п. 44 настоящего Постановления, в соответствии с которым «судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств».
Отдельные законопроекты предполагают не сводить идею ювенальной юстиции только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеют целью решать более широкие задачи:
В некоторых случаях предусматривается расширение полномочий социальных служб, которые по существу уполномочиваются контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей.
Отдельными проектами предполагается охватить медицинские вопросы, в частности: сексуальное просвещение детей, планирование семьи.[1]
1.3 Изучение защиты прав ребенка на уроках «Основ Безопасности Жизнедеятельности»
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них - погибают; 60% - сироты, достигшие трехлетнего возраста, - попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 2005 - 2009 гг.»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка, как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.[5]
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права и обязанности, закрепленные за ними в действующих законодательных актах.[4]
В настоящее время защита прав ребенка изучается на уроках ОБЖ только в 10 классе в рамках одного часа в теме: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и в 11 классе в рамках одного часа в разделе «Основы здорового образа жизни» в рамках темы: «Семья в современном обществе. Законодательство о семье». В рамках данной темы освещаются вопросы, связанные с заключением и расторжением брака, права и обязанности супругов, права и обязанности детей и родителей. Этого не достаточно для того чтобы учащиеся получили нужные им знания о их правах, свободах и обязанностях не как граждан, а именно как детей. Да и к тому же, на мой взгляд, просвещение школьников в данном вопросе должно начинаться не со старшей школы, а на более ранних этапах обучения. Для этого необходимо разработать ряд внеклассных мероприятий по защите прав ребенка. Можно использовать различные формы организации и проведения данных занятий, разрабатывать и проводить их с учителем обществознания.
Основным международным документом, закрепляющим права ребенка является Конвенция ООН о правах ребенка, поэтому данной теме нужно уделить отдельное занятие. Цель данного занятия будет познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни. Его можно провести в игровой форме, познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.[9]
Так же детей необходимо познакомить с основными документами, закрепляющими их права в Российской Федерации. Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.[10]
Необходимо также отдельное внимание уделить рассмотрению Семейного Кодекса РФ. Детям нужно объяснить, что с рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:
За ребенком закреплено и такое личное право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.[7]
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органов опеки и попечительства, прокуроров, судей - защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет - в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.
Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, исключая случаи, когда это противоречит его собственным интересам. Кроме того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.[13]
Все эти и многие другие вопросы необходимо разбирать с детьми на более ранних этапах обучения, так как большинство детей младшего и среднего школьного возраста, как правило, не знают о своих правах и обязанностях, как перед родителями, так и перед обществом, но в этом не их вина, а родителей и школы. Именно они должны просвещать детей в данном вопросе. И здесь возникает другая проблема, незнание родителей прав и свобод детей, обязанностей родителей перед детьми. В этом случае необходимо проводить занятия как совместно с учениками и их родителями, так и с конкретно родителями.
ГЛАВА II НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация научно-исследовательской работы: задачи, содержание, методы
На базе научных работ и педагогического опыта разработана совместно с преподавателем организатором ОБЖ Барабановской средней общеобразовательной школы Новосергиевкого района Оренбургской области программа «Защита прав ребенка», апробация которой планируется осуществить в процессе экспериментальной работы на формирующем этапе. Эксперимент (от латинского слова «проба, опыт») является одним из методов исследования. Он направлен на проверку выдвинутых идей, гипотез, положений и активно воздействует на изучаемое явление на основе преобразования, комбинации, варьирования или изоляции определенных условий его функционирования для достижения результатов. Педагогический эксперимент, являясь одним из видов опытно-экспериментальной работы, представляет комплекс методов, которые обеспечивают объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы.[14] При организации экспериментальной работы по проверке программы и педагогических условий улучшения знаний школьников прав и обязанностей детей, нами были проведены следующие процедуры, описанные в научно-методической литературе:
На основе вышеуказанных требований, рекомендаций, установок были определены цель, задачи, методы, содержание этапов осуществления эксперимента. Непосредственная цель эксперимента связана с общей целью курсовой работы.[16]
Исходя из цели, нами были определены задачи эксперимента, которые конкретизируют и раскрывают цель работы. Они обуславливают основные направления и содержание эксперимента.
Задачи экспериментального исследования:
Опытно-экспериментальная работа по обучению учащихся знаниям прав и обязанностей детей будет проводиться на базе МОУ «Барабановская СОШ» Новосергеевского района.
На констатирующем этапе эксперимента - выявлялся начальный уровень знаний о правах и обязанностях детей с помощью тестового задания, разработанного коллективом авторов под руководством доктора юридических наук, профессора И.Ф. Колонтаевской. (см. Приложение 1).
Цель констатирующего эксперимента - анализ существующей системы обучения знаниям о правах и обязанностях детей. В процессе исследования будет проведена экспертная оценка, в ходе которой будет осуществлена оценка актуальности проблемы, отражающая уровень эффективности обучения знаниям о правах и обязанностях детей.
Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тесты можно разделить на две категории - адаптивные и традиционные тесты.
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Как правило, тест содержит много вопросов (50-70) и продолжается достаточно долго. Заранее известно количество вопросов и проходной бал. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
В адаптивном тесте количество вопросов заранее не известно. Обычно их число варьируется от 15 до 25 и зависит от ответов кандидата. Адаптивный тест "привязан" к каждому экзаменующемуся. Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Кто отвечает на него правильно, получит следующий вопрос более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.
Преимущества: Адаптивный тест может определить баллы экзаменуемого с помощью меньшего количества вопросов, иногда уменьшая длину теста на 60%. За счет этого кандидат получает больше времени для обдумывания на каждый вопрос.[15]
На формирующем этапе планируется реализовать программу «Защита прав ребенка» на внеурочных занятиях.
Учебно-тематический план факультативных занятий
№ п/п |
Тема |
Краткое содержание |
1 |
Права детей. История развития. |
Что такое права детей. Кто является ребенком. Права детей в древние времена. Права детей в России 19 века и СССР. |
2 |
Международные документы о правах детей. |
Женевская декларация прав ребенка. Содержание и значение Конвенции ООН о правах ребенка. |
3 |
Права детей в Российской Федерации. Законодательная база. |
Содержание Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Органы, обеспечивающие защиту прав детей в России. |
4 |
Права и обязанности детей и родителей в семье. |
Права и обязанности детей в семье. Права и обязанности родителей. Органы опеки. |
5 |
Права и обязанности детей в школе. |
Право на образование. Обязанности. Использование детского труда в школе. |
6 |
Органы, обеспечивающие надзор за соблюдением прав детей. |
Органы, обеспечивающие надзор за соблюдением прав детей. Их функции. |
7 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
Виды преступлений и наказание за них. Учет и борьба с правонарушениями несовершеннолетних. |
8 |
Беседа с представителем Детской комнаты полиции. |
Доклад представителя Детской комнаты полиции. Беседа вопрос-ответ. Демонстрация фильма. |
Факультативный курс - необязательный учебный курс или предмет, изучаемый студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний.
На контрольном этапе выясняется уровень знаний о правах и обязанностях детей после реализации программы «Защита прав ребенка» с помощью тестового задания, разработанного.......(см. Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать ряд заключений:
1. Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова. Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневековья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары за совершенное деяние.
В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность, как и взрослые и в отношении них могли применяться практически все виды уголовных наказаний. Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей. В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в.
В России ювенальная юстиция реализуется в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Нормативная база, необходимая для введения в России государственной системы органов ювенальной юстиции, находится в процессе обсуждения.
Основным законом о защите прав детей в Российской Федерации является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», который был принят в 1998 году, и Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Большинство детей не знают свои права и обязанности, а просвещение их этому вопросу в школе проводится слабо. На уроках ОБЖ ему уделяется всего 3 часа в старших классах, поэтому необходимо разработать систему внеклассных мероприятий посвященных ознакомлению учащихся с основными международными и российскими законами, закрепляющими права детей, их правам и обязанностям в семье, обществе, школе, а также ответственности за совершение того или иного правонарушения.
3. В результате анализа научно-исследовательской литературы педагогом-организатором ОБЖ была разработана программа для повышения уровня знаний школьников прав и обязанностей несовершеннолетних. Данная программа рассчитана на внеурочное время и позволяет не затрагивать и не корректировать учебную программу. Реализовать данную программу планируется в процессе научно-исследовательской работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тесты для оценки уровня знаний прав и обязанностей детей
а) государственный документ, защищающий права юных жителей планеты;
б) указ президента Российской Федерации о правах детей;
в) раздел Конституции о правах юных жителей планеты;
г) документ о правилах поведения детей в школе.
а) до 1 года;
б) до 14 лет;
в) до 18 лет;
г) до 21 года.
а) родственники;
б) соседи;
в) учителя;
г) государство.
а) в 1945 году;
б) в 1948 году;
в) в 1989 году;
г) в 2004 году.
а) не ходить в школу, если не захочу;
б) поехать в летний лагерь на каникулы;
в) не помогать родителям по дому;
г) иногда не выполнять домашнее задание.
а) на труд;
б) на занятия искусством;
в) на охрану здоровья;
г) на жизнь.
а) на бесплатное образование;
б) на занятия искусством;
в) на свободный выбор работы;
г) на охрану здоровья.
а) если они родились в одной стране;
б) если они родились в законном браке;
в) равного социального положения;
г) равного имущественного положения;
д) независимо от различных обстоятельств.
а) родители;
б) родственники;
в) никто;
г) сверстники ребенка.
а) запрещает;
б) никогда не вмешивается в него;
в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка;
г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.
а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества;
б) по требованию родителей;
в) учитывая религиозные традиции государства;
г) по совету друзей или взрослых людей.
а) безоговорочно;
б) не имеет;
в) если это не наносит вреда другим людям.
а) если это необходимо в интересах государства;
б) не имеет права;
в) если это необходимо в интересах ребенка.
а) в школе, которую он выбрал;
б) в школе, куда его направили местные органы власти;
в) в школе, которая соответствует его умственным способностям.
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц;
б) не имеют этого права;
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;
г) безоговорочно.
а) всегда и при любых обстоятельствах;
б) только пока живет с родителями;
в) пока живы родители.
а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения;
б) можно использовать при любых обстоятельствах;
в) преследуются по закону;
г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей.
а) если этого требуют интересы Родины;
б) если есть согласие родителей;
в) не могут.
а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей;
б) учатся в специальных учебных заведениях;
в) не учатся согласно медицинскому заключению.
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители),
в) только родители.
а) представителя местных органов власти;
б) родителей;
в) адвоката и педагога (психолога).
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
Приложение 2
Разработки факультативных занятий
Урок 2
Тема: Международные документы о правах детей
Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.
2. Развивать аналитическое и критическое мышление.
3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.
Оборудование: набор карандашей, "Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка", жетоны, "Живое право. Книга для преподавателя".
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Разминка.
- Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть - у себя).
- Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.)
- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).
- Снова играем! ( Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).
- Что вам не понравилось в ходе игры?
- Почему вам показалась игра нечестной?
- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?
Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. ( На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).
-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?
Что наша жизнь - игра... И на уроках права вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.
- Составьте словосочетание со словом « право».
- Как называется основной международный документ по правам человека? ( Всеобщая декларация прав человека)
- А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
- Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
- Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.
3. Сообщение темы урока.
- Мы приступили к изучению нового раздела - "Права детей". Наш первый урок посвящен международным документам о правах детей.
4.Объяснение нового материала.
- Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
1)Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
2) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)
Декларация ( с лат. "провозглашение"),
Конвенция ( с лат. "соглашение").
- Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации - лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на уроке.
- Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.
- Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет)
(На доске учитель схематично изображает ребенка)
- Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.)
- Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.
Все права можно разделить на 3 группы:
Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)
- Сейчас вы получите "Сокращенный вариант Конвенции" и будете работать в группе. Вашу работу я буду оценивать по следующим критериям: активность, дисциплинированность, быстрота и правильность ответов. Итак, у вас три минуты, чтобы выяснить, какая из статей является, по вашему мнению, приоритетной.
5. Работа по группам.
6. Проверка работы групп.
Учитель обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.
7. Закрепление изученного материала.
- Как вы себя чувствуете? Как температура?
А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.
Шкала оценки:
1-никогда,
2-редко,
3-часто,
4-всегда.
1) В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
2) В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
3) Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4) Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
5) В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
6) Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7) Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8) Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9) Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".
- У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.
- Как вы думаете, почему результат низкий?
- От кого зависит температура прав человека в школе?
- Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
Это и будет вашим домашним заданием.
8. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.
9. Итог занятия
- Назовите основные международные документы по правам ребенка?
- В чем разница Конвенции и Декларации?
- Кого в Конвенции считают ребенком?
- Назови основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.
- Занятие окончено.
Урок 7
Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Цель урока: После изучения темы учащиеся должны:
1. Иметь представление об уголовной ответственности и ее отличиях от других видов юридической ответственности;
2. Знать что такое преступление, уметь объяснять, какие обстоятельства исключают преступность деяния;
3. Знать об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и их видов назначаемых им наказаний;
4. Уметь различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае, применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
Основные понятия: уголовное право, уголовная ответственность, преступление, уголовная ответственность несовершеннолетних.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания. Заслушивание сообщений.
2. Объяснение нового материала
Показ и знакомство с Уголовным кодексом РФ.
Основным источником уголовного права России является Уголовный кодекс, который был принят 24 мая 1996 г. и вступил в силу с 1 апреля 1997г. Уголовный кодекс подразделяется на две части: «Общую» и « Особенную» Он включает 12 разделов, 34 главы и 360 статей.
Чтение и разбор фрагмента « Случай в тайге»
Это произошло более двух десятков лет назад в глубокой тайге, у быстрой речки, где по соседству работали две геологические партии.
Участник одной из экспедиций Петров, умываясь утром на речке, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем сквозь дымку тумана различил неясный черный силуэт. Медведь? Наверняка медведь! Кто же еще?
Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья и, прибежав на берег, не раздумывая выстрелили одновременно в темное пятно, видневшееся в тумане.
Финал этого происшествия трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек - начальник соседней геологической разведочной партии Копылов, возившийся в кустах с большой рыбой.
Вопросы учащимся:
1.Имеет ли место в этой ситуации юридический факт, который порождает уголовно- правовые правоотношения?
2.Назовите этот юридический факт.
3.Между кем возникли уголовно - правовые отношения?
4. Почему вы решили, что совершено преступление? Какие признаки преступления?
Рассказ учителя:
Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны субъектом преступления и если он был способен регулировать свое поведение, т.е. если в совершенных деяниях нашли проявление сознание и воля.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Общественная опасность, способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы. Общественная опасность свойственна любому правонарушению, но они различаются по характеру и степени общественной опасности.
Достаточный уровень социального сознания позволяет предъявить несовершеннолетним требования сообразовывать свое поведение с правилами, установленными в обществе. Поэтому несовершеннолетние могут нести ответственность за совершение преступлений. УК устанавливает возраст, по достижении которого несовершеннолетний может подлежать уголовной ответственности, -16 лет. В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет.
Подросткам необходимо знать, где заканчивается детская шалость и начинается уголовно наказуемое деяние. Возможно, ознакомившись с видами наказаний, назначаемым несовершеннолетним (ст.38 Уголовного кодекса Российской Федерации), кто-то иначе посмотрит на действия своих товарищей, да и сам сумеет вовремя остановиться, вспомнив, какое наказание он может получить за свои проделки.
Краткая характеристика наказании, назначаемых несовершеннолетним.
Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф определяется в размере от 10 до 500 минимальных окладов, в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного.
Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 ч. Они заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 ч в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 ч в день.
Исправительным работам несовершеннолетние осужденные подвергаются на срок до 1 года.
Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим 16-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора, на срок от 1 до 4 месяцев.
Лишению свободы несовершеннолетние осужденные подвергаются на срок не свыше 10 лет; наказание отбывается:
Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Для хулиганства характерен прямой умысел, когда виновный сознает, что грубо нарушает общественный порядок и проявляет явное неуважение к обществу, желает применить насилие или повредить или уничтожить имущество. Хулиганство, грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением или угрозой насилия к гражданам, повреждением чужого имущества.
Уголовная ответственность за хулиганство предусматривается ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Характеристика признаков хулиганства.
Явное неуважение к обществу представляет собой значительную степень неуважения, выраженную в действиях, которые затрагивают интересы многих людей или хотя бы одного, любого члена общества, оказавшегося в том месте, где хулиганил виновный, и потому ставшего потерпевшим. В этом случае действия хулигана направлены не против конкретного лица по личным мотивам, а против любого, часто незнакомого ему раньше члена общества.
Грубым нарушением общественного порядка считают действия, причинившие существенный ущерб личным или общественным интересам или выразившиеся в злостном нарушении общественной нравственности. Это может быть срыв или нарушение культурного, религиозного или иного общественного мероприятия, нарушение покоя граждан в ночное время и т.п.
Насилие как признак уголовно наказуемого хулиганства выражается в нанесении ударов, побоев, причинении боли или легкого вреда здоровью.
Угроза применения насилия заключается в выражении словесно или действиями намерения применить физическое насилие.
Уничтожение чужого имущества означает нарушение целостности предметов имущества, совершенное путем поджога, взрыва или иным общественно опасным способом из хулиганских побуждений, поломку механизмов тех или иных предметов, приводящую к необходимости их ремонта, и т.п.
Местом совершения хулиганства могут быть как общественные места (улица, парк, кинотеатр, средство транспорта), так и безлюдные места (лес, отдельная квартира и т.п.).
3. Закрепление изученного.
Семенов и Андреев совершили угон мотоцикла у гражданина Осипова.
-Какой срок могут дать за это преступление, если они несовершеннолетние? Почему?
4. Подведение итогов.