Положительная динамика развития российской экономики за последние десять лет столкнулась с небывалым по своим масштабам мировым экономическим кризисом, сопровождаемым падением производства, ростом безработицы, сокращением доходов населения. Сокращение ВВП стран существенно, но для России специфичность кризисной ситуации сводится к искаженной, структуре экономики: слабая конкурентоспособность промышленного сектора экономики, дисфункциональная законодательная база, наращивание сырьевой направленности, что значительно ослабляет действенность и мотивированность перехода на инновационный путь развития.
Каждая из стран с разными темпами и динамикой, со своим набором антикризисных мер, достигая дна мирового экономического кризиса, сформировали свою стратегию выхода из данной ситуации, мотивирующую усиление позиций экономик в посткризисный период, с усиливающимся инновационным акцентом, способствующим наращиванию социально-экономического потенциала стран и уменьшающейся сырьевой зависимостью.
Официально объявленная девальвация рубля в России, призванная повысить конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках за счет снижения их стоимости, в общем-то мера положительная, если учесть, что структура экспорта хотя бы наполовину состояла из высокотехнологичных товаров, которые и внутри страны пользуются спросом. Однако, экономика России на 70-80% зависит от экспорта сырья.
Таким образом, для российской экономики мировой экономический кризис должен стать определяющим в плане стратегического ориентирования и тактического мотивирования, безапелляционного выбора в пользу развития и формирования локальных и интегрированных инновационных систем, имеющих четкие и обоснованные режимы сохранения создаваемого потенциала.
Современная глобальная конкуренция обусловлена динамично меняющимися преимуществами субъектов мирового экономического пространства, совершенствующими модели национальных инновационных систем. Органичное взаимодействие сложных национальных инновационных систем, представленных взаимодополняющими и взаимозависимыми секторами «государство - наука - бизнес», позволит создать подлинно инновационную социально-экономическую систему связей, позволяющих усилить положительные тенденции экономического роста страны (региона, предприятия), повысить конкурентоспособность субъектов национального и международного уровня, стимулируя и гарантируя высокую степень их социального развития.
Успешное социально-экономическое развитие национальной экономики, обеспечивающее более устойчивые, прогнозируемые результаты, возможно в случае приоритетного развития науки, образования и технологий на основе эффективного взаимодействия государства и бизнеса, как субъектов, генерирующих и распространяющих новые знания в экономике.
Глобальный экономический кризис 2008 - 2009г.г., дает возможность, лидерам мировой экономики, используя накопленные знания и опыт, создать новые сбалансированные модели национальных инновационных систем.
Высокая степень участия государства, как правоустанавливающего, регулирующего и контролирующего субъекта определяется спецификой соответствующей интегрированной модели.
Неспособность рынка, с различным моделированием его инструментов, самостоятельно обеспечить высокий уровень вложений в науку и образование и адекватно поддерживать эту сферу, обеспечивая соответствующий социально- экономический эффект от научных и образовательных расходов является более чем объективной реальностью.
Провал рынка в инновационной сфере, отраженный в текущей экономической ситуацией национальных и наднациональных уровней позволяет акцентировать внимание на том факте, что государственная инновационная политика должна содержать стратегические и тактические цели, делая акцент на прогнозирование динамики развития того или иного сегмента, позволяя компенсировать рыночный провал, снизить, а по возможности, избежать риск на разных стадиях инновационного процесса.
Формирование национальных инновационных и научно-технических стратегий в разных странах носит объективно специфический характер, что обусловлено их сырьевой зависимостью, мотивирующей к развитию именно инновационной деятельности, создавая устойчивые системы сохранения и наращивания созданного потенциала.
Успешная реализация инновационной деятельности в значительной степени определяется способами финансовой поддержки и формами ее организации.
Субъектами, финансирующими инновационную деятельность выступают финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, органы местного самоуправления, инвестиционные и инновационные фонды и другие структуры, участвующие и стимулирующие хозяйственные процессы, объективно, должны бать мотивированы на развитие инновационной деятельности. Финансирование инновационной деятельности в развитых странах осуществляется как из государственных, так и из частных источников.
В России, к сожалению, текущее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата далеко от идеала: незначительные объемы государственного и частного (нехватка собственных средств у предприятий, обремененное отсутствием стратегического мышления руководителей) финансирования.
Стремясь к обеспечению лидерства по всем направлениям научных знаний, укрепляя взаимозависимость между фундаментальными исследованиями и национальными стратегическими целями, развивая эффективное, для каждой страны, партнерство на национальном и межрегиональном (внутристрановом и мега) уровне, а также на уровне предприятий и академических кругов, страны Западной Европы, США, Японии, а также стремительно развивающийся Китай, формируют глобальные рынки, превосходящие основные сырьевые потоки.
Российская программа научно-технического и инновационного развития, по сравнению периодом ее зарождения в 90-х г.г. отличается более четкими законодательными позициями и структурированными взаимосвязями между субъектами, обеспечивающими данные модели. Однако, система, способная интенсифицировать процесс производства и сохранение инновационного потенциала, демонстрируя в экспортной национальной стратегии более 50% высокотехнологичного сектора, должна быть определенным образом реформирована. Данная система (национальная система контроля за экспортом высоких технологий), созданная еще в период административной формы государственного управления имеет вполне определенную форму существования, но в процессе реформирования национальной экономики не претерпела корректировок, отражающих современные тенденции экономического развития России и другие изменения мировом экономико-политического пространства.
Современное развитие процессов интеграции и глобализации, а также равноправное участие в них России, объективно требует совершенствования системы контроля за экспортом высоких технологий, создавая высоких уровень диверсификации промышленного производства.
Динамично развивающееся мировое экономико-политическое пространство, привносит в национальные экономики как позитивные тенденции социально-экономического развития, устраняя объективные препятствия, так и заполняет локальное экономическое пространство рисками, как правило, не просто замедляющими внутренние процессы, но и усугубляющие кризисные ситуации.
Определение направлений посткризисного развития российской экономики сопровождается дискуссией по присоединению России к ВТО.
Процесс присоединения России к ВТО находится в стадии рассмотрения уже не одно десятилетие, получая при этом то ускорение, то торможение. Однако, ситуация мирового экономического кризиса ставит все более жесткие сроки и рамки, определяющие тенденции будущего развития страны их динамику, темпы, ресурсное обеспечение, уровневое перемещение тех или иных проектов, создавая ситуацию запущенности, сокращения и упущения позиций по основным показателям, затрудняя движение вперед к информационным рубежам или позволяющих сохранить и приумножить право России участвовать в определении экономико- правового и политического направления развития мировой системы.
Безусловно, в современном мире, границы постиндустрилизации и информатизации находятся в состоянии системных и институциональных колебаний, сопровождаемых потрясениями, подавляющими, либо стимулирующими национальные экономики.
Значительный перечень уступок по таможенным тарифам в основном относятся к готовой продукции, что изначально определяет для России незначительность участия в данной системе мирового распределения благ, поскольку, доля готовых изделий за последние несколько лет на территории ВТО отечественного происхождения сократилась, составляя 0.3% (стр. 705, Российский статистический ежегодник2005. Роскомстат. М. 2006).
Различные государственные программы, имеющие схемы поддержки промышленного, научно-технического и образовательного сектора были разрознены не только по времени, но были, не масштабам и целям, скромны в бюджетах, что создает устойчивый дефицит инновационного сектора. Моральный и физический износ производственных мощностей, дешевый труд и природные ресурсы, отсутствие систематизации и четкой аргументированности проводимых либеральных реформ в рассматриваемых ключевых секторах, создают ситуацию, не мотивирующую к внедрению новой техники и, как следствие, к расширению экспорта ресурсов и сокращению экспорта готовой высокотехнологичной продукции.
В заключении, хотелось бы отметить, что существующие тенденции социально-экономического и технологического развития российской национальной системы нуждаются в более четкой детальной проработке программ научно-технического, инновационного, социального развития.
Реформирование деловой и гражданской законодательных систем требует дополнительных и объективно содержательных корректировок.