ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ: КУРС ПРАВИЛЬНЫЙ? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ: КУРС ПРАВИЛЬНЫЙ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нынешнее состояние экономики и геополитических процессов, происходящие в мире и на пространстве СНГ, выявляют основную закономерность - без тесной и слаженной интеграции на уровне государств не справиться с глобальными вызовами.

На просторах Евразии формируются новые блоки, альянсы и союзы, защищающие интересы группы стран-участниц. Мощное лоббирование достигается благодаря коллективному мнению по тому, или иному вопросу, которое вырабатывается из-за того, что государства-участники подходят ко всему сообща.

Уникальное как геополитическое, так и географическое место занимают страны СНГ. С одной стороны от них - мощный и развитый Евросоюз, стоящий на данный момент перед порогом неоднозначного развития. С другой стороны - блок стран АСЕАН. Юго-восточная Азия представляет собой динамично развивающиеся страны мира, стремящиеся играть одну из ведущих ролей в мировой экономике и политике. СНГ также находится по соседству с уникальным и имеющим огромный потенциал Китаем. На юге от стран СНГ расположены самобытные страны, как Иран (амбициозное и радикальное государство, с непростой ситуацией сегодня), Афганистан (страна, являясь самой бедной, в то же время служит «пороховой бочкой» региона), Индия (густонаселенная и продвинутая в компьютерной сфере страна, обладающая атомным оружием), Израиль (крохотная страна, но имеет огромные возможности и влияние) и страны Ближнего Востока (арабские деньги и арабская культура).

Для защиты своего мнения и своих интересов странам СНГ необходим союз, интегрирующий и объединявший их. Более того, данный союз не должен ни ущемлять, ни ограничивать независимость отдельных государств. Так как есть опыт объединения, которое предоставляла формальную независимость государствам, но по своей сути была тоталитарной.

В 90-х годах ХХ века предпринимались определенные шаги к формированию и созданию подобного союза. О ее необходимости говорил Президент РК Нурсултан Назарбаев еще в марте 1994 года в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где выступил с инициативой создания Евразийского союза. Предложенная им концепция основывалась на «добровольной, равноправной интеграции, совместном политико-экономическом развитии постсоветских государств», а также продвижении стран СНГ на сильные позиции в глобальном мире. Результатом данных устремлений, а также желаний стало формирование и подписание 15 апреля 1994 года президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). Однако, данный процесс развивался не столь быстрыми темпами до 2011 года, пока 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества не был подписан Договор о зоне свободной торговли.

Первые шаги позволили понять государствам СНГ необходимость союза, защищающего их интересы на международной арене. Все признавали, что союз нужно развивать и дальше, но не предпринимали конкретных действий для его возрождения. Вновь роль инициатора и лидера взял на себя Президент РК, когда 10 октября 2000 года в Астане, при его активном содействии, главами государств Казахстана, Беларуси, России, Таджикистана и Киргизии был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), возродивший интеграционные процессы и позволил перейти на новый уровень интеграции. Именно данный Договор послужил основой для создания Межпарламентской Ассамблеи и Евразийского Банка Развития (ЕАБР). Следует отметить, что статус наблюдателей в ЕврАзЭС имеют: Молдавия, Украина и Армения.

На встречах и саммитах ЕврАзЭС рассматривались различные вопросы сотрудничества и упразднения таможенных пошлин внутри стран-участниц. Для перехода на новый уровень интеграции и сближения был необходим новый союз, который отвечал бы современным вызовам и угрозам. Им стал Таможенный Союз, начавший свою деятельность 6 июля 2010 года, посредством подписания в Астане президентами Казахстана, России и Беларуси Совместного заявления о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. В 2012 году к ТС присоединилась Киргизия.

Формат работы Таможенного Союза послужил основой для дальнейшего укрепления и развития интеграционных процессов. Доказательством этого служат действия, предпринятые главными политическими лидерами Казахстана и России. Действия и предстоящие шаги интеграции были озвучены в статьях президента РК Нурсултана Назарбаева «Евразийский экономический союз: теория или реальность» [5] и премьер-министра России Владимира Путина «Перспективы создания Евразийского союза», опубликованные газетой «Известия». Так, в своей статье, вышедшей 4 октября 2011 года, Владимир Путин рассуждает о дальнейших перспективах единения. Он подчеркивает, что СНГ «остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам». А также говорит о том, что создание Единого Экономического Пространства имеет своей конечной целью формирование Евразийского Союза. Премьер-министр РФ убежден, что «создание Евразийского союза - это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания» [6].

Дальнейшим развитием интеграции на основе ТС стало формирование Единого Экономического Пространства (ЕЭП), созданный 9 декабря 2010 года. Россия, Казахстан и Беларусь подписали 17 документов, регулирующих ЕЭП. Для урегулирования и дальнейшего развития интеграции 18 ноября 2011 года в Москве президенты Казахстана, России и Беларуси подписали документы следующего этапа интеграции: Декларацию о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Регламент работы Евразийской экономической комиссии. Работа ЕЭП началась с 1 января 2012 года.

Однако, процесс интеграции продолжается. Было заявлено, что конечной целью ЕЭП является создание Евразийского Союза (ЕАП), деятельность которого планируется начать с 2015 года. Миссия ЕАП - появление нового геополитического «полюса» современного мира, играющего при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Необходимо рассмотреть как возможности, так и угрозы данной интеграции. В результате исследования и анализа интеграционных процессов на территории СНГ мы уверены, что выгодами от сотрудничества являются несколько аспектов. Первым, по нашему мнению, является увеличение товарооборота между странами-участниками Таможенного Союза. К примеру, товарооборот между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь с января по июнь 2011 года составил $368,5 млн. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 20%. При этом белорусский экспорт в Казахстан составил $283 млн. и вырос на 26,2%, импорт из Казахстана - $85,5 млн., он увеличился на 13,2%. [4]

Второй фактор, выявленный нами, - это взаимные инвестиции, а также увеличение количества совместных предприятий. В частности, на данный момент у Казахстана совместно с Беларусью открыто более 100 предприятий. К началу работы ЕЭП, по отдельным прогнозам, будет больше 150 предприятий, и данный процесс только укрепит экономики трех стран. Речь идет о предприятиях промышленной, сельскохозяйственной и других отраслей, о совместных предприятиях в сфере финансов и экономики.

Немаловажным фактором является и применение опыта ведения экономики и хозяйствования между странами-участниками, в том числе, в области государственного регулирования экономики и банковского сектора, а также диверсификации экономики и применение передового опыта.

Более того, мы уверены, что появление новых совместных проектов на основе соглашений и меморандумов по различным сферам даст толчок к более тесной интеграции. Проекты могут качаться различных отраслей: нефти и газа, сельского хозяйства и агро-промышленности, а также в финансов и экономики.

Пятый фактор, создающий отличные возможности для стран-участниц ЕАС, по нашему мнению - это возможность передвигаться без виз внутри Таможенного Союза (ЕЭП, ЕврАзЭС), это скажется на развитии туризма и инфраструктуры туризма в странах-участницах.

Еще один фактор - образование и наука. В данном аспекте откроются новые горизонты для сотрудничества и взаимодействия. Основой взаимоотношений, в потенциале, могут выступить лучшие ВУЗы стран-участниц: Назарбаевский Университет, КазНУ им. Аль-Фараби, МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, Киевский Государственный Университет и т.д. Ученые стран-участниц ЕЭП смогут обмениваться знаниями и опытом, а также участвовать в различных образовательных и научно-исследовательских программах. Это шестой фатор.

Одним из самых значимых факторов мы считаем совместное лоббирование интересов и приоритетов на международной экономико-политической арене. Отстаивание совместных проектов и развития.

Процесс, который необратим и необходим в первую очередь на территории наших государств - это упорядочение работы таможенных органов и более качественные результаты. Так как изменяется не только подход к работе, но и появляются наднациональные органы мониторинга и контроля.

Более того, мы считаем, что Евразийский Союз дает конкурентное преимущество перед вступлением во Всемирную Торговую Организацию. Так как ЕЭП будет своего рода «генеральной репетицией» перед вступлением в ВТО.

Наш последней фактор, дающий утвердительный ответ на создание Евразийского Союза - это становление конкурентоспособной организации на мировой арене. Так как промышленный потенциал Казахстана, России и Беларуси оценивается в 600 млрд. долларов, объем сельскохозяйственного производства - 112 млрд. долларов, а резервы нефти составляют 90 млрд. баррелей [1].

Однако есть другие факторы, доказывающие обратное. Что создание Евразийского Союза - это больше потери и угрозы, чем новые возможности. Мы считаем, что первым фактором в данном аспекте служит - невозможность конкуренции. Так как страны с меньшим населением не смогут конкурировать со странами с большим населением.

Более того, различия в налоговом и таможенном законодательствах могут послужить началу несогласованностям и конфликтам. К примеру, казахстанские пошлины на автомобили и другие товары были ниже, чем аналогичные пошлины в России и Беларуси. И после создания Таможенного Союза эти пошлины и тарифы стали на уровне российских и белорусских, что привело к снижению активности на рынке автопрома.

Еще один «неудобный» фактор - это искусственная преграда для товаров третьих стран (тех стран, не состоящие в ЕЭП). Данный пункт может повлечь применение «двойных стандартов». Так как Россия и Киргизия состоят в ВТО и ЕЭП. Следовательно, пока другие страны не стали полноправными участниками Всемирной Торговой Организации, России и Киргизии необходимо будет выбирать, кому предоставлять таможенные льготы. А это может привести к конфликту.

Также, важным моментом является угроза импорта инфляции из-за начала функционирования Таможенного Союза и ЕЭП. Приведем для примера ситуацию в Казахстане, в 2009 году инфляция в Казахстане составила 6,2%, в России - 8,8%, а в Беларуси - 10,1% [3]. И на этот счет есть два мнения: первое заключается в том, что приход на казахстанский рынок российских товаров, являющиеся качественнее и дешевле отечественных, приведет к стагнации казахстанских предпринимателей, и они не выдержат ценовой конкуренции. Следовательно, цены должны снизиться, и вместо инфляции возможна дефляция - то есть уменьшение денежной массы путем изъятия из обращения избыточной части денег с целью повышения их покупательной способности. Согласно второму мнению, снижение доли дешевого импорта из Китая автоматически приведет к росту цен на все потребительские товары, а значит инфляция возрастет.

Пятый фактор, существенно подрывающий позиции создания Евразийского Союза - это халатность и скорость принятия документов. Так как после подписания документов Таможенного Союза и вхождения в ЕЭП выявляются недочеты и препятствия для осуществления дальнейшей деятельности, в частности, недропользователей на территории Республики Казахстан в Законе «О недрах» и основных положениях Таможенного Союза. К примеру, в Законе «О недрах», до сих пор не утвержден порядок приобретения товаров, работ и услуг как проведении операции по недропользованию. Другая проблема касается отсутствия в новом Законе «О недрах» требований по годовым рабочим программам. Таким образом, ряд формулировок действующих на сегодняшний день в Казахстане статей Закона «О недрах» по-прежнему могут трактоваться по-разному как со стороны компетентных органов, так и со стороны недропользователей. А это означает, что казахстанское законодательство требует дальнейшего совершенствования[2].

Мы считаем, что есть возможность доминирования одного государства над другими странами, это приведет к зависимости. Более того, эта угроза над национальной независимостью государств.

Также, доминирование может повлечь за собой экономическая зависимость, приводящая к невозможности ставить барьеры для иностранной продукции и защищать отечественных производителей.

Исследование и анализ создания Евразийского союза (ЕАС) позволило нам сделать соответствующие выводы, основной смысл которых можно трактовать как объединение на экономической основе, имеющая большой потенциал и возможности для дальнейшего развития и укрепления. Так же, мы убеждены, что процессы, происходящие внутри Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства основаны на добровольности, демократии и сотрудничестве, а также истерической близости стран. Именно об это говорил Нурсултан Назарбаев в своей статье «Евразийский экономический союз: теория или реальность»: «...я всегда был и остаюсь сторонником добровольности интеграции... Добровольная интеграция, исходя из интересов народа и страны, - вот кратчайший путь к процветанию». [5] Более того, считаем, что главный принцип Евразийского Союза - это уважение и неприкосновенность государственных границ государств-участниц, входящих в ЕАС.

Естественно, что есть различные сценарии и пути развития. Мы не отрицаем того, что возможно будут и другие более сильные интеграционные процессы на территории стран СНГ. Возможно, что данное единство в рамках ЕАС останется только «на бумаге». Также, не отрицаем, что сценарии и роли влияния могут кардинально поменяться в результате вхождения в ВТО, взаимодействия с третьими странами и другими внешними, а также внутренними факторами. Однако, мы глубоко убеждены, что на сегодняшний момент - интеграция и объединение в рамках Единого Экономического Пространства, с последующей целью создания Евразийского Союза является самой эффективной на территории СНГ.

 

Список использованной литературы:

  1. Абыкаев Н. От союза Таможенного к экономическому//Казахстанская правда. 16.02.10. №35. С.1, 4.
  2. Бутырина Е. Спустя более чем год после принятия нового Закона о недрах и основных положений Таможенного Союза юристы находят в них немало препятствий для деятельности недропользователей//Панорама. 02.09.2011. №34. С.6
  3. Жолдаубекова Г. «Награда» за близость//РБК Центральная Азия. 03.03.10. №3. С.10-13
  4. Официальный сайт газеты «Казахстанская правда»: http://www.kazpravda.kz/
  5. Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность//Известия: http://www.minplan.kz/pressservice/77/5147/
  6. Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/
Просмотров работы: 14