ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ВЫБОР ИМИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ВЫБОР ИМИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень велико, но при выборе профессии не все имеют большое значение. Однако характерологические особенности, являясь каркасом личности, отчетливо проявляются в различных видах деятельности, а сохранившиеся у юноши с подросткового возраста акцентуации характера могут оказывать значительное влияние не только на процесс выбора профессии, но и в дальнейшем на становление человека как профессионала.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния личностных особенностей  учащихся старших классов на выбор профессии.

Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ СОШ № 101 г. Казани. Общее количество испытуемых составило 37 человек, из них 18 человек - учащиеся 10 класса и 19 - учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет. Учащимся были предложены следующие методики: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, Фрайбургский личностный  опросник (FPI) и методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что лишь у 28 учащихся из 37 был точно установлен тип профессий, к которому они склонны. У остальных семи учащихся наблюдалось одинаковое высокое количество баллов по нескольким типам. Ввиду таких результатов помимо предложенных Е. А. Климовым пяти типов нами были выделены два дополнительных смешанных типа. В таблице ниже приведены полученные типы и распределение учащихся по ним.

Таблица 1 Распределение учащихся по типам

Тип

I

II

III

IV

V

IV + V

III + V

Количество человек

4

2

13

3

6

5

4

В Таблице 1 представлены следующие типы:

Тип I - «Человек-природа»;

Тип II - «Человек-техника»;

Тип III - «Человек-человек»;

Тип IV - «Человек-знак»;

Тип V - «Человек - художественный образ»;

Тип IV + V - смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-знак» и «Человек - художественный образ»;

Тип III + V - смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-человек» и «Человек - художественный образ».

Проанализировав и обобщив личностные особенности учащихся, отнесенных к разным типам, были выявлены отдельные наборы личностных особенностей, характерных каждому типу.

Тип I характеризуется высоким уровнем реактивной агрессивности и стремлением к доминированию. Психические процессы протекают преимущественно по мужскому типу. Представители данного типа относительно пассивны, долго переживают трагичные ситуации, но в то же время они очень педантичны, пунктуальны, аккуратны, скрупулезны. В профессии они ориентированы на высокое качество добросовестно выполняемой работы, часто поддаются сомнениям и устраивают самопроверки.

Тип II характеризуется относительно высокой реактивной и спонтанной агрессивностью. Им также свойственно стремление к доминированию и повышенная импульсивность. Такие люди общительны, энергичны, инициативны и деятельностны. Временами возможны вспышки гнева.

Тип III характеризуется склонностью к доминированию, выраженной экстравертированностью, общительностью, уверенностью в себе и большим количеством социальных контактов. Они подвижны, любят находиться в компании и имеют высокий жизненный тонус. Эти люди энергичны, инициативны, им трудно переносят монотонную деятельность и одиночество, порой легкомысленны.

Тип IV характеризуется низким уровнем общительности, застенчивостью, скованностью, мнительностью и обидчивостью. Таким людям свойственны неуверенность в себе, страх выступления перед аудиторией, трудности в социальных контактах. Но в то же время они могут выступать инициаторами конфликтов. В работе представители данного типа исполнительны, самокритичны и упорно стремятся к достижению своей цели.

Тип V характеризуется высокой импульсивностью, экстравертированностью, общительностью, подвижностью. Они любят находиться в компаниях, стремятся к лидерству. Ввиду хороших артистических способностей, такие люди с легкостью притворяются и лгут без угрызений совести. Им присущи потребность в признании, во внимании, самоуверенность, эгоцентризм, необъективная самооценка и неординарность мышления.

Тип IV + V характеризуется особенности предыдущих двух типов. Представителям этого типа свойственны частые смены настроения. Они могут быть излишне педантичны, депрессивны, раздражительны, импульсивны, щепетильны, пассивны, пунктуальны, исполнительны, но в то же время стоит настроению улучшиться, они становятся душой компании, излишне болтливы, энергичны и их претит от той скучной работы, которую они так старательно выполняли минуту назад.

Тип III + V помимо особенностей, присущих типам «Человек-человек» и «Человек - художественный образ», включает характерные только данному типу особенности. Среди них раздражительность, неустойчивое эмоциональное состояние, частые колебания настроения, повышенная возбудимость, напряженность, депрессивность. Кроме прочего эти люди эмоциональны, чувствительны, отзывчивы, впечатлительны. Они редко вступают в конфликты, серьезно воспринимают жизненные события и радуются чужим успехам.

Следует отметить, что соответствующие каждому типу личностные особенности четко характеризуют этот тип, раскрывая отдельные качества, без которых не обойтись в данной сфере профессий.

Чтобы наиболее наглядно увидеть различия между пятью типами, рассмотрим сравнительные профили типов по каждой из методик (Рис.1, Рис.2).

Условные обозначения: Шкала I - невротичность; Шкала II - спонтанная агрессивность; Шкала III - депрессивность; Шкала IV - раздражительность; Шкала V - общительность; Шкала VI - уравновешенность; Шкала VII - реактивная агрессивность; Шкала VIII - застенчивость; Шкала IX - открытость; Шкала X - экстраверсия - интроверсия; Шкала XI - эмоциональная лабильность; Шкала XII - маскулинность - фемининность.

На рис.1 видно, что показатели IV (раздражительность), IX (открытость), XII (маскулинизм) у типа «Человек-техника» максимально высокие. Еще один максимально высокий показатель VIII (застенчивость) наблюдается в типе «Человек-знак». Также данный тип обладает и самым низким показателем V (общительность). Типу «Человек-природа» свойственен заниженный показатель VI (уравновешенность), а смешанному типу «Человек-знак» + «Человек - художественный образ» характерен низкий показатель VIII (застенчивость). Все остальные показатели по типам в целом в норме (4-6 баллов) и чуть выше нормы. 

Условные обозначения: Дм - демонстративный тип; З - застревающий тип; П - педантичный тип; В - возбудимый тип; Г - гипертимный тип; Дис - дистимный тип; Т - тревожный тип; Эк - экзальтированный тип; Эм - Эмотивный тип; Ц - Циклотимный тип.

На основании рис.2 можно сделать вывод, что основная часть показателей находится в норме или в пределах тенденции. Типы «Человек-техника», «Человек-знак» + «Человек - художественный образ» и «Человек-человек» + «Человек - художественный образ» имеют 1-3 акцентуации. Можно заметить, что профили пяти типов очень похожи, немного отклоняется от них профиль типа «Человек-знак» по показателю тревожности. Но особенно заметно выделяется профиль типа «Человек-техника», имеющий чрезвычайно низкие показатели по тревожному и эмотивному типам личности, а также акцентуации по застревающему, гипертимному и циклотимному типам личности.    

Проверка значимости различий с использованием Однофакторного дисперсионного анализа показала, что статистически подтверждены значимости полученных нами различий в характеристиках типов на уровне достоверности при p = 0,1 и p = 0,05.

Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы педагогами - психологами в работе по профориентации. И это будет пусть и незначительный, но, тем не менее, шаг на пути достижения одной из главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.

Просмотров работы: 57