ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Кардинальные перемены, происходящие в обществе, диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать жизненно важные проблемы. В этой связи перед системой образования выдвигается задача всестороннего развития личности подрастающего поколения, что в свою очередь требует разработки путей активизации познавательных процессов у детей.

Проблема развития познавательной сферы учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательная сфера является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников изучали такие отечественные исследователи как А. К. Маркова, В. И. Лозовая, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие. Однако на сегодняшний день вопрос о наиболее эффективных методах развития познавательной сферы младших школьников по-прежнему остается открытым. Как правило, до прихода в школу ребенок посещает детский сад, обогащает свой кругозор во время общения с взрослыми и сверстниками. В результате к 6-7 годам у каждого ребенка уже сформирован свой определенный уровень развития познавательных процессов. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания школьников на протяжении всего периода обучения в настоящее время становится выявление индивидуальных особенностей развития детей, а также их своевременная коррекция в случае необходимости. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка.

Исходя из вышесказанного, мы разработали программу коррекции познавательных процессов у младших школьников, ориентированную на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной сферы и способствующую поиску эффективных путей их преодоления.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы состоят в следующем: создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей детей; способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников; создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Форма проведения программы: групповые занятия по 30 - 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 10 - 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развитие памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.

Осуществление данной программы предполагает следующие этапы:

  1. ориентировочный (знакомство, создание положительного эмоционального фона, проведение диагностики, консультирование педагогов и родителей);
  2. основной (проведение коррекционно-развивающих занятий);
  3. заключительный (повторная диагностика, подведение итогов, разработка рекомендаций для педагогов и родителей).

Программа включает в себя такие игры и упражнения как «Волшебные кляксы», «Лабиринты», «Зеркало», «Заметь и запомни», «Путаница», «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Художник», «Будь внимателен!», «Буквы алфавита», «Лишняя игрушка», «Сочини предложение» и многие другие.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанная  нами программа коррекции познавательных процессов у младших школьников может быть использована педагогами-психологами, работающими с детьми младшего школьного возраста.

Таким образом, раннее выявление отклонений в развитии познавательной сферы детей младшего школьного возраста, а также своевременная и целенаправленная работа по их коррекции позволят избежать появления у детей трудностей в обучении, снизить процент неуспевающих школьников.

Просмотров работы: 140