ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Дистанционное обучение прочно входит в нашу жизнь. В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В декабре 2002 года была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". 21 января 2010 года Президентом Российской Федерации была утверждена целевая программа «Наша новая школа». Суть этой программы заключается в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить учащихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся.

Дадим определение основным понятиям - дистанционное физическое образование, дистанционное обучение физике, информационно-образовательная среда.

Дистанционное физическое образование - это форма образования, самодостаточная для получения качественного образования по физике, отличающаяся от других форм способом получения (предоставления) образования, или характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном на расстоянии [5].

Дистанционное обучение физике - взаимодействие учителя (преподавателя) физики и учащихся между собой на расстоянии, осуществляемое средствами информационных и телекоммуникационных технологий и позволяющее реализовать поставленные учебные цели, применять педагогические методы, использовать такие формы организации учебного процесса, как дистанционные лекции, семинары, лабораторные практикумы.

Информационно-образовательная среда (при обучении физике) - совокупность средств дистанционного обучения физике, ориентированная на реализацию целей обучения физике и состоящая из:

  • информационных ресурсов (сайтов, порталов, серверов СДО);
  • протоколов взаимодействия (SMTP/P0P3, FTP);
  • аппаратно-программного обеспечения (по физике - физическое оборудование, датчики, устройства сопряжения, педагогические программные средства; сетевое - модем, компьютерные программы для работы в Интернет);
  • организационно-методического обеспечения учебного процесса по физике необходимых и достаточных для получения качественного физического образования [5].

Для исследования проблем дистанционного обучения физике представляется целесообразным выделить четыре интегрированных фактора: системный, технологический, педагогический и организационный [4].

I. Системный фактор в дистанционном обучении физике. Перед каждым разработчиком нового программного и методического обеспечения для дистанционного обучения физике встает проблема выбора педагогических, методических и программных средств реализации своего проекта. Необходимо выбрать: аудиторию (возраст, уровень восприятия, образовательные рамки); предмет (области, связи между ними, объем материала, конкретные уровневые цели, межпредметные связи); педагогические приемы и методы, необходимые для достижения целей. Неизбежна коррекция такого набора с учетом конкретных технических средств, используемых аудиторией.

II. Основные виды технологий для дистанционного обучения физике. Используемые сегодня технологии в дистанционном обучении физике можно разделить на три большие категории:

  1. Неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители). Печатные материалы (учебники, справочные пособия, рабочие тетради) являются традиционным средством для заочного обучения физике. Видео и аудиосредства - это уникальные средства для дистанционного обучения практически по любой дисциплине [2].
  2. Средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерные тесты, средства гипермедиа, обучающие среды и так далее).
  3. Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективным средством телекоммуникационной технологии, которое может быть использовано в процессе дистанционного обучения физике для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога между преподавателем и учащимся, принятого при очной форме обучения. Однако, если учащиеся имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

III. Педагогические методы в дистанционном обучении.

  1. Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами (самообучение). Для развития этих методов характерен гипермедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-видеоматериалы, и, что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это, прежде всего, интерактивные базы данных, электронные журналы, компьютерные обучающие программы, виртуальные обучающие среды. Виртуальные обучающие среды представляют собой активную информационную среду с гибкой структурой, позволяющую организовывать обучающий процесс в виде блоков и модулей [3]. Учащиеся могут сами выбирать интересующие блоки или модули, хотя обязательные материалы для обучения могут быть легко заданы тьютором.
  2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения физике. Эти методы реализуются в дистанционном обучении физике в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
  3. Методы, в основе которых лежит представление учащимся учебного материала преподавателем (обучение "один ко многим"). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий.
  4. Методы, характеризующиеся активным взаимодействием между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие ко многим") [8].

IV. Основные типы организационных структур дистанционного образования по физике включают в себя: подразделения заочного образования; открытые университеты, колледжи и школы; виртуальные школы; виртуальные методические объединения; образовательные порталы (рис. 1). Дистанционная форма обучения физике - это и не аналог заочной формы, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися [6]. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).

Итак, если речь идет о дистанционном обучении физике, мы понимаем, что система предусматривает наличие в ней учителя физики, учебника физики (в виде информационно-методического обеспечения) и учащихся [16]. Отсюда следует вывод о необходимости разработки дидактического обеспечения дистанционного обучения физике - создания дистанционных курсов по физике, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения системы обучения, разработки педагогических технологий, то есть методов и форм обучения, подготовки педагогов-координаторов (тьюторов). Простое преобразование текстов лекций, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс дистанционного обучения физике, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы [4].

Приведем основные положения методики дистанционного обучения физике.

  1. Следует разделять методику дистанционного обучения в школе, в зависимости от того какой вид дистанционного обучения используется: распределенное, как дополнение к традиционному учебному процессу или комбинированный вид (традиционное + дистанционное).
  2. С целью обеспечения доступа обучаемых к базам данных, базам знаний, удаленным физическим лабораториям и другим средствам дистанционного обучения физике учебное заведение приобретает, арендует и эксплуатирует телекоммуникационные средства (модемы, свитчи, proxy-сервера) [4].
  3. Система контроля обучаемых при дистанционном обучении физике должна обеспечивать объективную оценку знаний и умений по физике, а также обязательно должна иметь защиту, обеспечивающую конфиденциальность и целостность информации с помощью подсистемы аутентификации и разграничения доступа.
  4. Физический эксперимент при дистанционном обучении целесообразно изучать тремя способами. Во-первых, проведение видеосъемок реальных опытов, многократного их показа обучаемым (в виде синхронной и асинхронной трансляций). Во-вторых, показом виртуальных и модельных опытов (сделанных в online режиме или подготовленных заранее). В-третьих, проведение физического эксперимента удаленного доступа с помощью специальных программно-аппаратных комплексов по физике в режиме реального времени, измерение параметров с последующим обсуждением результатов эксперимента [3].
  5. Формы и методы проведения лабораторных занятий при дистанционном обучении физике имеют следующие особенности:
  • выполнение лабораторной работы приближенно к исследовательской деятельности;
  • отсутствует жесткий регламент времени, отводимого на отдельную лабораторную работу;
  • возможность получения консультаций в случае затруднений;
  • возможность выполнения лабораторных работ в малых группах, коллективное обсуждение результатов, обмен опытом;
  • наличие различных заданий к лабораторным работам.

6. Средства для выполнения лабораторных работ при дистанционном обучении физике должны удовлетворять требованиям (рис. 2):

  • модели лабораторных установок должны быть наглядны и безопасны;
  • виртуальные лабораторные установки должны быть интерактивными и эргономичными;
  • инструкции к лабораторным работам должны содержать достаточную для проведения работы теоретическую часть, а также элементы для активизации учебной деятельности студентов и школьников [1].

7.Практикум по решению задач целесообразно проводить в следующих видах: в режиме трансляции (с использованием активной доски, видеоконференцсвязи, флеш - демонстраций), в режиме консультаций (чат, форум), в интерактивном режиме [5].

Список литературы

  1. Агапонов С.А. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий// БХВ- Петербург, 2003.- 336 стр.
  2. Бакалов В.П. Дистанционное обучение, концепция, содержание, управление// Горячая Линия - Телеком, 2008. - 108 стр
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. /В.П. Беспалько - М., 1995.
  4. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения// Академия, 2007. - 336 стр.
  5. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие// Дашков и Ко, 2006.- 296 стр.
Просмотров работы: 322