Дистанционное обучение прочно входит в нашу жизнь. В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В декабре 2002 года была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". 21 января 2010 года Президентом Российской Федерации была утверждена целевая программа «Наша новая школа». Суть этой программы заключается в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить учащихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся.
Дадим определение основным понятиям - дистанционное физическое образование, дистанционное обучение физике, информационно-образовательная среда.
Дистанционное физическое образование - это форма образования, самодостаточная для получения качественного образования по физике, отличающаяся от других форм способом получения (предоставления) образования, или характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном на расстоянии [5].
Дистанционное обучение физике - взаимодействие учителя (преподавателя) физики и учащихся между собой на расстоянии, осуществляемое средствами информационных и телекоммуникационных технологий и позволяющее реализовать поставленные учебные цели, применять педагогические методы, использовать такие формы организации учебного процесса, как дистанционные лекции, семинары, лабораторные практикумы.
Информационно-образовательная среда (при обучении физике) - совокупность средств дистанционного обучения физике, ориентированная на реализацию целей обучения физике и состоящая из:
- информационных ресурсов (сайтов, порталов, серверов СДО);
- протоколов взаимодействия (SMTP/P0P3, FTP);
- аппаратно-программного обеспечения (по физике - физическое оборудование, датчики, устройства сопряжения, педагогические программные средства; сетевое - модем, компьютерные программы для работы в Интернет);
- организационно-методического обеспечения учебного процесса по физике необходимых и достаточных для получения качественного физического образования [5].
Для исследования проблем дистанционного обучения физике представляется целесообразным выделить четыре интегрированных фактора: системный, технологический, педагогический и организационный [4].
I. Системный фактор в дистанционном обучении физике. Перед каждым разработчиком нового программного и методического обеспечения для дистанционного обучения физике встает проблема выбора педагогических, методических и программных средств реализации своего проекта. Необходимо выбрать: аудиторию (возраст, уровень восприятия, образовательные рамки); предмет (области, связи между ними, объем материала, конкретные уровневые цели, межпредметные связи); педагогические приемы и методы, необходимые для достижения целей. Неизбежна коррекция такого набора с учетом конкретных технических средств, используемых аудиторией.
II. Основные виды технологий для дистанционного обучения физике. Используемые сегодня технологии в дистанционном обучении физике можно разделить на три большие категории:
- Неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители). Печатные материалы (учебники, справочные пособия, рабочие тетради) являются традиционным средством для заочного обучения физике. Видео и аудиосредства - это уникальные средства для дистанционного обучения практически по любой дисциплине [2].
- Средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерные тесты, средства гипермедиа, обучающие среды и так далее).
- Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективным средством телекоммуникационной технологии, которое может быть использовано в процессе дистанционного обучения физике для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога между преподавателем и учащимся, принятого при очной форме обучения. Однако, если учащиеся имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.
III. Педагогические методы в дистанционном обучении.
- Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами (самообучение). Для развития этих методов характерен гипермедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-видеоматериалы, и, что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это, прежде всего, интерактивные базы данных, электронные журналы, компьютерные обучающие программы, виртуальные обучающие среды. Виртуальные обучающие среды представляют собой активную информационную среду с гибкой структурой, позволяющую организовывать обучающий процесс в виде блоков и модулей [3]. Учащиеся могут сами выбирать интересующие блоки или модули, хотя обязательные материалы для обучения могут быть легко заданы тьютором.
- Методы индивидуализированного преподавания и обучения физике. Эти методы реализуются в дистанционном обучении физике в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
- Методы, в основе которых лежит представление учащимся учебного материала преподавателем (обучение "один ко многим"). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий.
- Методы, характеризующиеся активным взаимодействием между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие ко многим") [8].
IV. Основные типы организационных структур дистанционного образования по физике включают в себя: подразделения заочного образования; открытые университеты, колледжи и школы; виртуальные школы; виртуальные методические объединения; образовательные порталы (рис. 1). Дистанционная форма обучения физике - это и не аналог заочной формы, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися [6]. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).
Итак, если речь идет о дистанционном обучении физике, мы понимаем, что система предусматривает наличие в ней учителя физики, учебника физики (в виде информационно-методического обеспечения) и учащихся [16]. Отсюда следует вывод о необходимости разработки дидактического обеспечения дистанционного обучения физике - создания дистанционных курсов по физике, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения системы обучения, разработки педагогических технологий, то есть методов и форм обучения, подготовки педагогов-координаторов (тьюторов). Простое преобразование текстов лекций, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс дистанционного обучения физике, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы [4].
Приведем основные положения методики дистанционного обучения физике.
- Следует разделять методику дистанционного обучения в школе, в зависимости от того какой вид дистанционного обучения используется: распределенное, как дополнение к традиционному учебному процессу или комбинированный вид (традиционное + дистанционное).
- С целью обеспечения доступа обучаемых к базам данных, базам знаний, удаленным физическим лабораториям и другим средствам дистанционного обучения физике учебное заведение приобретает, арендует и эксплуатирует телекоммуникационные средства (модемы, свитчи, proxy-сервера) [4].
- Система контроля обучаемых при дистанционном обучении физике должна обеспечивать объективную оценку знаний и умений по физике, а также обязательно должна иметь защиту, обеспечивающую конфиденциальность и целостность информации с помощью подсистемы аутентификации и разграничения доступа.
- Физический эксперимент при дистанционном обучении целесообразно изучать тремя способами. Во-первых, проведение видеосъемок реальных опытов, многократного их показа обучаемым (в виде синхронной и асинхронной трансляций). Во-вторых, показом виртуальных и модельных опытов (сделанных в online режиме или подготовленных заранее). В-третьих, проведение физического эксперимента удаленного доступа с помощью специальных программно-аппаратных комплексов по физике в режиме реального времени, измерение параметров с последующим обсуждением результатов эксперимента [3].
- Формы и методы проведения лабораторных занятий при дистанционном обучении физике имеют следующие особенности:
- выполнение лабораторной работы приближенно к исследовательской деятельности;
- отсутствует жесткий регламент времени, отводимого на отдельную лабораторную работу;
- возможность получения консультаций в случае затруднений;
- возможность выполнения лабораторных работ в малых группах, коллективное обсуждение результатов, обмен опытом;
- наличие различных заданий к лабораторным работам.
6. Средства для выполнения лабораторных работ при дистанционном обучении физике должны удовлетворять требованиям (рис. 2):
- модели лабораторных установок должны быть наглядны и безопасны;
- виртуальные лабораторные установки должны быть интерактивными и эргономичными;
- инструкции к лабораторным работам должны содержать достаточную для проведения работы теоретическую часть, а также элементы для активизации учебной деятельности студентов и школьников [1].
7.Практикум по решению задач целесообразно проводить в следующих видах: в режиме трансляции (с использованием активной доски, видеоконференцсвязи, флеш - демонстраций), в режиме консультаций (чат, форум), в интерактивном режиме [5].
Список литературы
- Агапонов С.А. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий// БХВ- Петербург, 2003.- 336 стр.
- Бакалов В.П. Дистанционное обучение, концепция, содержание, управление// Горячая Линия - Телеком, 2008. - 108 стр
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. /В.П. Беспалько - М., 1995.
- Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения// Академия, 2007. - 336 стр.
- Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие// Дашков и Ко, 2006.- 296 стр.