ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОРНОГО БЕГА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОРНОГО БЕГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой вид деятельности, являющийся в настоящее время востребованным в социуме, имеет свои исторические предпосылки возникновения. История развития бега находится в неразрывной связи с эволюцией человека. Бег служил нашим предкам способом нападения и защиты от врага в период палеолита, мезолита. Траектории движения первобытных людей во время бега с равной степенью вероятности могли встречать как относительно ровные участки земли, так и горные возвышения, спуски, обрывы, в зависимости от рельефа местности. Если же говорить о первобытной охоте, то горы здесь играют большую роль в плане тактического решения поимки добычи [1,2].

Сменялись эпохи, менялся род деятельности людей, но бег всегда находил важное применение в жизни любого общества. Так и с появлением почты, бег снова стал пользоваться популярностью.  Сообщения на большие расстояния передавались с помощью пеших посланников. В Древней Греции они назывались гемеродромами, где гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий [3,4]. Гемеродром (греч. Hemerodromos - бегущий целый день) - скороход, который в мирное время переносил письма, а в военное состоял при полководцах для передачи их приказаний подчиненным [5].

Самый известный из этих курьеров был Фидиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения [6].

По другой версии, согласно Геродоту, Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня [7].

Кроме того, в Греции были и грамматофоры, т. е. «носильщики писем», настоящие «спринтеры», доставлявшие сообщения на короткие расстояния! [8]

Однако известно, что люди придумали почтовую связь значительно раньше, где формой ее доставки являлся также бег. Приблизительно за 2300 лет до нашей эры бедный египетский гонец горько жаловался на судьбу, делая запись в своем дневнике:

«Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...»

Жили они в постоянном страхе: принесешь своему или чужому властелину дурные вести - не сносить тебе головы. Даже если посыльным удавалось спастись от львов, тигров и разбойников, они часто гибли из-за нелепого поверья: мол, тот, кто приносит дурные вести, и сам повинен в несчастье.

Посыльные были не только в древнем Египте. Дороги, по которым бежали гонцы, вели из Мемфиса и Фив в Эфиопию, Карфаген, в Тир и Сидон, а оттуда в Персию и Вавилон, - и еще дальше - в Индию и Китай.

Как только государство расширялось и крепло, возникала потребность в почтовой службе и гонцах: ведь нужно было поддерживать постоянную связь отдаленных уголков страны со столицей. Поэтому мы встречаемся с гонцами не только в Европе и в Малой Азии, но и в Америке, в государствах инков и ацтеков, в Китае. Почта была и в африканских царствах Мали и Гане, возникших несколько столетий тому назад [8].

В более поздние времена, в 14 веке, на берегах Туманного Альбиона был придуман достаточно оригинальный способ ускорить транзитное время доставки, где  гонца припугивали виселицей. Вместо марок рисовали виселицу (иногда несколько, иногда с покойником), сопровождая комментариями «haste haste» («спеши, спеши»), «post haste» («почта, спеши»), «haste for life» («спеши ради жизни»), «for life haste» («ради жизни спеши»). Важность такого письма подчёркивалась дополнительными надписями, например, «For Her Majesty´s special affairs» («По особым делам Её Величества»). Порой и правда спешить приходилось ради жизни, так как периодически такой почтой доставлялись решения о помиловании приговоренных к смертной казни. Истории известен случай, когда помилование не успело, так как по ошибке ушло в город с таким же названием [9].

Гонцы обучались иностранным языкам, метанию копья для самозащиты, правилам поведения при дворах иностранных владык и прежде всего выносливости и умению быстро бегать.

Скорость древних бегунов была поразительной. Фивский гемеродром Ласфен мог обогнать на длинной дистанции любого коня. Его друг Эфхид пожертвовал своей жизнью, чтобы выполнить «волю богов». Когда в Афинах по недосмотру жриц погас священный огонь, Эфхид за один день пробежал более 200 километров, чтобы принести огонь из Дельфийского храма. По возвращению в Афины он умер от переутомления.

Но мастерство бегунов нельзя было совершенствовать до бесконечности. Пробежав большое расстояние, бегуны так уставали, что надолго выходили из строя, заболевали [8].

Имеются исторические свидетельства, что одним из профессиональных предназначений горного бега являлась соревновательная деятельность. Первые такого рода упоминания уходят к 1068 году. Обнаружены записи шотландского короля, сделанные в то время, в которых рассказывается о том, как он выбирал своего посыльного из множества претендентов, устраивая между ними соревнования в беге до вершины ближайшей горы и обратно. Горные гонки всегда фигурировали как важные соревнования в древних шотландских нагорных играх.

Первые зарегистрированные упоминания о горных гонках в Англии (известные как снижающиеся или наклонные гонки) восходят к 19 веку. Они начинаются в 1850 году с горной гонки в Grasmere (Озерный край) протяженностью 2,5 километра и перепадом высоты в 300 метров. В 1868 году в селе Бурнсалл (Ланкашир, Англия) стартовала горная гонка  с аналогичной короткой дистанцией. В 1985 году впервые можно было увидеть горную гонку к вершине Бен-Невис и обратно дистанцией 16 км и перепадом высот 1500 метров. Вершина Бен-Невис расположена в шотландской горной местности и является самой высокой горой в Великобритании.

Все из этих гонок продолжают стартовать ежегодно и в настоящее время, и традиция проведения этих соревнований практически не прерывается с самого начала их появления.

В США отдаленный район Аляска (место проведения Мирового Трофея по горному бегу 2003) для ежегодного проведения соревнований имеет собственную трассу «Горный марафон» длиной 5км и перепадом высот 1000 метров. Ее происхождение было результатом спора, возможно ли при определенных погодных условиях добежать до вершины горы и обратно в течение часа. Забег был организован 4 июля в праздник, отмечающийся в Сью́арде (город в США, расположенный на юге Аляски, на полуострове Кенай на берегу Тихого океана), с местными купцами, призами и пожертвованиями. Пробег занял 1 час и 2 минуты, так оптимист проиграл пари и должен был предоставить толпе напитки. Официальные данные показывают, что «Горный марафон» начался с организованного забега в 1915 году и с тех пор проводится периодически почти без перерывов. Сейчас рекордное время его прохождения составляет 45 минут.

В Италии в начале прошлого века проводилась так называемая «горная прогулка»... Одними из наиболее известных соревнований были гонки "Ivrea - Mombarone" в Пьедмонте, рядом с Турином (город зимних Олимпийских игр 2006): это были соревнования «вверх/вниз». Спортсмены должны были добраться до вершины горы Colma di Mombarone высотой 2400 метров и сбежать обратно. Первые итальянские национальные соревнования по горному бегу стартовали в 1949 году [10].

Возможных истоков горного бега может быть бесчисленное количество, в разных городах и странах он появлялся в разные времена и мог быть частью различных видов деятельности, таких как охота, тренировка, средство связи, способ померяться силами, игра.

Список литературы:

  1. Аникович М.В. Первобытная охота [электронный ресурс] // Интернет-сайт = История древнего мира. URL: http://www.mystic-chel.ru/primeval/kamennyi-vek/333.html (дата обращения: 10.02.2012).
  2. Нефедов С.А. Эволюция человечества [электронный ресурс] // Интернет-сайт = История древнего мира. URL: http://www.mystic-chel.ru/primeval/kamennyi-vek/341.html (дата обращения: 10.02.2012).
  3. Гемеродромы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) - СПб., 1890-1907.
  4. Кисин Б. М. Страна Филателия. - М.: Просвещение, 1969. - 240 с.
  5. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910. [электронный ресурс] // Интернет-сайт = Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/13971/ГЕМЕРОДРОМ (дата обращения: 10.02.2012).
  6. Марафон [электронный ресурс] // Интернет-сайт = Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Марафон (дата обращения: 10.02.2012).
  7. Геродот. История. Книга VI. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. Стр. 105-106
  8. Людвик Соучек. Там, где не слышно голоса (fb2) [электронный ресурс]: перевод: Тамара Сарана // Интернет-сайт = "Либрусек" - электронная библиотека. URL: http://pda.lib.rus.ec/b/291354/read#n_1 (дата обращения: 11.02.2012).
  9. Торопятся те, кто не успевает... [электронный ресурс] // Интернет-сайт = Бизнес-Медиа. URL: http://www.bm53.ru/content/istoriya.html (дата обращения: 11.02.2012).
  10. Bruno GOZZELINO. History of Mountain Running. [электронный ресурс]: Balkan Mountain Running Seminar Sapareva Banya (Bulgaria) - 24th April 2009 // Интернет-сайт = World Mountain Running Association. URL: http://www.wmra.ch/files/seminar/Seminar-Gozzelino.pdf (дата обращения: 20.01.2012).
Просмотров работы: 24