Идея использования этнического костюма при создании современной одежды не нова. Уже начиная со второй половины ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко использовался модельерами при проектировании одежды. Появился фольклорный, этнический стили. Народный костюм стал объектом пристального изучения. Безусловно, стиль костюма зависел от магически-религиозной жизни народа, социально-исторической роли человека, но все же в первую очередь его рассматривают как систему художественно-выразительных средств.
В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности.
Со временем использование элементов народного костюма в современной одежде сложилось в стиль этно. Пионером этого стиля принято считать Ив Сен-Лорана, который начиная с 1976 года активно использовал элементы народного костюма при создании модных коллекций. Дефиле Ив Сен-Лорана изобиловали то роскошью шелкового Китая, то сочностью Марокко, то простотой и сердечностью крестьянской России.
Признанными виртуозами по использованию народных мотивов стали дизайнеры модного дома Kenzo. На протяжении нескольких лет этнический стиль является визитной карточкой бренда. Коллекции от Kenzo - это презентация стильной эклектики, когда этнические элементы прекрасно уживаются с классической, деловой и спортивной одеждой.
Национальная мода с подиумов проникает и в массы, примером может служить скандинавский орнамент, так полюбившийся массовому потребителю. На рисунке 1 представлен национальный скандинавский орнамент, использовавшийся для декорации рубах, а на рисунке 2 тот же орнамент, но уже стилизованный используется в коллекции D&G 2011 года, как основной рисунок ткани. Еще одним примером могут служить угги, которые изначально являлись обувью австралийских пастухов.
Народный костюм является богатейшей кладовой идей для художника. Костюмы разных народов отличаются друг от друга особенностями кроя, композиционно - пластическим решением, фактурой и колоритом ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.
Структура художественной формы выражения в целом сложна и многозначна. В каждом костюме стиль отражает не только национально-стадиальные особенности, но и его региональные и этно-локальные типологические черты, обусловливает принципы художественно-конструктивной организации всех элементов художественного образа.
Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными. В своем творчестве дизайнеры работают с живым источником народного искусства. Они не копируют отдельные детали или орнаменты, не переносят их на современный модный костюм. Изучается форма, конструкция, цвет, орнамент - как элементы художественной композиции народной одежды, среды, в которой она существовала - всё организует художественное видение так, что в их творчестве происходит процесс прорастания дедовского наследства, органичность слияния с современным костюмом.
Итак, национальный костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма в этностиле, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Влияние национального костюма на моду неоспоримо, год за годом мы встречаем его на подиумах по всему миру. Используемые элементы становятся все более стилизованы, но от этого они не теряют притягательности, потому что в народном искусстве спрятано то глубокое единство человека и природы, которое помогает людям творить поистине вечное, всегда нужное всем искусство.