Актуальность. В России рынок энергетических напитков стал формироваться в конце 1990-х годов. Основную целевую аудиторию напитков составляют работающие и учащиеся лица мужского пола (28,6%) в возрасте от 17 до 24 лет (30%). Группы потребителей энергетических напитков - это молодежь, спортсмены, автомобилисты. Производители утверждают, что энергетические напитки отлично поднимают настроение и стимулируют умственную деятельность. Однако, по мнению медиков, «энергетики» всего лишь заменители кофе, только более вредные.
Состав «энергетиков» давно известен.
Энергетические напитки можно потреблять в строгом соответствии с дозировкой. Максимальная доза - 2 банки напитка в сутки. Превышение дозы может привести к повышению артериального давления или уровня содержания глюкозы в крови. Людям, страдающим от сердечных заболеваний, гипо- или гипертонии, не следует употреблять энергетические напитки.
Энергетические напитки стали настоящим спасением для студентов в период подготовки к экзаменам, офисных работников, не успевающих сдать работу в срок, тренеров по фитнесу, стремящихся установить спортивный рекорд, уставших водителей и завсегдатаев ночных клубов. Одним словом, для всех, кто устал, но должен чувствовать себя бодрым и полным энергии. Однако, заявление, что энергетический напиток обеспечивает организм энергией, является голословным. Сам напиток никакой энергии не содержит, а только использует наши собственные энергетические ресурсы.
Результаты и выводы. Мы провели опрос среди студентов 2 курса медицинской академии (возраст от 18 до 23 лет). По результатам исследования самые известные бренды энергетических напитков: Red Bull, Adrenalin rush и Burn - наиболее рекламируемые на телевидении, о них знают даже те, кто никогда употреблял энергетики. К счастью, таких большинство. На вопрос «Как часто вы употребляете энергетические напитки?» 67% процентов отвечали - никогда, 26% - реже, чем раз месяц. Но 2% студентов почти каждый день выпивают хотя бы по 1 банке. Среди тех, кто хоть раз пробовал энергетик, самые распространенные места употребления: в клубе - 50%, дома - 15%, в дороге - 35%, ВУЗ/работа - 27%, во время отдыха - 35%. Ровно половина ищущих «дополнительной энергии» на вопрос о цели употребления отвечали: чтобы проснуться/не хотеть спать; 23% - чтобы поднять настроение; 7,6% - чтобы больше успевать/перед сессией. 19% пьют энергетические напитки для утоления жажды, а 27% - просто потому, что нравится их вкус. Благодаря рекламе, 9% употребляющих энергетики, уверены в том, что «волшебный напиток» стимулирует умственную деятельность.