Труд, связанный с освоением новых знаний, требует от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых для восприятия и воспроизведении полученной информации и с позиций физиологии отличается большим мозговым напряжением. Концентрация внимания и в силу этого - возбуждение в центральной нервной системе сосредоточено в сравнительно небольшой области нервных центров, что обусловливает их быстрое утомление.
Таким образом, изучение умственной работоспособности учащихся необходимо для контроля над функциональным состоянием центральной нервной системы и его изменения под действием различных факторов, в т. ч. и времени.
Цель работы - исследование некоторых показателей умственной работоспособности у школьников в динамике обучения в течение недели и учебного дня.
Задачи:
Материалы и методы
Исследования проведены на базе СОШ №35 Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан и кафедры Биологии и биологического образования ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы». Изучение умственной работоспособности в динамике учебной недели осуществлены на одиннадцати учащихся шестого класса, а изучение умственной работоспособности в динамике учебного дня - на пяти учащихся параллельного класса.
С помощью корректурных таблиц Анфимова исследовали следующие показатели: коэффициент умственной продуктивности (Р), скорость переработки информации (СПИ), коэффициент точности выполнения задания (А), устойчивость внимания (УВН), при организации исследования соблюдались требования «Декларации о правах ребенка» ( 2000 г.), у всех родителей было взято письменное разрешение на проведение корректурной пробы у их детей.
Результаты
Как показали наши данные, значения коэффициента умственной продуктивности учащихся в понедельник варьируют от 438,6 до 948,6, и в среднем он составляет 726,05; во вторник наблюдается значительное достоверное повышение его в среднем до 809,5 и до пятницы это повышение сохраняется до 808,6 единиц.
В целом значения Р в понедельник минимальны, а во вторник уже возрастают и удерживаются на этих высоких цифрах. Исследование скорости переработки информации (СПИ) обнаружило обратную зависимость: если в понедельник значения СПИ колебались в пределах 5,02-50,22, в среднем составив 34,0, то во вторник наблюдались колебания от 2,51 до 25,5 ( в среднем 28), а к пятнице наблюдалось снижение СПИ в среднем до 16. У трех школьников отмечалось увеличение СПИ в пятницу, таким образом, в динамике рабочей недели в целом у учащихся наблюдается прогрессирующее снижение скорости переработки информации.
Исследование значений коэффициента точности выполнения задания (А) также обнаруживает наличие периода «врабатывания» в понедельник. В этот день показатель А был минимальным, колебался в пределах 0,43-0,93, в среднем составил 0,71. Во вторник эти значения возросли до 0,79 и в пятницу - до 0,80.
Из анализа представленных данных следует, что показатели умственной работоспособности в динамике учебной недели изменялись неоднозначно: в понедельник отмечался минимум значений коэффициента умственной продуктивности (Р) и точности выполнения задания (А), но максимум значений скорости переработки информации (СПИ), во вторник наблюдалось значительное достоверное увеличение Р и А, снижение СПИ, удерживающееся до пятницы включительно.
У учащихся параллельного 6 класса исследовались те же показатели в течение учебного дня. После третьего урока значение коэффициента умственной продуктивности (Р) в среднем составило 794,58 (колебание от 637,5 до 907,8); после четвертого урока происходило снижение у трех учащихся, у двоих - повышение; после пятого урока - у троих повышение, у двоих снижение, а после шестого урока только у одной ученицы отмечалось повышение Р, у остальных - снижение данного показателя. То есть, можно отметить, что в целом только после шестого урока у учащихся отмечаются признаки умственного утомления.
Скорость переработки информации (СПИ) у школьников колебалась достаточно синхронно, т.е. повышалась (по сравнению с третьим) после четвертого урока, снижалась после пятого и незначительно повышалась после шестого урока. Значение коэффициента точности выполнения задания (А) колебалось индивидуально у каждого - форма кривой у всех своеобразная, однако можно отметить общую тенденцию к повышению показателя к пятому уроку и снижению к шестому. У этой группы учащихся исследовали устойчивость внимания (УВН). Оказалось, что его значение у всех школьников одинаковое: после третьего урока он составил 9,1, после четвертого - 34, после пятого - 9,27, после шестого урока - 6,3, т.е. к четвертому уроку УВН достоверно повышалась, снижаясь к шестому уроку.
Выводы