Грамотная молодежная политика - залог будущего страны. Именно она в конечном итоге определит, каким будет государство через несколько лет.
Для проведения сравнительного анализа была выбрана Германия, как одна из наиболее успешных стран Европы. Различия в молодежной политике возникают уже на уровне постановки цели. Если в Германии целью проведения упомянутой политики является содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество, то наша страна задачу этой ветви политики видит в возрождении России как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие граждан.
ФРГ реализует молодежную политику на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике. В российском законодательстве на сегодняшний день нет единого федерального закона о молодежи; более того, имеют место споры, стоит ли вообще принимать подобный закон.
Различна и классификация, возрастные рамки молодежи. Так, немецкая молодежь условно делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), поскольку приоритеты у этих возрастных групп различны. В России же к категории молодежи относятся все граждане в возрасте от 14 до 30 лет, абсолютно различные условия жизни и приоритеты не учитываются.
В России проводится единая молодежная политика на всех уровнях - общенациональном, региональном и местном, - тогда как в Германии имеет место дифференциация этой политики по уровням - федеральному, земельному и коммунальному. При этом в ФРГ до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (в России это соответствует муниципалитетам), а 35% - на земельный (региональный). В нашей стране тот же механизм облачен в другую форму. У нас молодежная политика реализуется через финансирование избранных проектов и программ детских и молодежных организаций, представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных государственных органов, и через систему грантов, также имеющую конкурсную основу. При этом не всегда понятно, на чей бюджет ложится финансирование. В результате возникают перебои со средствами, и, соответственно, сдвигаются сроки реализации проектов.
Обращаясь к проблеме трудоустройства выпускников учебных заведений, можно отметить, что в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами. Подобную практику было бы уместно ввести и в нашей стране, где зачастую молодые специалисты идут работать не по специальности, или бесконечно ищут работу. Одна из ключевых проблем - стаж. Где взять стаж, если без опыта на работу не берут? Для разрешения этого противоречия возможно перенять опыт немецких коллег.
Еще один интересный для сравнения аспект - это система контроля над осуществлением молодежной политики. В Германии регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы. Российские инструменты, применяемые в этой области, -социологические исследования и ежегодный доклад о положении молодежи и реализации молодежной политики - необъективны и склонны к искажениям. Необходимо пересмотреть систему проверки - например, создать независимую неправительственную экспертную комиссию, куда входили бы как специалисты, занимающиеся вопросами молодежи, так и представители самой молодежи, лучше всех знающие свои проблемы.
Молодежь - это будущее страны. А страна, не заботящаяся о своем будущем, обречена. Мы уже пострадали из-за отсутствия адекватной молодежной политики в 90-е. Сейчас же есть возможность реформировать неадекватную ситуации систему, используя удачный европейский опыт.