МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Преступления, составляющие незаконный оборот оружия (как оружия массового уничтожения, так и обычных видов вооружений), являются либо международными преступлениями, либо преступлениями международного характера и поэтому относятся к деяниям с универсальной юрисдикцией. Такие посягательства именуются конвенционными преступлениями, поскольку ответственность за них наступает на основе международных договоров, но по национальному уголовному законодательству. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что их общественная опасность выходит за пределы одного государства и имеет международный масштаб. Соответственно проблема незаконного оборота оружия является не только внутригосударственной, но и всего мирового сообщества. Наибольшую опасность в этом смысле представляет незаконный оборот оружия массового уничтожения.

По данным ООН, от 40 до 60% мировой торговли стрелковым оружием является или становится незаконной. Поэтому контроль над его незаконным распространением является необходимым шагом на пути к улучшению международного, регионального и национального контроля над всеми аспектами проблемы стрелкового оружия.

Ситуация усугубляется тем, что международная торговля оружием продолжает оставаться бесконтрольной во многих регионах земного шара. Безответственные поставки оружия вызывают нарушение прав человека и являются катализаторами конфликтов, препятствуют их урегулированию и реинтеграции непосредственных участников конфликтов в мирную жизнь, затягивают уже начавшиеся войны, увеличивая до небывалых размеров количество смертей и число жертв

Первым документом международного уровня в сфере противодействия незаконному обороту оружия является Европейская конвенция О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, принятая 28 июня 1978 г. в Страсбурге. Участники Конвенции договорились оказывать друг другу взаимную помощь через соответствующие административные органы власти в целях борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием, поиска и обнаружения огнестрельного оружия, перемещенного с территории одного государства на территорию другого. В документе подчеркивается, что каждое государство сохраняет свободу издавать законы и правила в отношении огнестрельного оружия при условии их совместимости с положениями конвенции. При этом Конвенция не применяется к торговым операциям с огнестрельным оружием, в которых все участники являются государствами или действуют по поручению государств.

На дипломатической конференции Международной организации гражданской авиации (ИКАО), проведенной 12 февраля - 1 марта 1991 г. в Монреале, была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Участники конференции договорились принять необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления, ввоза и вывоза немаркированных взрывчатых веществ, которые не поддаются обнаружению с использованием обычных устройств для отбора проб воздуха или определения запахов и связи с этим используются для совершения террористических актов, направленных на уничтожение воздушных судов, других транспортных средств и прочих объектов.

Важным международным актом, специально посвященным вопросам регламентации борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, является Межамериканская конвенция против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других соответствующих материалов, принятая Организацией американских государств в Вашингтоне, округ Колумбия, 14 ноября 1997 г. Признавая тесную связь незаконного оборота оружия с торговлей наркотиками, терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наемничеством и другими видами преступной деятельности, Конвенция требует от государств-участников обеспечить криминализацию основных деяний, связанных с незаконным изготовлением и оборотом оружия. В то же время она применяется не только к оружию, но и к взрывчатым веществам. Последние определены в ней как любое вещество или предмет, которые произведены, изготовлены или используются для того, чтобы произвести взрыв, детонацию или вызвать реактивный или пиротехнический эффект. В приложении к Конвенции содержатся исключения, которые охватывают сжатые газы, горючие жидкости и некоторые широко применяемые устройства, использующие взрывчатые вещества, в частности автомобильные системы воздушных мешков, потребительские пиротехнические устройства и некоторые сигнальные ракеты.

Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция), принятая 3 декабря 1997 г., предусмотрела, что каждое государство - участник Конвенции обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению вышеуказанных видов деятельности. Государства - участники Конвенции договорились уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение.

Таким образом, анализ международных документов свидетельствует, что незаконный оборот оружия является актуальной темой для правовой регламентации на уровне межгосударственного взаимодействия. Развитие международного права свидетельствует о том, что оно адекватно отражает происходящие в мире изменения, усиливая правовое регулирование международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и незаконной торговлей оружием, используемым с целью террористических атак. Очевидно, что своевременное и грамотное международное сотрудничество в борьбе с ограничением продажи оружия и жестким контролем над его оборотом, ликвидация нелегальных каналов поставок вооружений имеют существенное значение для поддержания мира и сохранения безопасности.

Просмотров работы: 27