«Справедливость есть искусство неравенства» - писал русский философ И.А.Ильин. Можно смело сказать, что история всего человечества пестрит примерами борьбы за справедливость. Еще во времена Христа, и в более ранние времена, люди собирали суды с целью вершить справедливость. Но можно ли назвать, то, что они делали словом «справедливость»? В те времена, справедливость чаще всего была на стороне правителей. И обычный человек ничего не мог поделать, если справедливость нарушалась со стороны власти. Начиная со времен античности, в городах Древнего Востока и Древней Греции, неоднократно обращались к проблеме справедливости такие философы-мыслители, как Платон, Аристотель, Г.Спенсер, Д.Локк и т.д. Они рассматривали справедливость как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. С их точки зрения, справедливое общество - то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.
Времена изменились. Сегодня для того, чтобы справедливость существовала, у нас есть права, законы, суды, система защиты, и каждый человек имеет право воспользоваться всем этим для достижения справедливости. Но понятие «справедливость» люди понимают по-разному. И именно поэтому, иногда говоря: «Мы за справедливость!»,- люди совершают поступки на самом деле далекие от нее.
Все помнят знаменитого Робин Гуда, который считал, что справедливость - это отбирать деньги у богатых, часть из них оставлять себе, а часть - отдавать бедным. Получается, что если человек, не бил баклуши, а работал и зарабатывал, при этом, хорошие деньги, то он должен был их отдать какому-то разбойнику с большой дороги и еще таким же бездельникам, которые хотели иметь деньги, еду, но не хотели ничего для этого делать. Если это справедливость, то хотел ли сам Робин Гуд, чтобы ее к нему применили?
На схожей идеи справедливости выросло ни одно поколение в Советском Союзе. Но давайте посмотрим, несла ли это идея справедливость: когда на заводе один работал за троих, а любитель побалагурить, выпить, который был никчемным работником, получал незаслуженную зарплату? Где здесь справедливость? Захочет ли ударник труда и дальше работать с полной отдачей, если можно особо не перегружаясь иметь подобную зарплату? Что касается настоящего времени, то сейчас все чаще руководители прибегают к вознаграждению по личному производству. И это настоящая справедливость в отношении оплаты труда, когда сотрудник понимает, сколько он сделает, столько и получит. Зачем поощрять тех, кто тянет организацию вниз?
На мой взгляд, справедливость жизни - это самый справедливый суд, который только может существовать. Помимо государственных законов существуют еще и законы жизни, и если человек их нарушает, осознанно или по незнанию, то сама жизнь берется за дело, чтобы восстановить справедливость. Что же это за справедливость?
Мы не раз слышали такую поговорку: «Не рой яму другому - сам в нее попадешь». Она очень хорошо отражает жизненную справедливость. Некоторые люди игнорируют данную жизненную мудрость и поступают нечестно по отношению к другим. Некоторое время спустя, жизнь возвращается к ним бумерангом, и они получают по заслугам, иногда даже от других людей. То, как человек поступает с другими людьми, такое отношение к себе он получает от них.
Кто в своей жизни не сталкивался с несправедливостью? Несправедливость - это недостаток или отсутствие порядочности, правильности в человеке или явлении. И хотя иногда нам только кажется, что с нами обошлись несправедливо, часто это происходит на самом деле. Иной раз человек испытывает несправедливость, когда не видит признания своего достоинства, не чувствует уважения к себе, когда ему кажется, что он не получает того, что заслуживает. Чувство несправедливости происходит от суждения, связанного с нашей системой ценностей и с нашим личным восприятием ситуации, которое основывается на ранее прожитом опыте. Когда кто-то говорит о несправедливости, он ссылается на определенные законы: это могут быть законы общечеловеческие, касающиеся социальной несправедливости нашей системы, но могут быть и личные, созданные нами в соответствии с нашими верованиями, взглядами, ожиданиями и внутренними травмами. И каждый раз, претерпевая несправедливость, мы испытываем душевную боль. Поскольку представление о несправедливости основано на ментальных понятиях добра и зла, то никакая истинная справедливость невозможна: то, что кажется совершенно справедливым одному человеку, может оказаться несправедливым для другого. Таким образом, несправедливость - это не более чем иное восприятие события и неприятие решения, принятого другим человеком. Для меня, человека верующего, самое разумное - принять, что существует только божественная справедливость. Для того, кто принял эту истину, не составляет трудностей быстро отпустить ситуацию.