Добро и зло - морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений о определенных классовых позиций. Под добром понимается то, что общество (данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3ло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Идеализм усматривает их в божественной воле или абсолютном духе. Согласно этической теории Канта, добром является то, что соответствует повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек (Категорический императив). Еще мыслители эпохи эллинизма чаще всего находили источник добра и зла в абстрактной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм). Даже те из них, кто связывал нравственность с условиями жизни и воспитания человека, объявляли представления о добре и зле вечными и неизменными. Фактически же под «внеисторической человеческой природой» всегда скрывались социально обусловленные черты, свойственные представителям определенной социальной общности, поэтому в обосновании добра и зла, по существу, каждый мыслитель отстаивал нравственную позицию того или иного класса. Для современной этики наиболее характерны, с одной стороны, попытки представить господствующие в официальной морали современного общества представления о добре и зле как истинные и вечные, а с другой - отрицание объективных критериев добра и зла. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» - писали Маркс и Энгельс (т. 20, с. 94). Но изменения эти не являются результатом произвола, не зависят лишь от мнения субъекта. Их источник коренится в условиях жизни общества, и в силу этого они носят объективный характер. Поступки людей должны быть оценены как добро или зло соответственно тому, способствуют они или препятствуют удовлетворению исторических потребностей общества в целом, т. е. интересам прогрессивного класса, выражающего эти потребности. Сегодня таковым является средний класс.