ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Семья - это группа лиц, связанных не только кровным родством, но и общим жилищем, бюджетом и внутрисемейной взаимопомощью, т.е. это общность несколь­ких человек в совместном жизненном пространстве. Традиции, культура, религия и правовые нормы создают ее внешние контуры. Наследственность, воспитание, общее и профессио­нальное образование определяют индивидуальные качества, поведение индивидов, их отно­шения между собой [3].

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой свя­заны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение че­тырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому - это благополучные семьи, семьи группы риска, не­благополучные семьи и асоциальные семьи [1].

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, ко­торые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах бы­стро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и раз­вития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспечен­ная семья. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслежи­вать, насколько недостатки компенсируются положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жиз­недеятельности, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способ­ности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудо­емко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечи­тельства.

В настоящее время большинство детей, не достигших 18 лет, воспитываются в непол­ных семьях. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшение ее воспитательного потен­циала. Дети в таких семьях в два раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, что приводит к безнадзорности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми - подростками. Не­полная семья, возникшая вследствие развода, становится наиболее уязвимой. Развод и пред­шествующий ему конфликт нередко деформируют психику ребенка, его нравственное и эмо­циональное развитие [2].

На сегодняшний день удельный вес в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспита­ния и самого воспитательного процесса. Важными признаками сформированной педагогиче­ской культуры родителей являются: осознание ими целей воспитания детей, понимание за­кономерностей и своеобразия их личностного развития, соответствие требований и ожида­ний родителей возможностям и потребностям детей, умение применять разнообразные ме­тоды и приемы воспитания.

Литература

  1. Макаренко А.С. Социология / Под ред. А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 359 с.
  2. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение детей / Под ред. Г.М. Миньковского -  М.: Просвещение, 2008. - 105 с.
  3. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы и теории семей / Под ред. М.С. Мацковского. - М.: Просвещение, 2008. -  213 с.
Просмотров работы: 78