Исследования педагогической деятельности показывают, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность в учебном процессе вызвана наличием большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Такими факторами выступают рабочие перегрузки, высокий динамизм, сложность возникающих педагогических ситуаций и т.д.
Студенты, получающие образование в рамках высших учебных заведений, выходят оттуда с разным уровнем развитости эмпатийности. Многие испытывают затруднения в установлении контактов с людьми. Такие студенты чаще всего отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Получение педагогической специальности подразумевает воздействие по принципу «Человек-Человек». Следовательно, хорошо развитая эмпатийность играет большую роль для профессионального становления студентов - будущих педагогов.
Анализ состояния данной проблемы исследования дает понять, что до сих пор остается актуальным вопрос о проведении исследования с целью углубления и конкретизации знаний об эмпатийности студентов будущих педагогов.
Целью данного исследования является выявление особенностей эмпатийности у студентов - будущих педагогов, обучающихся по разным специальностям.
Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей.
Эмпатийность (от греч. empatheia - сопереживание) - это свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия педагога.
В выборку опытно-экспериментального исследования вошли 75 студентов - будущих педагогов, средний возраст которых 20 лет, учащихся в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте педагогики и психологии, в Институте Филологии и искусств, в Институте математики и механики им. Н.И.Лобачевского, проживающих в г. Казани.
Для исследования особенностей эмпатийности у студентов - будущих педагогов была использована методика В.В.Бойко «Эмоциональная эмпатия».
По данным исследования было выявлено, что у студентов Института педагогики и психологии выявлены более высокие показатели по уровню эмпатийности (19,76 баллов из 36 баллов). Вторыми по уровню эмпатийности идут филологи (17,52 баллов). Третьими - математики (13,84 баллов).
На наш взгляд, это связано со спецификой обучения на факультетах разных специальностей. Будущая специальность педагогов-психологов и филологов все же больше ориентирована на общение с людьми, нежели математическая специальность.
У большинства студентов - будущих педагогов психолого-педагогического, математического и филологического отделений отмечается средний и низкий уровень эмпатии, что заставляет задуматься об отсутствии в ВУЗах целенаправленного воспитательного воздействия по развитию эмпатии. Ведь будущая профессия студентов - будущих педагогов подразумевает эмпатическую направленность личности.
По данным проведенного исследования было выявлено, что между студентами педагогами-психологами и математиками есть различия (использовался статистический метод t-критерий Стьюдента) по таким каналам эмпатии, как рациональный канал (t эмп.=5,66 > t критич.=2,01, p≤0,01), эмоциональный канал (t эмп.=2,38, p≤0,01) и интуитивный канал эмпатии (t эмп.=2,34 , p≤0,01). У будущих педагогов-психологов данные каналы эмпатии развиты на достаточно низком уровне, у математиков же эти показатели значительно ниже.
Это может быть обусловлено тем, что студенты Института педагогики и психологии, в силу специфики своего образования, более склонны к восприятию сущности другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. При этом будущие педагоги-психологи, изучающие психологию, способны, основываясь на своих знаниях, предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.
Студенты-математики, в свою очередь, менее склонны к сопереживанию, соучастию и эмоциональной отзывчивости, чем студенты, профильным предметом которых является психология, так как деятельность математиков связана с точными данными, расчетами, в их восприятии другого человека в основном доминирует логика.
Обнаружены также различия между студентами будущих преподавателей математики и педагогов - психологов по таким показателям как установки способствующие эмпатии (tэмп.=5,66, p≤0,01) и идентификация в эмпатии (tэмп.=4,89, при p≤0,01).
Можно предположить, что эти различия обусловлены тем что, математики обладают установками, препятствующими эмпатии, то есть они стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждают себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. В то время как у студентов психолого-педагогической специализации важными характеристиками являются постановка себя на место партнера, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. То есть специфика обучения переходит в личностные качества студентов - будущих педагогов, что способствует более высокому уровню эмпатийности.
Между педагогами-психологами и филологами были выявлены различия по каналу эмпатии как установки, способствующие эмпатии (t эмп =2,08, p≤0,01). Вероятно, студенты-филологи более категорично оценивают других людей, чем педагоги-психологи, так как работают с литературными данными, а не с конкретной личностью человека. А также по показателю идентификация в эмпатии (t эмп =2,23, p≤0,01), что объясняется тем, что филологи менее склонны к подражанию и к постановке себя на «место» партнера в отличие от педагогов-психологов.
Различий по уровням эмпатии между филологами и математиками не выявлено, что может быть связано с тем, что специфика их работы схожа, так как в их деятельности преобладает работа с конкретной информацией.
Таким образом, в результате исследования выяснилось, что у большинства студентов будущих педагогов отмечается средний и низкий уровень эмпатии. Это говорит о том, что необходимо просвещать педагогов высших учебных заведений по вопросам развития эмпатийности у студентов - будущих педагогов.
Тем не менее, исследование по данной теме можно продолжить. Было бы интересным сравнить профессионально-важные качества личности у студентов первого и пятого курсов, чтобы проследить, как происходит формирование эмпатии и происходит личностное развитие студентов за время их обучения в вузе.
Для того чтобы подойти к процессу формированию эмпатического поведения, к отработке поведенческих реакций, к созданию педагогических и профессиональных ситуаций с реализацией комплекса педагогических условий и системы средств, обеспечивающих становление эмпатии у студентов, необходимо провести базисную подготовку, сформировав качественный эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты эмпатии.
Формирование эмпатийности связано с тем, чтобы ввести студента в мир педагогических, психологических и этических понятий и терминов; сделать предметом анализа собственные переживания, способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми; ознакомить студентов с основами коммуникативной культуры, научить различать и интерпретировать интонированные речевые обороты, выявить общие мотивы поведения партнеров в общении, выяснить, какая именно информация привлекла внимание того или иного студента, и помочь ему наметить план по самосовершенствованию.