ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современного общества на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки учителей, соответствующих требованиям времени, обладающих, кроме качественной профессиональной подготовки, также развитой эмпатийностью.

Исследования педагогической деятельности показывают, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как  эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность в учебном процессе вызвана наличием большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Такими факторами выступают рабочие перегрузки, высокий динамизм, сложность возникающих педагогических ситуаций и т.д.

Студенты, получающие образование в рамках высших учебных заведений, выходят оттуда с разным уровнем развитости эмпатийности. Многие испытывают затруднения в установлении контактов с людьми. Такие студенты чаще всего отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Получение педагогической специальности подразумевает воздействие по принципу «Человек-Человек». Следовательно, хорошо развитая эмпатийность играет большую роль для профессионального становления студентов - будущих педагогов.

Анализ состояния данной проблемы исследования дает понять, что до сих пор остается актуальным вопрос о проведении исследования с целью углубления и конкретизации знаний об эмпатийности студентов будущих педагогов.

Целью данного исследования является выявление особенностей эмпатийности у студентов - будущих педагогов, обучающихся по разным специальностям.

Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей.

Эмпатийность (от греч. empatheia - сопереживание) - это свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия педагога.

В выборку опытно-экспериментального исследования вошли 75 студентов - будущих педагогов, средний возраст которых 20 лет, учащихся в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте педагогики и психологии, в Институте Филологии и искусств, в Институте математики и механики им. Н.И.Лобачевского, проживающих в г. Казани.

Для исследования особенностей эмпатийности у студентов - будущих педагогов была использована методика В.В.Бойко «Эмоциональная эмпатия».

По данным исследования было выявлено, что у студентов Института педагогики и психологии выявлены более высокие показатели по уровню эмпатийности (19,76 баллов из 36 баллов). Вторыми по уровню эмпатийности идут филологи (17,52 баллов). Третьими - математики (13,84 баллов).

На наш взгляд, это связано со спецификой обучения на факультетах разных специальностей. Будущая специальность педагогов-психологов и филологов все же больше ориентирована на общение с людьми, нежели математическая специальность.

У большинства студентов - будущих педагогов психолого-педагогического, математического и филологического отделений отмечается средний и низкий уровень эмпатии, что заставляет задуматься об отсутствии в ВУЗах целенаправленного воспитательного воздействия по развитию эмпатии. Ведь будущая профессия студентов - будущих педагогов подразумевает эмпатическую направленность личности.

По данным проведенного исследования было выявлено, что между студентами педагогами-психологами и математиками есть различия (использовался статистический метод t-критерий Стьюдента) по таким каналам эмпатии, как рациональный канал (t эмп.=5,66 > t критич.=2,01, p≤0,01), эмоциональный канал (t эмп.=2,38, p≤0,01) и  интуитивный канал эмпатии (t эмп.=2,34 , p≤0,01).  У будущих педагогов-психологов данные каналы эмпатии развиты на достаточно низком уровне, у математиков же эти показатели значительно ниже.

Это может быть обусловлено тем, что студенты Института педагогики и психологии, в силу специфики своего образования, более склонны к восприятию сущности другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. При этом будущие педагоги-психологи, изучающие психологию, способны, основываясь на своих знаниях, предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

Студенты-математики, в свою очередь, менее склонны к сопереживанию, соучастию и эмоциональной отзывчивости, чем студенты, профильным предметом которых является психология, так как деятельность математиков связана с точными данными, расчетами, в их восприятии другого человека в основном доминирует логика.

Обнаружены также различия между студентами будущих преподавателей математики и педагогов - психологов по таким показателям как установки способствующие эмпатии (tэмп.=5,66, p≤0,01) и идентификация в эмпатии (tэмп.=4,89, при p≤0,01).

Можно предположить, что эти различия обусловлены тем что,  математики обладают установками, препятствующими эмпатии, то есть они стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждают себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. В то время как у студентов психолого-педагогической специализации важными характеристиками являются постановка себя на место партнера, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. То есть специфика обучения переходит в личностные качества студентов - будущих педагогов, что способствует более высокому уровню эмпатийности.

 Между педагогами-психологами и филологами были выявлены различия по каналу эмпатии как установки, способствующие эмпатии (t эмп =2,08, p≤0,01). Вероятно, студенты-филологи более категорично оценивают других людей, чем педагоги-психологи, так как работают с литературными данными, а не с конкретной личностью человека. А также по показателю идентификация в эмпатии (t эмп =2,23,  p≤0,01), что объясняется тем, что филологи менее склонны к подражанию и к постановке себя на «место» партнера в отличие от педагогов-психологов.

Различий по уровням эмпатии между филологами и математиками не выявлено, что может быть связано с тем, что специфика их работы схожа, так как в их деятельности преобладает работа с конкретной информацией.

Таким образом, в результате исследования выяснилось, что у большинства студентов будущих педагогов отмечается средний и низкий уровень эмпатии. Это говорит о том, что необходимо просвещать педагогов высших учебных заведений по вопросам развития эмпатийности у студентов - будущих педагогов.

Тем не менее, исследование по данной теме можно продолжить. Было бы интересным сравнить профессионально-важные качества личности у студентов первого и пятого курсов, чтобы проследить, как происходит формирование эмпатии и происходит личностное развитие студентов за время их обучения в вузе.

Для того чтобы подойти к процессу формированию эмпатического поведения, к отработке поведенческих реакций, к созданию педагогических и профессиональных ситуаций с реализацией комплекса педагогических условий и системы средств, обеспечивающих становление эмпатии у студентов, необходимо провести базисную подготовку, сформировав качественный эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты эмпатии.

Формирование эмпатийности связано с тем, чтобы ввести студента в мир педагогических, психологических и этических понятий и терминов; сделать предметом анализа собственные переживания, способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми; ознакомить студентов с основами коммуникативной культуры, научить различать и интерпретировать интонированные речевые обороты, выявить общие мотивы поведения партнеров в общении, выяснить, какая именно информация привлекла внимание того или иного студента, и помочь ему наметить план по самосовершенствованию.

Просмотров работы: 65