Итак, что же такое элективный курс? Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения [1].
Эти курсы должны показывать связь с другими науками (межпредметные элективные курсы), быть посвящены изучению методов познания природы, знакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развивать интерес учащихся к современной технике и производству (прикладные элективные курсы), способствовать выбору будущеё профессии [2].
Проведенный среди учащихся школ города Коломна (Московская область), а также изучение психологической, педагогической и методической литературы позволило выделить особенности преподавания элективных курсов на начальных ступенях изучения химии.
Элективные курсы по химии в 6-7 классах имеют следующие особенности.
Примерам элективных курсов по химии для 6-7 классов могут быть: химия окружающей среды, занимательная химия, химия вокруг нас, удивительный мир химии и т.д.
Большую роль играет название элективного курса. Именно по названию учащиеся выбирают элективный курс. Поэтому оно должно быть четким, интересным, нестандартным, способным заинтересовать ученика.
Так как мы живем в век технического прогресса, то, безусловно, нужно этим пользоваться и применять не только на уроке, но и на элективных курсах. Например, использование ТСО, которые расширяют возможности учителя на элективных курсах (демонстрируют видеозаписи химических опытов, моделируют химические превращения, наглядно демонстрируют изучаемый материал, позволяют в игровой форме объяснять трудные темы и многое другое).
Примером элективного курса отвечающий названым требованиям является составленный элективный курс под названием «Юный эксперт».
Объяснительная записка к программе элективного курса: предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, которым интересен предмет, которые хотели бы удовлетворить познавательные интересы. Курс рассчитан на 10 часов по 40 минут в неделю (1 четверть + 1 час резервный). Курс направлен на развитие познавательной активности и мотивации к изучению химии, развитие творческих способностей школьников, экспериментальная часть способствует развитию исследовательских качеств.
Актуальность курса: позволяет показать роль химии в жизни человека.
Цель курса: возможность удовлетворить интерес в области химии, узнать новое; помочь ориентироваться учащимся в окружающем мире; сформировать интерес к предмету химии; расширить представление о химическом эксперименте;
Задачи курса:
Данный курс включает в себя две части теоретическую (меньшая часть) и практическую (большая часть). Практическая часть включает в себя исследование продуктов питания: исследование состава молочных продуктов, мороженого, шоколада, чипсов, продуктов быстрого приготовления и т.д. [4,5,6] Все проводимые реакции безопасные, наглядные, красочные и яркие. Каждая практическая часть начинается с небольшого выступления учащихся о пользе и вреде исследуемого продукта. Ответы учащихся дополняются учителем, а также объясняются учащимся понятным, доступным языком все химические понятия которые используются на занятии. Все результаты исследований заносятся учащимися в рабочую тетрадь. А материалы элективного курса, темы и материал выступлений они могут найти в электронном учебнике. Рабочая тетрадь и электронный учебник учащиеся получают на первом занятии. На итоговом занятии учащиеся рассказывают рефераты. Темы, которых могут быть такими: альтернативные виды питания (вегетарианство, сыроединие), витамины в продуктах питания, тайна литеры «Е», режим питания, питание по группам крови. После учащиеся совместно с учителем обсуждают выступления, высказывают свое мнение по данной тематике.
На последнем занятии каждый ученик получает сертификат о пройденном элективном курсе.
В ходе посещения учащимися элективных курсов происходит углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение. Что положительно сказывается на них, как на будущих специалистах в любой области.
Список используемой литературы: