Элективные курсы по химии в 6-7 классах - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Элективные курсы по химии в 6-7 классах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Мы живем во времена научно-технического прогресса, новых медицинских и биологических открытий. Все это невозможно без химии и без творчески мыслящих специалистов. Если химия как наука зародилась уже давно, то новых молодых и перспективных специалистов ВУЗы выпускают каждый год. Но способны ли они к научным открытиям? Личные качества, знания, умения человека вносят весомый вклад в ответ на этот вопрос. Но человек развивается на протяжении всей жизни и большую роль в развитии его играет школа, предметы которые он изучает. А для того, что бы каждый урок, каждая изученная тема воспитывала и развивала, изначально необходимо прививать интерес к этому предмету. Учащиеся изучают химию с 7 класса. Но для многих первые темы кажутся сухими, неинтересными. Поэтому для развития и поддержания интереса к предмету, необходимо вводить элективные курсы по химии в школе начиная с 6-7 класса.

Итак, что же такое элективный курс? Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения [1].

Эти курсы должны показывать связь с другими науками (межпредметные элективные курсы), быть посвящены изучению методов познания природы, знакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развивать интерес учащихся к современной технике и производству (прикладные элективные курсы), способствовать выбору будущеё профессии [2].

Проведенный среди учащихся школ города Коломна (Московская область), а также изучение психологической, педагогической и методической литературы позволило выделить особенности преподавания элективных курсов на начальных ступенях изучения химии.

Элективные курсы по химии в 6-7 классах имеют следующие особенности.

  • Кратковременность. Если для старшеклассников можно организовывать элективные курсы в виде спаренных уроков, то для учащихся 6-7 класса оптимально 30-40 минут. В это время они активны, сосредоточены, внимательны и не успевают уставать.
  • Активные формы обучения (элементы исследовательской деятельности, игровые формы, практические работы и т.д.).
  • Интеграция с другими предметами.
  • Доступность. Весь изучаемый материал должен быть понятен учащимся, но тем не менее должна присутствовать научность.
  • Актуальность и новизна. По возможности необходимо сообщать учащимся о новых научных открытиях, разработках, перспективах в области химии.
  • Занимательность.
  • Практическая значимость.
  • Связь с жизнью, производством, профессиями и т.д.
  • Результат посещения элективных курсов (грамоты, сертификаты с такими надписями как «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса» и т.д.)

Примерам элективных курсов по химии для 6-7 классов могут быть: химия окружающей среды, занимательная химия, химия вокруг нас, удивительный мир химии и т.д.

Большую роль играет название элективного курса. Именно по названию учащиеся выбирают элективный курс. Поэтому оно должно быть четким, интересным, нестандартным, способным заинтересовать ученика.

Так как мы живем в век технического прогресса, то, безусловно, нужно этим пользоваться и применять не только на уроке, но и на элективных курсах.  Например, использование ТСО, которые расширяют возможности учителя на элективных курсах (демонстрируют видеозаписи химических опытов, моделируют химические превращения, наглядно демонстрируют изучаемый материал, позволяют в игровой форме объяснять трудные темы и многое другое).

Примером элективного курса отвечающий названым требованиям является составленный  элективный курс под названием «Юный эксперт».

Объяснительная записка к программе элективного курса: предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, которым интересен предмет, которые хотели бы удовлетворить познавательные интересы. Курс рассчитан на 10 часов по 40 минут в неделю (1 четверть + 1 час резервный). Курс направлен на развитие познавательной активности и мотивации к изучению химии, развитие творческих способностей школьников, экспериментальная часть способствует развитию исследовательских качеств.

Актуальность курса: позволяет показать роль химии в жизни человека.

Цель курса: возможность удовлетворить интерес в области химии, узнать новое; помочь ориентироваться учащимся в окружающем мире; сформировать интерес к предмету химии; расширить представление о химическом эксперименте;

Задачи курса:

  • развить познавательные и интеллектуальные способности учащихся;
  • объяснить роль химической науки в питании, быту;
  • привитие интереса, любви к предмету;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, внимания, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Данный курс включает в себя две части теоретическую (меньшая часть) и практическую (большая часть). Практическая часть включает в себя исследование продуктов питания: исследование состава молочных продуктов, мороженого, шоколада, чипсов, продуктов быстрого приготовления и т.д. [4,5,6] Все проводимые  реакции безопасные, наглядные, красочные и яркие. Каждая практическая часть начинается с небольшого выступления учащихся о пользе и вреде исследуемого продукта. Ответы учащихся дополняются  учителем,  а также объясняются учащимся понятным, доступным языком все химические понятия которые используются на занятии. Все результаты исследований заносятся учащимися в рабочую тетрадь. А материалы элективного курса, темы и материал выступлений они могут найти в электронном учебнике. Рабочая тетрадь и электронный учебник учащиеся получают на первом занятии. На итоговом занятии учащиеся рассказывают рефераты. Темы, которых могут быть такими: альтернативные виды питания (вегетарианство, сыроединие), витамины в продуктах питания, тайна литеры «Е», режим питания, питание по группам крови. После учащиеся совместно с учителем обсуждают выступления, высказывают свое мнение по данной тематике.

 На последнем занятии каждый ученик получает сертификат о пройденном элективном курсе.

В ходе посещения учащимися элективных курсов происходит углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение. Что положительно сказывается на них, как на будущих специалистах в любой области.

Список используемой литературы:

  1. Большая Советская энциклопедия. Том 27 - М.: Изд-во Советская энциклопедия, - 1977.- 195с.
  2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов.// Химия в школе,.-2006, № 4. -2-4с.
  3. Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов/ http://www.college.ru/. (11.11.11)
  4. Э.Гроссе, Х.Вайсмантель, «Химия для любознательных».-М.: Химия, 1985 г.-392 с
  5. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии».- М.: ДРОФА, 2008 г. - 210 с
  6. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5
Просмотров работы: 64