Как известно, базовым звеном образования традиционно признано общеобразовательная школа, которая должна служить своим истинным целям - сохранения и передачи традиционных духовных и культурно-исторических ценностей от поколения к поколению. К сожалению, настоящее время шкалой не в полной мере реализовывается возложенная на ней миссия - духовно-нравственное воспитания и развития гражданина России. Часто наши дети в своем Отечестве, относительно своих традиций, чувствуют себя чужими - иностранцами. Все это повышает потребность проектирования педагогических условий для специальной подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся.
В концепции Российского образования поставлена задача «формирования у учащихся гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности»; в законе «Об образовании» на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности»; в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» (2009 г.) включено специальная учебная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В связи с этим на сегодняшний день существуют противоречия, возникшие:- между появлением широких воспитательных возможностей со стороны государственной политики в области образования и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных проблем духовно-нравственного воспитания школьников. (1)На наш взгляд это противоречие можно снять, если в образовательном процессе при подготовке студентов, будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся будут спроектированы специальные педагогические условия: во-первых, организация учебного процесса в форме спецкурса при котором будут уточнены понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; использованы традиционные духовно-нравственные ценности русской классической педагогики; в-третьих, обеспечение специального условия педагогического сотрудничества социальных институтов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: педагогического вуза, школы, семьи и Русской Православной Церковь; в-четвертых, организация самостоятельной творческой деятельности студентов по реализации (апробации) полученных теоретических знаний духовно-нравственного воспитания на практике с учащимися общеобразовательной школы.
В этом направлении можно представить обобщение уже имеющего опыта работы по реализации вышеперечисленных педагогических условий по специальной подготовке студентов II курса историко-филологического факультета ГОУ ВПО «ШГПУ» к духовно-нравственному воспитанию учащихся. (1)
Характеристика педагогических условий подготовки студентов к воспитательной деятельности:
1. Организация учебного процесса в педагогическом вузе по обогащению воспитательного потенциала будущих педагогов знаниями из области традиций духовно-нравственного воспитания русской классической педагогики.
Реализация авторской учебной программы курса по выбору для всех педагогических специальностей «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике».
Программа по своему содержанию призвана содействовать возрождению и активному использованию накопленного опыта традиционной отечественной классической педагогики в области духовно-нравственного воспитания и просвещения учащейся молодежи.
Система российского образования в новых социокультурных условиях с учетом особенностей современных тенденций развития мирового сообщества должна сохранять в лице наших воспитанников традиционные для русского народа духовно-нравственные ценности, культуру и самобытность. В данной ситуации весьма уместен призыв великого педагога, основоположника русской классической педагогики К.Д. Ушинского к педагогам о приоритете использования традиционных национальных ценностей и осторожного отношения к внедрению зарубежного педагогического опыта в деле воспитания: «У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным» (3, - С.9). В действительности отход от лучшего опыта отечественного традиционного воспитания не привел к успешному поиску лучших ценностных ориентаций в социальном и нравственном самоопределении воспитанников.
Целью предлагаемого курса является дать студентам - будущим педагогам специальные знания по классической русской педагогике, способствующие воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся в современных условиях.
Программа курса состоит из четырех разделов: 1. «Традиции духовно-нравственного воспитания в классической русской педагогике и современная школа». 2. «Особенности духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике». 3. «Значение главных социальных институтов семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании». 4. «Методика организации духовно-нравственного воспитания учащихся».
Особенностью учебной программы «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике» является ее интегрированный характер по отношению к разделам вузовского курса педагогики (история педагогики, теория и методика воспитания, социальная педагогика, семейная педагогика) и традиционной русской педагогики (православной педагогики). Это будет способствовать успешному восприятию и овладению студентами курса педагогики как целостной дисциплины. Также интегративный характер курса по выбору будет содействовать систематизации их остаточных знаний, ретрансляции традиционного педагогического опыта и применения его на практике, что, безусловно, будет способствовать успешной работе будущих педагогов по духовно-нравственному воспитанию будущего поколения и возрождению России.
Самостоятельная работа данного курса предполагает:
Выполнение студентами творческих заданий в виде разработок учебно-методических материалов с дидактическими презентациями к программе факультативного курса «Основы православной культуры» в рамках процесса духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ. Творческие разработки демонстрируются и защищаются перед однокурсниками на практических занятиях.
2. Педагогическое сотрудничество между вузом, школой и воскресной школой как условие интеграции воспитательных возможностей духовно-нравственного воспитания.
1. Педагогическое сотрудничество «вуз-школа». В рамках сотрудничества предполагается участие в следующих видах деятельности учебно-воспитательного процесса школы с привлечением студентов в счет практических занятий вышеназванного курса.
Работа с детским коллективом в учебное время. Организация факультативов по нравственной тематике (курса «Основы православной культуры»). Проведение классного часа по духовно-нравственному воспитанию детей. Дискуссии по нравственной тематике. Подготовка учащихся к традиционным Всероссийским олимпиадам по «Основам православной культуры».
Организация досуга детского коллектива. Планирование мероприятий совместно с учащимися. Часы общения, праздники, игры, экскурсии по духовно-культурным историческим центрам страны, края, города. Шефская работа школьников. Уход за могилами предков. Работа по преодолению вредных привычек. Встречи со священником и беседа на духовную тему.
Работа с родителями учащихся. Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное становление детей. Родительские собрания, консультации, беседы. Совместная работа всех участников воспитательного процесса - педагогов, детей, родителей и духовенства в деле духовно-нравственного просвещения. Организация и проведение совместного досуга детей и родителей (праздники, экскурсии, викторины и другие виды деятельности).
2. Педагогическое сотрудничество: «вуз - школа - воскресная школа». Налаживание связи с Русской Православной Церковью предполагает: 1. Знакомство студентов педагогического вуза в рамках курса по выбору с миссией воскресной школы и опытом организации учебно-воспитательного процесса для учащихся общеобразовательных школ; 2. Организация выездных занятий школьников в рамках факультативного курса «Основы православной культуры» в воскресную школу и по духовно-историческим местам региона. 3. Укрепление контактов и совершенствование педагогического взаимодействия указанных социальных институтов оформлением договоров о сотрудничестве между ними.
Анализ опыта реализации педагогических условий: 1. Организация учебного процесса в вузе. С 2009-2010 учебного года апробируется учебная программа курса по выбору для всех педагогических специальностей «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике» в ГОУ ВПО «ШГПУ», на II курсе историко-филологического факультета; 2. Сотрудничество «вуз-школа-воскресная школа». На основе имеющегося опыта работы в школе по реализации основных принципов традиционной русской классической педагогики с 2008-2009 учебного года заключен договор о сотрудничестве ГОУ ВПО «ШГПУ» с МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10» г.о. Шуя. Проводятся занятия по авторской программе факультативного курса «Основы православной культуры» (к.пед.н. Джишкариани Т.Д.). Проведение выездных занятий со школьниками стало традиционным. С 15.12.2009 года данная традиция школы подкреплена договором о сотрудничестве с Воскресной школой Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря, с. Сергеево Шуйского р-на, Ивановской области. Составлен совместный план выездных занятий и мероприятий. В этом году уже активно практикуются выездные занятия, экскурсии, совместные праздничные мероприятия. Тематика занятий как обычно носит комбинированный характер, ее содержание включает несколько смежных тем. Например, «Благолепие православной культуры в окрестностях родного города Шуи», «Назидательная беседа православного священника о чистоте нравов», «Знакомство с воскресной школой храма», встреча с учителями воскресной школы и учащимися, посещающих ее; 2. Целями и задачами занятий и экскурсий служат: воспитание духовно-нравственных качеств учащихся; формирование гражданственности и патриотизма; побуждение интереса к православному храму как духовной святыни Отечества; воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на идеалах святых родного края; воспитание уважение к предкам, историческому прошлому страны (малой Родины) и т.д. В основном поставленные цели и задачи проведенных занятий и мероприятий достигаются благодаря встречам и беседам с православным священником на духовно-нравственную тему. Учащиеся одобряют и изъявляют желание посещать такие занятия и мероприятия, принимать участие в экскурсиях по духовно-культурным центрам Родины.
Лучшие студенческие учебно-методические разработки по учебной программе курса по выбору апробируются студентами-авторами на кружковых и факультативных занятиях по «Основам православной культуры» с учащимися начального звена МОУ «Общеобразовательная основная школа» №10 г.о. Шуя Ивановской области в рамках договора о сотрудничестве с вузом.
Можно отметить разработку учебно-методического материала с мультимедийным сопровождением по теме: «Россия - Родина моя» (Егорова А.Н. и Шибаева А.Е. - студентки 2 курса историко-филологического факультета). Целями урока были поставлены: показать детям роль Христианства в становлении русского государства и формировании духовной культуры России; познакомить детей с духовным смыслом трех родственных понятий: «Родина», «малая Родина», «родительский дом»; раскрыть духовное (христианское) значение государственных символов России. Материалы по обобщению опыта творческой деятельности студентов отмечены грамотой на областном конкурсе молодых ученых.
Творческие разработки студентов были представлены также на:
Таким образом, наше исследование позволяет утверждать, что оптимальность подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников требует специального подхода к организации образовательного процесса в педвузе.
Список использованной литературы: