К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИЙ О ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ СЕМЬИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИЙ О ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ СЕМЬИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наше общество прочно основывается на духовно-нравственных принципах становления личности, которые закладываются и формируются в семье. Для каждого человека семья - это начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что «Семья - это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода» (Энциклопедический словарь. - М, 1994).

Сегодня по Статистическому Отделу ООН Россия по количеству разводов стоит на первом месте [4]. И все же браки заключаются, но к сожалению без учета традиционных духовных основ семьи, которые способствовали укреплению института семьи в целом. В настоящее время более предпочтительна форма совместного проживания. Но это далеко не последняя проблема, которой подверглась современная семья, к этому можно добавить также пьянство, насилие, попрание нравственных и моральных устоев, аборты, однополые и неполные семьи, появление большого числа бездетных семей, массовый отказ от детей, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни.

Создание Семьи в России, исходя из традиционных (православных) нравственных идеалов, основывалось на принципах целомудрия, взаимной любви, верности, нерасторжимости брака, рождения и воспитание детей и т.д. К сожалению современное СМИ, искусство (фильмы, сериалы, и т.д.) становятся источником ложного познания истинного назначения семьи и противоречат русскому менталитету. В связи с этим формирование духовно-нравственных идеалов у молодежи о создании семьи является важной проблемой.

В связи с этим считаем целесообразным организацию духовно-нравственных просветительских бесед со старшеклассниками о высших идеалах, о назначении традиционной русской семьи как социального института, о возрождении традиционных духовно-нравственных ценностей русской семьи в современных условиях и т.д.

Отметим духовные предпосылки становления традиционной русской семьи.

Рождение традиционной русской семьи берет свое начало в Православии и происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1, 28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.[1, с.52]

Церковь усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе. [2, с.50]

В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий - авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Семья есть первая и естественная школа свободы. В ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти путь к внутренней свободе, принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и представить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания. [3, с. 100 ].

Православие подчеркивает значение трех основных отношений в семье: отношения власти, отношения ответственности и отношения любви. Главное преимущество брака перед безбрачием состояло в лучших условиях для воспитания детей.

Муж признается единственным главой семьи: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а она уже родится от него, получает жизнь свою из ребра его. Не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его - чтобы быть ему в сообществе с подобным». Обязанностями мужа в христианской семье: быть духовным главой семьи, ее опорой и защитой, принимать на себя ответственность за судьбу семьи, жены и детей, самоотверженно любить жену и детей, если понадобится - отдать за них свою жизнь. Муж - не только моральная сила семьи, но и ее высший суд, строгий и мудрый.

Обязанностью жены в православии является, прежде всего, стать на второе место в семье, быть покорной мужу. Жена должна быть целомудренной, чистой. Она обручена с мужем для общения, рождения детей, помощи мужу, попечения о доме. Около любящей, преданной жены муж набирается сил.

Воспитание детей в семье. Согласно православному учению, нерадение о детях (отсутствие заботы) - самый большой грех. Ведь ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому на любую сторону, он может стать и ангелом, и дьяволом, в зависимости от воспитания, которое получит. Лучше наставлять детей не словом, а примером своей жизни, так как дети склонны подражать родителям в добром и дурном. Полезно детей учить наукам и художествам, но учить их жить по-христиански крайне необходимо. Как Бог, любя, наказывает избранных, так и христиане, подражая Ему, должны любить и потому наказывать детей своих: «ненаказанные в юности, в зрелости остаются как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные».[3, с.53 - 54]

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. [2, с.96]

Таким образом, семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцев. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении.

Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей.

С целью решения проблемы формирования правильного представления молодежью традиционных ценностей русской семьи, национального самосознания и менталитета нами разработана социально-просветительская программа «Беседы о нравственности: семья - начало начал». Тематика программы компактна и раскрывает основные теоретические аспекты для понимания духовно-нравственных ценностей традиционной русской семьи старшеклассниками.

В ходе реализации программы нами предполагается использование следующих методов: беседы, дискуссии, лекции-дискуссии, просмотр фильмов, написание эссе.

Тематический план программы «Беседы о нравственности: семья - начало начал».

Название тем

Цель

Форма

1

«Понятие о браке и семье».

- раскрыть понятия семьи и брака;

- сформировать представление о семье

Беседа.

2

«Исторические предпосылки формирования брачно - семейных отношений в России».

- показать историю развития брачно - семейных отношений в России.

Беседа.

3

«Брак в зеркале законодательства в современных условиях России».

Тема для размышления: «Что такое гражданский брак?».

- понятие о семейном кодексе.

- объяснить семейные права и обязанности старшеклассников;

- сформировать гражданскую ответственность и правовое самосознание.

Лекция-дискуссия.

4

«Влияние христианства на формирование института семьи в России».

Тема для размышления: «Почему на Руси было принято называть семью  «малой церковью»? ».

-показать влияние христианских добродетелей на примере семьи;

Лекция-дискуссия.

7

«О Таинстве венчания».

-показать духовные предпосылки создания семьи и раскрыть понятие венчания;

Беседа.

5

«Святые отцы и учителя церкви о вступлении в брак и семейной жизни».

- ознакомить учащихся с мыслями  духовных лиц - представителей православной церкви об институте семьи;

Лекция.

6

«Традиционные духовно - нравственные ценности русской семьи».

Вопрос для размышления:

«Какая она традиционная русская семья?».

- сформировать представление о семейных ценностях;

- обозначить основные духовно-нравственные ценности традиционной русской семьи.

Беседа.

8

«О целомудрии».

Вопрос для размышления «Можно ли вступать в брак по любви?».

- выявить представления о семье и браке у учащихся.

Беседа. Написание эссе, дискуссия.

9

«Семья Романовых как пример благочестивой семьи».

-выявить степень освоения и осознания по пройденному материалу понятия семьи и брака.

Беседа.

10

«Брак - долгое плавание в тесной каюте».

-показать и объяснить возможность возникновения проблем в семье и возможности их решения.

Дискуссия.

К программе прилагается научно-документальные фильмы о браке и семье:

  • «Психология семейных отношений»;
  • «О целомудрии», ученые-генетики о тайне целомудрия;
  • «Многодетная семья - любовь спланировать нельзя»;
  • «Истинные причины развода», фильм беседа с Т.В. Шишовой, психологом, публицистом, педагогом;
  • «Кто качает колыбель» о демографических проблемах;
  • «Я всей душой тебя люблю».
  • «Основа семьи - истинная любовь».

Нами также разработаны просветительские буклеты:

«О Таинстве венчания»; «Один раз на всю жизнь», «символическая хронология возраста семьи».

Разработанная социально-просветительская программа «Беседы о нравственности: Семья - начало начал»  будет реализована нами при прохождении педагогической практики на IV курсе в будущем году.

Литература

  1. Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование/ Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - 100 с.
  2. Зритнева Е.И. Семьеведение М.: ВЛАДОС. 2006. - 246с
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.:
  4. http://www.cef.ru/news/russia/?id=2907
Просмотров работы: 15