Сегодня по Статистическому Отделу ООН Россия по количеству разводов стоит на первом месте [4]. И все же браки заключаются, но к сожалению без учета традиционных духовных основ семьи, которые способствовали укреплению института семьи в целом. В настоящее время более предпочтительна форма совместного проживания. Но это далеко не последняя проблема, которой подверглась современная семья, к этому можно добавить также пьянство, насилие, попрание нравственных и моральных устоев, аборты, однополые и неполные семьи, появление большого числа бездетных семей, массовый отказ от детей, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни.
Создание Семьи в России, исходя из традиционных (православных) нравственных идеалов, основывалось на принципах целомудрия, взаимной любви, верности, нерасторжимости брака, рождения и воспитание детей и т.д. К сожалению современное СМИ, искусство (фильмы, сериалы, и т.д.) становятся источником ложного познания истинного назначения семьи и противоречат русскому менталитету. В связи с этим формирование духовно-нравственных идеалов у молодежи о создании семьи является важной проблемой.
В связи с этим считаем целесообразным организацию духовно-нравственных просветительских бесед со старшеклассниками о высших идеалах, о назначении традиционной русской семьи как социального института, о возрождении традиционных духовно-нравственных ценностей русской семьи в современных условиях и т.д.
Отметим духовные предпосылки становления традиционной русской семьи.
Рождение традиционной русской семьи берет свое начало в Православии и происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1, 28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.[1, с.52]
Церковь усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе. [2, с.50]
В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий - авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.
Семья есть первая и естественная школа свободы. В ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти путь к внутренней свободе, принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и представить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания. [3, с. 100 ].
Православие подчеркивает значение трех основных отношений в семье: отношения власти, отношения ответственности и отношения любви. Главное преимущество брака перед безбрачием состояло в лучших условиях для воспитания детей.
Муж признается единственным главой семьи: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а она уже родится от него, получает жизнь свою из ребра его. Не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его - чтобы быть ему в сообществе с подобным». Обязанностями мужа в христианской семье: быть духовным главой семьи, ее опорой и защитой, принимать на себя ответственность за судьбу семьи, жены и детей, самоотверженно любить жену и детей, если понадобится - отдать за них свою жизнь. Муж - не только моральная сила семьи, но и ее высший суд, строгий и мудрый.
Обязанностью жены в православии является, прежде всего, стать на второе место в семье, быть покорной мужу. Жена должна быть целомудренной, чистой. Она обручена с мужем для общения, рождения детей, помощи мужу, попечения о доме. Около любящей, преданной жены муж набирается сил.
Воспитание детей в семье. Согласно православному учению, нерадение о детях (отсутствие заботы) - самый большой грех. Ведь ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому на любую сторону, он может стать и ангелом, и дьяволом, в зависимости от воспитания, которое получит. Лучше наставлять детей не словом, а примером своей жизни, так как дети склонны подражать родителям в добром и дурном. Полезно детей учить наукам и художествам, но учить их жить по-христиански крайне необходимо. Как Бог, любя, наказывает избранных, так и христиане, подражая Ему, должны любить и потому наказывать детей своих: «ненаказанные в юности, в зрелости остаются как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные».[3, с.53 - 54]
Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. [2, с.96]
Таким образом, семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцев. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении.
Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей.
С целью решения проблемы формирования правильного представления молодежью традиционных ценностей русской семьи, национального самосознания и менталитета нами разработана социально-просветительская программа «Беседы о нравственности: семья - начало начал». Тематика программы компактна и раскрывает основные теоретические аспекты для понимания духовно-нравственных ценностей традиционной русской семьи старшеклассниками.
В ходе реализации программы нами предполагается использование следующих методов: беседы, дискуссии, лекции-дискуссии, просмотр фильмов, написание эссе.
Тематический план программы «Беседы о нравственности: семья - начало начал».
№ |
Название тем |
Цель |
Форма |
1 |
«Понятие о браке и семье». |
- раскрыть понятия семьи и брака; - сформировать представление о семье |
Беседа. |
2 |
«Исторические предпосылки формирования брачно - семейных отношений в России». |
- показать историю развития брачно - семейных отношений в России. |
Беседа. |
3 |
«Брак в зеркале законодательства в современных условиях России». Тема для размышления: «Что такое гражданский брак?». |
- понятие о семейном кодексе. - объяснить семейные права и обязанности старшеклассников; - сформировать гражданскую ответственность и правовое самосознание. |
Лекция-дискуссия. |
4 |
«Влияние христианства на формирование института семьи в России». Тема для размышления: «Почему на Руси было принято называть семью «малой церковью»? ». |
-показать влияние христианских добродетелей на примере семьи; |
Лекция-дискуссия. |
7 |
«О Таинстве венчания». |
-показать духовные предпосылки создания семьи и раскрыть понятие венчания; |
Беседа. |
5 |
«Святые отцы и учителя церкви о вступлении в брак и семейной жизни». |
- ознакомить учащихся с мыслями духовных лиц - представителей православной церкви об институте семьи; |
Лекция. |
6 |
«Традиционные духовно - нравственные ценности русской семьи». Вопрос для размышления: «Какая она традиционная русская семья?». |
- сформировать представление о семейных ценностях; - обозначить основные духовно-нравственные ценности традиционной русской семьи. |
Беседа. |
8 |
«О целомудрии». Вопрос для размышления «Можно ли вступать в брак по любви?». |
- выявить представления о семье и браке у учащихся. |
Беседа. Написание эссе, дискуссия. |
9 |
«Семья Романовых как пример благочестивой семьи». |
-выявить степень освоения и осознания по пройденному материалу понятия семьи и брака. |
Беседа. |
10 |
«Брак - долгое плавание в тесной каюте». |
-показать и объяснить возможность возникновения проблем в семье и возможности их решения. |
Дискуссия. |
К программе прилагается научно-документальные фильмы о браке и семье:
Нами также разработаны просветительские буклеты:
«О Таинстве венчания»; «Один раз на всю жизнь», «символическая хронология возраста семьи».
Разработанная социально-просветительская программа «Беседы о нравственности: Семья - начало начал» будет реализована нами при прохождении педагогической практики на IV курсе в будущем году.
Литература